О новом для предпринимателей с 2014 года
Как всегда, с наступлением нового года вступают в силу изменения для налогоплательщиков, в том числе для индивидуальных предпринимателей. Не стал исключением и 2014 год. Вкратце расскажем, что он сулит коммерсантам.
Налоговый контроль
Суммы налогов надо исчислять в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. Ранее такое правило было установлено только для НДФЛ.
Основание: дополнена ст. 52 НК РФ, утратил силу п. 4 ст. 225 (п. 9 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).
На предпринимателей теперь распространяются положения:
- статьи 120 НК РФ об ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- статьи 126 НК РФ об ответственности за непредставление сведений о налогоплательщике (документов).
Основание: п. 34 и 35 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
Налоговый орган получил право при проведении камеральной налоговой проверки:
- на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), - потребовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета);
- на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы такие показатели до и после их изменений.
Основание: дополнен п. 3 ст. 88 НК РФ, и в нее добавлен п. 8.3 (п. 8 "а" и "д" ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Налог на добавленную стоимость
Все плательщики НДС, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представлять декларацию по НДС в электронной форме. В письмах Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592@ поясняется, что эта обязанность возникает с отчетности за I квартал 2014 года*(1).
Основание: изменен п. 5 ст. 174 НК РФ (абз. 2 пп. "а" п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Лица, не являющиеся плательщиками НДС, при выставлении и (или) получении ими счетов-фактур во время осуществления предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Основание: ст. 169 НК РФ дополнена п. 3.1 (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Декларацию по НДС представляют налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой этого налога.
Основание: изменен п. 5 ст. 174 НК РФ (абз. 3 пп. "а" п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
При совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, теперь не надо выставлять счета-фактуры.
Основание: изменены п. 5 ст. 168 и п. 3 ст. 169 НК РФ (п. 2 и пп. "а" п. 3 Законопроекта N 115132-6*(2)).
Плательщики НДС при реализации ценных бумаг должны составлять счета-фактуры в общем порядке.
Основание: утратил силу п. 4 ст. 169 НК РФ (пп. "б" п. 3 Законопроекта N 115132-6).
Уточнен порядок ведения раздельного учета плательщиками НДС, установлены его особенности для случая совершения операций с ценными бумагами.
Основание: утратил силу абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ, в данную статью добавлен новый п. 4.1 (п. 4 Законопроекта N 115132-6).
Налог на доходы физических лиц
Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, установлен на 2014 год равным 1,216. Таким образом, фиксированный авансовый платеж по НДФЛ для иностранных граждан, работающих по найму у физических лиц, находящихся на патенте, выданном в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ, составит 1 216 руб.
Основание: Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652.
В отношении амортизируемых основных средств, которые были приняты на учет после 1 января 2014 года, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, не применяется повышенный коэффициент к основной норме амортизации.
Основание: пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ.
Не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет (а не с использованием, как ранее) бюджетных средств целевого финансирования.
Основание: изменен пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ (пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ).
В целях начисления амортизации первоначальная стоимость имущества уменьшается на сумму расходов, произведенных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Основание: изменен п. 1 ст. 257 НК РФ (пп. "а" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ).
Исключительные права на аудиовизуальные произведения в Налоговом кодексе прямо указаны как НМА. Налогоплательщик вправе самостоятельно определить по ним срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Основание: изменены п. 3 ст. 257, абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. "б" п. 3 и п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ).
Расходы на рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании применяются к вычету без ограничений.
Основание: изменен п. 4 ст. 264 НК РФ (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ).
В 2014-м, как и в 2013 году, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБР, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной произведению ставки рефинансирования ЦБР и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Основание: продлено действие п. 1.1 ст. 269 НК РФ (ст. 2 Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ).
Транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц
Крайний срок для уплаты имущественных налогов физическими лицами перенесен с 1 ноября на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Основание: изменены абз. 3 п. 1 ст. 363 и абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (п. 3 и 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ).
Страховые взносы
До 2018 года продлено право уплачивать страховые взносы только в ПФР в размере 20% для индивидуальных предпринимателей:
- применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности по ОКВЭД которых являются некоторые виды деятельности (приведены в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- применяющих ПСНО, за исключением коммерсантов, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Основание: изменена ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 333-ФЗ).
Плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают страховые взносы без разделения на страховую и накопительную часть. Уплата страховых взносов также производится одним платежным поручением с указанием КБК, предназначенного для учета страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.
Основание: изменена ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ).
В 2014 году применяются следующие тарифы страховых взносов для их плательщиков, в том числе предпринимателей, осуществляющих производство, выпускающих в свет (в эфир) и (или) издающих СМИ (за исключением специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств; издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций (пп. 7 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ): в ПФР - 23,2% (в 2013 году - 21,6%), в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 3,9% (в 2013 году - 3,5%).
Основание: п. 9 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ч. 3.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в 2014 году применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 6% (в 2013 году - 4%).Основание: п. 1 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в 2014 году применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4% (в 2013 году - 2%).
Основание: п. 2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена в размере 624 000 руб. нарастающим итогом.
Основание: ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101).
Сумма отчислений в ПФР для самозанятых граждан в 2014 году будет рассчитываться исходя из однократного МРОТ (в 2013 году расчет велся из двукратного МРОТ) и составит 17 328,48 руб.
Если величина дохода индивидуального предпринимателя - плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., он дополнительно уплачивает 1% от дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может превышать размер, определяемый как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз. В 2014 году данное ограничение составит 138 627,84 руб.
Основание: Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Данные взносы в 2014 году уплачиваются страхователями в порядке и по тем же тарифам *(3), как в 2013 году.
Основание: Федеральный закон от 02.12.2013 N 323-ФЗ.
В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составит 1 млн. руб.
Основание: изменена ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (Федеральный закон от 02.12.2013 N 331-ФЗ).
Единый налог на вмененный доход
Коэффициент-дефлятор, необходимый индивидуальным предпринимателям в целях применения гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, на 2014 год установлен равным 1,672.
Основание: Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652.
Упрощенная система налогообложения
Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ, на 2014 год установлен равным 1,067. Таким образом, величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСНО и ПСНО, составит 64 020 тыс. руб.; потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСНО, - от 106,7 тыс. руб. до 1,067 млн. руб.
Основание: п. 4 ст. 346.13, п. 7 ст. 346.43 НК РФ (Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652).
Физическое лицо может подать заявление на получение патента одновременно с документами на его регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Основание: изменен п. 2 ст. 346.45 НК РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ).
Если налогоплательщиком на патенте не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ, подавать в ИФНС заявление об утрате права на применение ПСНО не нужно.
Основание: изменен п. 2 ст. 346.45 НК РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ).
Что еще нужно знать?
С 01.01.2014 величина МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлена в размере 5 554 руб.
Основание: Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ.
Изменились правила заполнения платежных документов при перечислении денежных средств в бюджет РФ, в частности теперь:
- применяется классификатор ОКТМО вместо ОКАТО;
- ИП в поле "Плательщик" в дополнение к имеющейся в нем информации указывают информацию об адресе места жительства (пребывания);
- введены новые значения для реквизитов 106 (основание платежа) и 108 (номер документа);
- изменился перечень показателей типа платежа (реквизит 110);
- появился новый реквизит "Код", в котором указывается значение УИН;
- при перечислении страховых платежей в реквизитах 106, 107, 109 и 110 (соответственно показатели основания платежа, налогового периода, даты документа и типа платежа) указывается "0";
- в реквизите 108 физическое лицо, перечисляющее страховые взносы за себя, указывает сведения о себе (данные паспорта, СНИЛС или иного документа).
Основание: Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н*(4).
Предполагается, что формы кассовых документов изменятся и будут установлены новым Указанием ЦБР "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"*(5), которое должно применяться с 01.01.2014 вместо Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П.
Согласно новому документу индивидуальные предприниматели будут вправе:
- не устанавливать лимит остатка наличных денег;
- не оформлять приходный и расходный кассовые ордера, а также не вести кассовую книгу, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов) на основании первичных документов.
Е.С. Казаков,
эксперт журнала "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
(1) Подробнее об этом читайте статью М.К. Мишиной "Внимание: с 2014 года декларации по НДС представляем в электронной форме!", стр. 27.
*(2) Принят Советом Федерации 25.12.2013 и на момент подготовки журнала к печати находился на подписи у Президента РФ.
*(3) Установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
*(4) На момент подготовки журнала к печати документ не был опубликован.
*(5) На момент подготовки журнала к печати данное указание не было подписано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"