Казенному силовому учреждению передается земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование. На каком счете его учитывать? Нужно ли уплачивать земельный налог?
Бюджетный учет. Государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
В соответствии с п. 77 Инструкции N 157н*(1) в учете учреждения операции, связанные с получением (предоставлением) прав пользования земельным участком, на балансовом счете учета земельных участков не отражаются. При этом платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право пользования таким объектом непроизведенных активов, относятся в состав расходов, относимых на финансовый результат текущего финансового года.
Для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления и в возмездное пользование, предназначен забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н).
Земельный участок, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на названном забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Выбытие безвозмездно используемого учреждением земельного участка с забалансового учета по основанию возврата имущества балансодержателю (собственнику) отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой он ранее был принят к забалансовому учету.
Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) земельного участка и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), поименованным в акте приема-передачи (ином документе) (п. 334 Инструкции N 157н).
Таким образом, земельный участок, переданный учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, учитывается на забалансовом счете 01.
Земельный налог. Исходя из ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования признаются плательщиками земельного налога.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В пункте 2 названной статьи перечислены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, касательно учреждений силовых министерств и ведомств применим первый пункт из этого перечня: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. В частности, на основании п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися в федеральной собственности объектами (приведем объекты, относящие к силовым учреждениям):
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. В частности, Минфин в Письме от 11.09.2013 N 03-05-04-02/37381 разъяснил, что земельные участки, на которых располагаются войсковые части Минобороны, не признаются объектом обложения земельным налогом согласно п. 2 ст. 389 НК РФ;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций ФСБ;
- объектами организаций органов государственной охраны;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- объектами учреждений и органов ФСИН;
- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Освобождены от уплаты земельного налога организации и учреждения УИС Минюста - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения функций, возложенных на эти организации и учреждения (п. 1 ст. 395 НК РФ).
Так как земельный налог является местным налогом, на основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении названного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Подведем итог. Во-первых, по нормам Налогового кодекса учреждение, которому передан земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, является плательщиком земельного налога. Во-вторых, если учреждение не попадает под действие п. 2 ст. 389 НК РФ и п. 1 ст. 395 НК РФ (в вопросе не указано, к какому силовому ведомству или министерству относится учреждение) и нормативно-правовым актом представительных органов муниципальных образований не освобождено от уплаты налога, то налог необходимо уплачивать.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 февраля 2014 г.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"