Приобретение имущества для продовольственной службы в системе МЧС
Напомним, что согласно п. 2 Постановления Правительства от 29.12.2007 N 946*(1) каждая структура силовых министерств и ведомств разрабатывает и утверждает, в частности, нормы и порядок обеспечения воинских частей и организаций техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы. В статье рассмотрен порядок приобретения имущества для продовольственного обеспечения в системе МЧС.
Приказом МЧС РФ от 19.02.2013 N 98 утвержден Порядок обеспечения спасательных воинских формирований, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка к технике, продукции общехозяйственного назначения и имуществу продовольственной службы относятся технические средства, продукция, оборудование и имущество, предназначенные для продовольственного обеспечения деятельности системы МЧС, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части названных средств и комплектующие изделия.
Что относится к технике продовольственной службы | Что относится к продукции общехозяйственного назначения | Что относится к имуществу продовольственной службы |
Автомобильные, прицепные, возимые, переносные, газовые кухни, кухонные наборы, прицепные и переносные плиты, передвижные кухни-столовые, автомобильные и прицепные столовые, термосы, термосы-ящики, блоки термосов, автомобильные и прицепные хлебопекарные блоки, оборудование походных и передвижных хлебозаводов, хлебопекарен, средства переработки продовольствия и скота, контейнеры-рефрижераторы, прицепные холодильные машины и др. | Средства подвоза, хранения продовольствия (автомобильные и прицепные рефрижераторы, фургоны изотермические, хлебные, комбинированные), средства приготовления пищи (хлебопечения) в условиях дислокации организаций вне стационарных условий (модульные пункты питания, хлебопечения, не обеспечиваемые штатным шасси), технологическое оборудование для столовых организаций и др. | Котелки, фляги и чехлы к ним, специальные палатки и брезенты по номенклатуре продовольственной службы, специальные материалы, приспособления, инструмент и принадлежности для эксплуатации и ремонта техники и имущества продовольственной службы, специальные стеллажи, поддоны, контейнеры, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и другое специальное оборудование для хранения продовольствия, техники и имущества продовольственной службы, тара (упаковка), специальные посуда и инвентарь |
Как уже было отмечено, продовольственная служба МЧС предполагает использование как различной посуды и инвентаря, так и различного специального оборудования. В целях исключения ошибок следует грамотно определять учетные группы для учета данных нефинансовых активов, поскольку это нарушение может быть квалифицировано контрольным органом как нецелевое использование бюджетных средств.
Для справки. Специальное оборудование учреждения подлежит учету на счете 101 00 "Основные средства", а кухонная посуда, возвратная и обменная тара - на счете 105 00 "Материальные запасы" (п. 53, 117 Инструкции N 157н*(2)).
Исходя из п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.
Согласно п. 44 Инструкции N 157н срок полезного использования основных средств устанавливается в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация основных средств). В третью амортизационную группу включен производственный и хозяйственный инвентарь (в частности, бытовые приборы, код ОКОФ 16 2930000) со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно. На основании ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, к бытовым приборам (код 16 2930000) относятся:
- холодильники и морозильники бытовые (код 16 2930100);
- электроприборы для приготовления пищи (код 16 2930120);
- электроплитки (код 16 2930123);
- электротостеры (код 16 2930131);
- электроприборы для нагрева жидкостей (код 16 2930150);
- электросамовары, электрочайники, электрокофеварки (код 16 2930153);
- кондиционеры бытовые (код 16 2930274); и т.п.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в вышеназванных нормативных документах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с рекомендациями организации-производителя. Если в документах производителя отсутствует необходимая информация, срок полезного использования объекта основных средств определяется на основании решения комиссии учреждения, принятого с учетом (п. 44 Инструкции N 157н):
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования названного объекта;
- гарантийного срока использования объекта;
- сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.
Таким образом, учреждение МЧС должно установить, относится ли имущество продовольственной службы к расходным материалам или к основным фондам, исходя из Классификации основных средств либо рекомендаций производителя данного товара на основании решения комиссии по учреждению. Отраслевая специфика учета отдельных нефинансовых активов определяется положениями учетной политики учреждения по согласованию с учредителем.
Потребность в технике и имуществе продовольственной службы
В соответствии с п. 5 и 6 Порядка техника и имущество продовольственной службы, предусмотренные нормами обеспечения столовых и пунктов питания, устанавливаются только в тех помещениях, которые отвечают требованиям по их эксплуатации и мерам безопасности. Морские, речные суда обеспечиваются техникой и имуществом продовольственной службы согласно проектной документации.
В столовых, пунктах питания и лазаретах одновременно в эксплуатации должна быть однородная по материалу и оформлению столово-кухонная посуда. Не допускается одновременно эксплуатировать разнородную столово-кухонную посуду. Техника и имущество продовольственной службы используются до полного износа, а при отсутствии потребности в них - передаются по указанию довольствующего органа в другие организации.
В силу п. 9 Порядка потребность в столово-кухонной посуде и инвентаре определяется исходя из штатной численности лиц, имеющих право на продовольственное обеспечение за счет средств федерального бюджета. Размеры содержания запасов текущего обеспечения столово-кухонной посуды устанавливаются для организаций не ниже 25% от годовой потребности.
Отметим, что имущество для продовольственной службы может поступать в учреждение МЧС двумя основными способами:
- путем централизованных поставок от вышестоящей организации (от МЧС);
- путем приобретения его по договорам купли-продажи с заключением государственных (муниципальных) контрактов.
Порядок отражения операций по централизованному снабжению материальными ценностями приведен в разд. 6 Инструкции N 162н*(3). Остановимся только на важных моментах. В централизованных закупках участвуют, как правило, три стороны: заказчик, грузополучатель и поставщик.
Заказчиком является получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного или муниципального контракта на централизованную поставку. Он же производит расчеты с поставщиками по централизованному снабжению (поставкам).
В соответствии с п. 153 Инструкции N 162н операции по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств по государственному (муниципальному) контракту (договору) на поставку материальных ценностей для государственных (муниципальных) нужд государственным (муниципальным) учреждениям, подведомственным государственному (муниципальному) заказчику, в том числе расчеты с поставщиком, в бюджетном учете отражаются получателем бюджетных средств, уполномоченным на заключение указанного государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение.
Взаимосвязанные расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему (п. 154 Инструкции N 162н).
В силу п. 155 Инструкции N 162н в случае формирования учреждением-заказчиком извещения (ф. 0504805) об отправке поставщиком в адрес учреждения-грузополучателя материальных ценностей последний при получении такого извещения осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) с уведомлением учреждения-заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения (ф. 0504805) о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, учреждение-грузополучатель уведомляет об этом учреждение-заказчика путем направления ему извещения (ф. 0504805).
В случае оформления в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой учреждения-заказчика, а также согласно условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение учреждением-грузополучателем извещения (ф. 0504805) о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика два экземпляра указанного извещения направляются учреждению-заказчику.
При получении от учреждения-грузополучателя извещения (ф. 0504805) учреждение-заказчик заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр поименованного извещения учреждению-грузополучателю.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете поступления материальных запасов по централизованной закупке на примерах.
Пример 1
30 января 2014 года в рамках централизованного снабжения учреждение МЧС получило извещение (ф. 0504805) о направлении ему кухонной посуды на сумму 255 000 руб. от вышестоящей организации, уполномоченной на осуществление таких закупок. Отправленные товары поступили в учреждение 3 февраля 2014 года. Государственным контрактом предусмотрено, что организация-поставщик направляет материальные ценности учреждениям-грузополучателям напрямую, минуя склад учреждения-заказчика.
В учете учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Январь 2014 года | |||
Отражена сумма непоступивших материалов на основании полученного извещения (ф. 0504805) | 1 107 33 340 | 1 304 04 340 | 255 000 |
Февраль 2014 года | |||
Поступили материалы от поставщика | 1 105 36 340 | 1 107 33 440 | 255 000 |
Пример 2
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Груз от поставщика поступил в январе 2014 года до момента получения извещения (ф. 0504805).
В бухгалтерском учете учреждения нужно сделать следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Январь 2014 года | |||
Поступили материалы от поставщика до момента получения извещения (ф. 0504805) | 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению"* | 255 000 | |
Февраль 2014 года | |||
Приняты к учету товары на основании полученного извещения (ф. 0504805) | 1 105 36 340 | 1 304 04 340 | 255 000 |
Списаны с забалансового учета товары после получения извещения (ф. 0504805) | 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" | 255 000 | |
* При наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств допускается использование имущества до получения извещения (ф. 0504805) (п. 375 Инструкции N 157н). |
Техническое обслуживание и эксплуатация
Техническое обслуживание и ремонт техники и имущества продовольственной службы осуществляются силами самой организации или специализированной ремонтно-монтажной организации (п. 14 Порядка). Монтаж, прием и сдача техники и имущества продовольственной службы в эксплуатацию должны производиться в соответствии с техническими условиями выполнения этих работ.
Нередко на практике возникает вопрос, какие документы должен представлять подрядчик при монтаже специального оборудования.
Работы, произведенные по монтажу оборудования, принимаются к бюджетному учету на основании одного из документов:
- справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3);
- акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2). Основанием для составления акта являются данные журнала учета выполненных работ (ф. КС-6а), в соответствии с которым составляются акт приемки выполненных работ (ф. КС-2), справка о стоимости выполненных работ (ф. КС-3).
Исходя из п. 31 Инструкции N 162н при принятии к учету выполненных работ по монтажу специального оборудования делается бухгалтерская запись:
Дебет счета 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Кредит счета 1 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
После установки оборудование принимается к учету как объект основных средств на соответствующих счетах по их учету. При этом делается следующая запись (п. 7 Инструкции N 162н):
Дебет счета 1 101 34 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 1 106 31 410 "Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения"
Отметим, что в силу п. 17 Порядка сроки эксплуатации техники и имущества продовольственной службы распространяются на все нормы обеспечения и исчисляются с момента выдачи их в эксплуатацию (фактическое пользование).
Истечение сроков эксплуатации техники и имущества продовольственной службы не может служить основанием для их списания по формальным признакам истечения сроков эксплуатации, если оно пригодно к дальнейшему использованию по назначению или требует для этой цели текущего и капитального ремонтов.
Столово-кухонную посуду и инвентарь разрешается списывать ежемесячно в пределах фактического износа, но не более 1/12 количества, положенного к списанию за год. Количество посуды и инвентаря, положенного к списанию за год, рассчитывается исходя из среднего числа питающихся за год (при этом используются сведения о количестве обернувшихся суточных дач продовольствия из отчетов 1/прод за истекший год). Списание допускается только в тех случаях, когда будет установлено их наличие в непригодном состоянии, которое не является следствием бесхозяйственного отношения или преднамеренной порчи.
По истечении установленных сроков эксплуатации техники и имущества продовольственной службы, а также в случаях их преждевременного износа, порчи или хищения по решению руководителя организации назначается комиссия, которая определяет наличие и качественное состояние техники и имущества продовольственной службы и дает заключение об их дальнейшем использовании (п. 18 Порядка).
Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается бухгалтерской записью (п. 10 Инструкции N 162):
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 "Амортизация", счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 30 410 "Уменьшение стоимости основных средств - иного движимого имущества учреждения"
Выбытие кухонной посуды вследствие ее боя и непригодности отражается записью (п. 26 Инструкции N 162н):
Дебет счета 1 401 20 272 "Расходование материальных запасов"
Кредит счета 1 105 36 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
Инвентаризация и списание имущества
Исходя из п. 19 Порядка определение фактического наличия техники и имущества продовольственной службы, непригодных для дальнейшего использования, производится комиссией организации не реже одного раза в год на день инвентаризации.
Для справки. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
При проведении инвентаризации выбраковываются:
- ведра, кружки и другая эмалированная посуда - при наличии отбитостей (сколов) эмалевого и грунтового слоев на площади более 1/3 поверхности, а также при изломах ручек, не поддающихся исправлению;
- алюминиевая, луженая, оцинкованная посуда и инвентарь - при невозможности их отремонтировать;
- стеклянная, фарфоро-фаянсовая, пластмассовая посуда - при невозможности ее дальнейшего использования по прямому назначению;
- ножи, вилки, ложки и другие предметы - при их полном износе и невозможности их дальнейшего использования по прямому назначению.
Выбраковка осуществляется при осмотре фактически пришедших в негодность техники и имущества продовольственной службы.
Следует также отметить, что согласно п. 31, 220 Инструкции N 157н выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости, соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты деятельности организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.
Для справки. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 220 Инструкции N 157н).
Рассмотрим пример отражения результатов инвентаризации по кухонной посуде.
Пример 3
В ходе инвентаризации, проводимой в продовольственной службе МЧС, выявлена пришедшая в негодность кухонная посуда стоимостью 13 500 руб., а также недостача эмалированных кружек в количестве 3 штук на сумму 750 руб.
По решению комиссии стоимость кухонной посуды списана на расходы учреждения, поскольку списание производится в пределах установленных норм, а недостача эмалированных кружек отнесена на материально-ответственное лицо по рыночной стоимости 350 руб. за штуку.
В бухгалтерском учете учреждения операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана кухонная посуда вследствие ее непригодности | 1 401 20 172 | 1 105 36 440 | 13 500 |
Отражена недостача эмалированных кружек по рыночной стоимости | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 1 050 |
Отражено списание эмалированных кружек по балансовой стоимости | 1 401 10 172 | 1 105 36 340 | 750 |
М. Зарипова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"