Конфликт интересов в банке
В данной статье мы рассмотрим такую проблему в сфере корпоративного управления в банках, как конфликт интересов, дадим практические рекомендации в виде мер по предотвращению такого конфликта. Также затронем вопросы урегулирования конфликта интересов.
Виды конфликтов интересов
При осуществлении деятельности банка возможно возникновение конфликтов интересов в силу противоречия между имущественными или иными интересами банка (его органов управления, должностных лиц, сотрудников) и имущественными или иными интересами кредиторов, контрагентов, вкладчиков и иных клиентов, когда в результате действия (бездействия) органов управления банка и (или) его сотрудников могут быть допущены случаи нарушения прав и законных интересов клиента.
Кроме того, возможно возникновение конфликтов интересов (корпоративного конфликта) между интересами участников банка, между интересами органов управления банка и участником (участниками).
В настоящей статье рассматриваются следующие случаи возникновения конфликтов интересов:
- между участниками банка;
- органами управления банка и его участниками;
- органами управления, должностными лицами, сотрудниками банка и клиентами;
- банком и должностными лицами, сотрудниками банка при осуществлении ими служебных обязанностей.
Причины (условия) возникновения конфликтов интересов
Корпоративные конфликты могут возникать между участниками банка, между органами управления банка и участниками в результате:
- несоблюдения требований законодательства, нормативных актов и внутренних документов банка;
- неспособности участников оказывать существенное влияние на деятельность банка и на принимаемые общим собранием участников и советом директоров решения;
- заключения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, без предварительного согласования уполномоченными органами;
- принятия органами управления решений, которые могут привести к ухудшению финансового состояния банка;
- нераскрытия информации в соответствии с действующим законодательством либо предоставления неполной информации лицами, входящими в органы управления банка, о должностях, занимаемых в органах управления других организаций, о владении долями (акциями) других компаний. Конфликты интересов, которые могут возникать между органами управления, должностными лицами, сотрудниками и клиентами в результате:
- несоблюдения законодательства, учредительных и внутренних документов банка;
- несоблюдения принципа приоритета интересов клиента перед интересами банка;
- несоблюдения норм делового общения и принципов профессиональной этики;
- неисполнения договорных обязательств как со стороны банка, так и со стороны клиентов.
Конфликты интересов, которые могут возникнуть между банком и должностными лицами, сотрудниками в результате:
- нарушения требований законодательства и внутренних документов общества;
- несоблюдения норм делового общения и принципов профессиональной этики;
- несоблюдения внутрибанковских лимитов при проведении сделок со связанными с кредитной организацией лицами, а также льготных сделок;
- ведения коммерческой деятельности как собственной, так и членами семьи;
- наличия финансовых интересов в другой компании, с которой банк поддерживает деловые отношения;
- работы по совместительству в другой компании руководителем, должностным лицом или участия в её органах управления;
- предоставления деловых возможностей другим компаниям в ущерб интересам общества в силу личных интересов.
Предотвращение конфликтов интересов
Возможны следующие меры по предотвращению конфликтов интересов, обязательные для выполнения органами управления, должностными лицами и сотрудниками банка.
В целях предотвращения любых видов конфликтов интересов органы управления, должностные лица и сотрудники банка должны (общие меры):
- соблюдать требования законодательства, нормативных актов, устава и внутренних документов банка;
- воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций;
- обеспечивать эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управление банковскими рисками;
- исключить возможность вовлечения банка в осуществление противоправной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, и финансирование терроризма;
- обеспечивать максимально возможную результативность при совершении банковских операций и других сделок;
- осуществлять контроль за соблюдением внутрибанковских лимитов при совершении банковских операций и сделок, а также сделок со связанными с банком лицами и льготных сделок;
- осуществлять внутренний и внешний контроль в соответствии с уставом и внутренними документами банка;
- предоставлять на рассмотрение совета директоров отдельные сделки или ряд взаимосвязанных сделок, суммы которых превышают размеры установленных внутрибанковских лимитов на эти сделки;
- предоставлять совету директоров информацию обо всех сделках со связанными с банком лицами и льготных сделках банка;
- осуществлять проверки службой внутреннего контроля и внешнего аудитора условий совершения сделок со связанными лицами и льготных сделок;
- обеспечивать учёт информации об аффилированных лицах, об участниках банка и их аффилированных лицах, об инсайдерах банка;
- обеспечить соблюдение порядков совершения сделок:
1) с аффилированными лицами;
2) участниками банка и их аффилированными лицами;
3) инсайдерами банка;
4) лицами, сделки с которыми осуществляются на льготных условиях либо характеризовались регулярными убытками для банка, а также лицами, сделки с которыми предусматривают обмен (продажу) активов банка с оплатой векселями либо продажу (покупку) одних и тех же активов с их последующей покупкой (продажей);
- не совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью без предварительного одобрения их уполномоченными органами банка;
- осуществлять раскрытие информации о деятельности банка в соответствии с требованиями действующего законодательства и дополнительной информации согласно внутренним документам банка;
- обеспечивать достоверность бухгалтерской отчётности и иной публикуемой информации, предоставляемой участникам и клиентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
- разрабатывать и совершенствовать меры по предупреждению использования в личных целях имеющейся в банке информации лицами, имеющими доступ к такой информации;
- своевременно рассматривать достоверность и объективность негативной информации о банке в средствах массовой информации и иных источниках. Осуществлять своевременное реагирование по каждому факту появления негативной или недостоверной информации;
- обеспечивать устойчивое достижение доходности банка в среднесрочном и долгосрочном периоде;
- участвовать в выявлении банковских рисков и недостатков системы внутреннего контроля банка;
- обеспечивать адекватность выплачиваемого вознаграждения членам органов управления финансовому состоянию банка, а также тому, насколько достигнутые результаты деятельности банка соответствуют запланированным показателям;
- соблюдать принципы профессиональной этики.
В дополнение к общим мерам в целях предотвращения конфликтов интересов между участниками банка, а также между органами управления, должностными лицами, сотрудниками банка и его участниками органы управления, должностные лица, сотрудники банка должны:
- соблюдать права участников, закреплённые законом об обществах с ограниченной ответственностью, нормативными актами, уставом и внутренними документами банка;
- обеспечить своевременное доведение до участников чёткой и обоснованной позиции банка в вопросах обеспечения законных прав участников;
- предоставлять участникам исчерпывающую информацию по вопросам, которые могут стать предметом конфликта;
- выявлять сделки, в совершении которых имеется заинтересованность членов органов управления банка при приобретении акций (долей) конкурирующего общества, а также участие в органах управления таких лиц;
- стремиться к тому, чтобы в состав совета директоров выдвигались независимые директора для обеспечения объективности, взвешенности и независимости принимаемых управленческих решений.
В дополнение к общим мерам в целях предотвращения конфликтов интересов между органами управления, должностными лицами, сотрудниками банка и клиентами органы управления, должностные лица, сотрудники банка должны:
- обеспечить сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных банку клиентами и корреспондентами;
- обеспечить своевременность расчётов по поручениям клиентов, выплат сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчётов по иным сделкам;
- обеспечить условия, при которых на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении, может быть наложен арест или обращено взыскание только в порядке, предусмотренном законодательством и нормативными актами;
- обеспечить предоставление информации по операциям и счетам юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и другими нормативными актами;
- обеспечивать строгое соблюдение тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов банка и его корреспондентов, а также иной коммерческой тайны банка;
- взимать с клиента комиссии, вознаграждения и иные платежи в размере, установленном на взаимно согласованной основе в договоре, или по тарифам, информация о которых полностью раскрыта;
- не допускать совершения сделок, не отвечающих интересам клиентов банка, целью которых является увеличение комиссионных и иных платежей, получаемых банком;
- выполнять операции (сделки) для своих клиентов профессионально, тщательно и добросовестно, а также выполнять поручения клиентов по возможности наилучшим образом сточки зрения финансовой эффективности, исходя из текущей конъюнктуры рынка;
- совершать от имени клиента операции (сделки) строго в рамках полномочий, предусмотренных в договоре или в иных документах;
- исключить сознательное использование сотрудниками ситуации в личных целях при очевидной ошибке клиента (в том числе при ошибке в заявке, заявлении и ином документе, подписанном клиентом). В случае наличия такой ошибки в поручении клиента сотрудник банка должен принять разумные усилия по предотвращению выполнения ошибочного поручения и информировать об этом клиента;
- обеспечить, чтобы выданные клиенту рекомендации основывались на добросовестном анализе имеющейся информации по данному вопросу;
- неукоснительно выполнять нормативы обязательных резервов по привлечённым денежным средствам в порядке, определённом Банком России;
- совершенствовать систему сохранения созданной, приобретённой и накопленной в процессе деятельности банка информации, с тем чтобы без согласия органов управления банка или уполномоченных должностных лиц информация, отнесённая к служебной или составляющей коммерческую тайну, находящаяся в банке на бумажных, магнитных и других видах её носителей, не стала предметом продажи, передачи, копирования, размножения, обмена и иного распространения и тиражирования.
В дополнение к общим мерам в целях предотвращения конфликтов интересов между банком и должностными лицами, сотрудниками при исполнении ими служебных обязанностей должностные лица и сотрудники обязаны:
- соблюдать нормы делового общения и принципы профессиональной этики;
- заключать договоры в пределах установленных лимитов;
- поставить в известность вышестоящее должностное лицо или органы управления о намерении приобрести долю (акции) конкурирующей с банком компании;
- своевременно информировать вышестоящее должностное лицо о возникновении обстоятельств, способствующих возникновению конфликтной ситуации;
- письменно уведомить вышестоящее должностное лицо о компании (компаниях), в которой (которых) должностное лицо или члены его семьи имеют значительный финансовый интерес и с которой банк ведёт или предполагает вести коммерческую деятельность;
- воздерживаться от любой деятельности, которая непосредственным образом влияет на отношения между банком и компанией (компаниями), в которой должностное лицо или члены его семьи имеют значительный финансовый интерес или являются аффилированными лицами;
- предварительно получить разрешение председателя совета директоров на участие в органах управления другой компании, интересы которой могут противоречить интересам банка;
- заблаговременно сообщить вышестоящему должностному лицу о своём намерении работать по совместительству в другой компании и предоставить информацию, подтверждающую, что предполагаемая работа не противоречит интересам банка.
Руководство банка должно обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, который может повлечь за собой неблагоприятные последствия для банка и (или) его клиентов, и условия его возникновения, совершение преступлений и осуществление иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок, а также предоставление одному и тому же подразделению или служащему права:
- совершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и (или) отражение в учёте;
- санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;
- проводить операции по счетам клиентов банка и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность банка;
- предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам банка и совершать операции с теми же клиентами;
- оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заёмщика;
- совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.
Урегулирование конфликтов интересов
Для урегулирования конфликтов интересов, возникающих в банке, органы управления, должностные лица и сотрудники банка осуществляют досудебные процедуры с целью поиска такого решения, которое, являясь законным и обоснованным, отвечало бы интересам банка.
Должностные лица обязаны обеспечить учёт и своевременное рассмотрение писем, заявлений и требований (в том числе устных) участников и клиентов, поступающих на имя органов управления, секретаря и в структурные подразделения. Учёт корпоративных конфликтов обычно возлагается на секретаря банка, который готовит предварительную оценку корпоративному конфликту, необходимые документы по существу вопроса и по согласованию с председателем правления банка передаёт их в тот орган банка, к компетенции которого отнесено рассмотрение данного корпоративного конфликта.
Секретарь банка анализирует часто встречающиеся вопросы и требования участников, принимает решения о необходимости предоставления дополнительной информации всем участникам по этим вопросам или вносит предложение председателю правления банка по изменению внутренних порядков и инструкций, проведению иных мероприятий с целью устранения причин, порождающих данного рода обращения.
Сотрудник, получивший от клиента или из иных источников информацию о конфликтной ситуации, обязан незамедлительно информировать об этом вышестоящее должностное лицо. В случае невозможности урегулирования конфликта на уровне структурного подразделения руководитель подразделения представляет председателю правления банка или его заместителю информацию о конфликте, причинах его возникновения, мерах, которые были приняты. Председатель правления банка или его заместитель определяет порядок урегулирования конфликта, назначает уполномоченное лицо. При необходимости председатель правления банка создаёт комиссию для урегулирования конфликта интересов.
Уполномоченное лицо (комиссия) принимает все меры для урегулирования конфликта интересов. При невозможности урегулирования конфликта интересов председатель правления банка вносит вопрос на рассмотрение правления, направляет сведения о конфликте председателю совета директоров. На основании решения правления вопрос о конфликте интересов может быть вынесен для рассмотрения совета директоров банка.
Сведения о конфликте, который на каком-либо этапе своего развития затрагивает или может затронуть интересы председателя правления банка, передаются для принятия решения о порядке урегулирования конфликта совету директоров банка.
Совет директоров может образовать из числа своих членов специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.
Если в результате рассмотрения конфликта возникает необходимость в разработке или внесении изменений в действующие внутренние документы банка, совет директоров или правление принимает решение о разработке документа либо внесении соответствующих изменений.
Должностные лица банка для урегулирования любого вида конфликта интересов, возникающего в банке, должны:
- максимально быстро выявлять возникающие конфликты интересов, определять их причины;
- чётко разграничивать компетенцию и ответственность органов управления банка;
- определять уполномоченное лицо банка или, в случае такой необходимости, создавать комиссию по урегулированию конфликта;
- в максимально короткие сроки определить позицию банка по существу конфликта, принять соответствующее решение и довести его до сведения другой стороны конфликта;
- направить другой стороне конфликта полный и обстоятельный ответ, чётко обосновывающий позицию банка в конфликте, а сообщение об отказе удовлетворить просьбу или требование участника конфликта мотивировать на основании законодательства, нормативных актов, устава и внутренних регламентирующих документов, утверждённых общим собранием участников банка;
- обеспечить возможность сообщения уполномоченным лицом, участвующим в разрешении конфликта, немедленно о том, что конфликт затрагивает или может затронуть его интересы или интересы членов его семьи;
- обеспечить возможность отстранения лиц, чьи интересы затрагивает или может затронуть конфликт, от участия в разрешении и принятии решения по этому конфликту.
В дополнение к вышеизложенному для урегулирования корпоративных конфликтов между участниками,
между органами управления банка и участниками:
- по предложению совета директоров или исполнительных органов уполномоченное лицо банка может выступить в качестве посредника при урегулировании конфликта, возникшего между участниками банка;
- уполномоченное лицо либо уполномоченный орган банка может участвовать в переговорах между участниками, предоставлять участникам имеющиеся в их распоряжении и относящиеся к конфликту информацию и документы, разъяснять нормы законодательства, устава и внутренних документов банка;
- уполномоченные органы или уполномоченные лица банка дают советы и рекомендации участникам, готовят проекты документов об урегулировании конфликта для их подписания участниками, от имени банка в пределах своей компетенции принимают обязательства перед участниками в той мере, в какой это может способствовать урегулированию конфликта;
- органы управления банка в соответствии со своей компетенцией должны организовать реализацию решения по урегулированию корпоративного конфликта и содействовать исполнению соглашений, подписанных от имени банка с участником конфликта. В случаях, когда между стороной конфликта и банком нет спора по существу их обязательств, но возникли разногласия о порядке, способе, сроках и иных условиях их выполнения, банк должен предложить участнику конфликта урегулировать возникшие разногласия и изложить условия, на которых банк готов удовлетворить требование участника;
- если согласие банка удовлетворить требование участника сопряжено с необходимостью совершения этой стороной каких-либо действий, предусмотренных законодательством, уставом или иными внутренними документами банка, то в ответе банка исчерпывающим образом указываются такие условия, а также сообщается необходимая для их выполнения информация (например, размер платы за изготовление копий запрошенных участником документов или банковские реквизиты банка и т.д.).
* * *
В отличие от заинтересованности или процедур одобрения крупных сделок конфликт интересов слабо урегулирован в законодательстве. Однако он является одним из обязательных вопросов при оценке корпоративного управления в ходе проверок Банка России. Важно, по мнению ЦБ РФ, всячески избегать причин возникновения такого конфликта интересов даже потенциально.
Р. Пашков,
зам. начальника юридического департамента
КБ "Старый Кремль"
"Бухгалтерия и банки", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"