Контрактная служба или комиссия по осуществлению закупок
С 1 января 2014 года отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ*(1). В нашем журнале в N 8-10 за 2013 год мы рассказывали об основных положениях данного закона, касающихся способов осуществления закупок, а также о вопросах исполнения, изменения и расторжения контракта. В этой статье мы рассмотрим нормы законодательства, которые указывают на необходимость создания в учреждении контрактной службы или комиссии по осуществлению закупок.
Закупочная деятельность в государственных (муниципальных) учреждениях должна осуществляться контрактной службой или комиссией по осуществлению закупок.
Контрактная служба
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная служба создается у заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным.
Если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, то он назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий) (п. 2 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ).
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631.
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия (п. 4 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ):
- разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения (вступает в силу с 1 января 2015 года (ст. 114 Федерального закона N 44-ФЗ);
- разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения (ст. 114 Федерального закона N 44-ФЗ);
- осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы;
- организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Федеральным законом N 44-ФЗ при централизации закупок в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные данным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Обращаем ваше внимание на то, что ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон N 396-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ. В соответствии с пп. "ж" п. 45 ст. 46 Федерального закона N 396-ФЗ, ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена п. 28, согласно которому контрактная служба в учреждении должна быть создана до 31 марта 2014 года.
Комиссия по осуществлению закупок
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия) (п. 1 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание! Необходимости создания комиссии не возникает, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
До начала проведения закупки заказчик принимает решение о создании комиссии. При этом определяются ее состав и порядок работы, а также назначается председатель комиссии (п. 2 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).
В зависимости от способа определения поставщиков учреждение может формировать комиссии нескольких видов или единую комиссию.
Максимальное число членов комиссии не ограничено, однако минимальное их количество должно быть:
1) не менее пяти человек:
- в конкурсной комиссии, созданной для проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса;
- в аукционной комиссии, созданной для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона;
- в котировочной комиссии, созданной для проведения запроса котировок;
- в единой комиссии - независимо от способа;
2) не менее трех человек:
- в комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, созданной для проведения запроса предложений.
Если закупки заказчика не отличаются спецификой и не требуется участие в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.
В то же время, когда осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.
Так, согласно п. 4 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии.
Пунктом 6 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть:
- физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
- физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении;
- физические лица, состоящие в штате организаций, подавших данные заявки на участие в конкурсе;
- физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки);
- физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки;
- физические лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок, должностные лица контрольного органа в сфере закупок.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии (п. 7 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов. Все члены комиссии должны быть своевременно уведомлены ее председателем о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Согласно п. 9 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ решение комиссии, принятое в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном этим законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Квалификационные требования к работникам контрактной
службы и членам комиссии по осуществлению закупок
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ).
В состав комиссии по осуществлению закупок должны входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (п. 5 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).
Минэкономразвития подготовило Письмо от 23.09.2013 N Д28и-1070 "О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно приведенным разъяснениям профессионализм заказчика определен ст. 9 Федерального закона N 44-ФЗ как один из принципов контрактной системы. В соответствии с этим контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Вместе с тем в соответствии с п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом если все работники контрактной службы к 01.01.2016 для осуществления их полномочий в соответствии с вышеназванным законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.
По мнению Минэкономразвития, действие ст. 9 "Принцип профессионализма заказчика" Федерального закона N 44-ФЗ и п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 года.
По информации Минэкономразвития на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова (Протокол от 05.09.2013 N ДМ-П36-65пр) была поставлена задача по анализу организации системы подготовки и повышения квалификации сотрудников, занятых закупочной деятельностью, а на совещании 18 сентября 2013 года было дано поручение подготовить план проведения обучающих конференций, семинаров и вебинаров для руководителей и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечивающих организацию и проведение закупок товаров, работ, услуг, включающий тематику совещаний, место и время их проведения. По мнению ведомства, организация повышения квалификации членов комиссии по осуществлению закупок должна проводиться своевременно и оперативно.
Обращаем ваше внимание, что Федеральным законом N 396-ФЗ в п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ внесены изменения, согласно которым обязанность прохождения обучения по контрактной системе перенесена с 01.01.2016 на 01.01.2017.
По информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru), совместным Приказом Минэкономразвития РФ и Минобразования РФ от 17.05.2013 N 261/363 создана межведомственная рабочая группа по вопросу о формировании системы подготовки и государственной аттестации специалистов в сфере закупок.
На первом заседании данной рабочей группы, которое прошло 04.06.2013, приняты решения:
- проработать вопрос возможности создания саморегулируемых организаций посредством объединения высших и иных учебных заведений, реализующих программы по подготовке и дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок;
- проработать вопрос подготовки методических рекомендаций по программам дополнительного профессионального образования в рамках формирования системы подготовки и государственной аттестации специалистов в сфере закупок.
На следующем заседании рабочей группы, которое прошло 11.07.2013, также рассмотрены вопросы, касающиеся организации системы подготовки специалистов в сфере закупок. По итогам их обсуждения принят ряд решений, в частности:
- одобрен в целом план работы по формированию системы подготовки специалистов в сфере закупок в 2013-2015 годах;
- по вопросу о создании организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в сфере закупок, саморегулируемых организаций, а также о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"; представленный разработанный проект закона принят за основу;
- по вопросу о внесении изменений в вариативную часть программы подготовки бакалавров по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" с целью подготовки кадров в сфере закупок, Департаменту управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки РФ поручено представить детальное обоснование и предложения о внесении изменений в названную программу, а Департаменту развития контрактной системы Минэкономразвития РФ - дополнительно проработать вопрос о целесообразности создания отдельной специальности или направления подготовки "Специалист в сфере закупок";
- по вопросу о методических рекомендациях по программам дополнительного профессионального образования в рамках формирования системы подготовки и государственной аттестации специалистов в сфере закупок рабочая группа согласилась с необходимостью их разработки, которая поручена Институту государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина".
К настоящему моменту все эти принятые решения не обрели форму нормативных документов (законов, приказов, распоряжений), нет информации о разработанных и утвержденных методических рекомендациях по подготовке специалистов в сфере закупок. Однако до 01.01.2017 еще есть время и надежда, что каждое государственное (муниципальное) учреждение сможет обучить специалистов в сфере закупок, а пока руководителям учреждений, их юридическим и финансово-экономическим службам необходимо следить за всеми происходящими изменениями в сфере закупок и изучать нормативно-правовые акты, регламентирующие закупочную деятельность.
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"