Нормирование труда в учреждении
Согласно ст. 159 ТК РФ работодатель с учетом мнения представительного органа работников вправе самостоятельно определять необходимую ему систему нормирования труда, устанавливаемую коллективным договором. В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 N 504 утверждены Методические рекомендации. В этой статье остановимся на основных моментах данного документа.
Общие положения
При определении системы нормирования труда в учреждении следует учитывать основные цели, которым она должна отвечать (п. 3 Методических рекомендаций):
- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);
- повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.
При разработке (определении) системы нормирования труда в учреждении должен быть сформирован комплекс решений, устанавливаемых в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющий:
- применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее - нормы труда), а также методы и способы их установления;
- порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
- порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Для разработки (определения) системы нормирования труда учреждениям рекомендовано привлекать специалистов, обладающих необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.
В обязанности этих специалистов должна входить проверка рабочих мест, например, на возможность работника трудиться более интенсивно в установленный режимом работы отрезок времени, то есть выполнять больше работы либо делать ее более качественно. По результатам такой проверки работодателю предоставляются рекомендации о том, как достичь лучших показателей, совершенствовать организацию труда и систему оплаты. Для реализации этих рекомендаций специалисты разрабатывают нормы труда на основании методик нормирования для конкретных категорий работ или должностей либо составляют индивидуальное нормированное задание.
В зависимости от масштабов учреждения и специфики его деятельности для выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендовано создавать в учреждении специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда, а при его отсутствии выполнение указанных работ может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.
Методическими рекомендациями отмечено, что организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, может осуществляться как непосредственно руководителем учреждения, так и в установленном порядке может быть поручена руководителем одному из его заместителей.
Ответственность же за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель.
Подходы к разработке системы нормирования труда
В ходе разработки системы нормирования труда должны быть определены нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении.
Нормы труда служат для определения количества выполняемой работы, а также для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ. Основными видами норм труда являются нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания.
При разработке норм труда рекомендуется учитывать используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.
Учреждению при определении норм труда, прежде всего, следует провести анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда" (далее - типовые нормы труда), и проверить их на соотнесение фактическим организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 8 Методических рекомендаций).
По сроку действия нормы труда могут быть постоянными, временными, а также разовыми. Нормы труда делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные нормы труда определяют индивидуальную меру труда одного работника, коллективные устанавливаются для группы работников (например, бригады, отдела) и предусматривают общий объем работы без распределения между отдельными работниками.
Постоянные нормы труда
Постоянные нормы труда устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они были рассчитаны.
Учреждения при разработке (определении) постоянных норм труда могут использовать типовые нормы труда. Кроме того, они вправе использовать типовые нормы труда как базовые с дальнейшей корректировкой, применять их в качестве эталона. Также нормы труда могут быть разработаны учреждением самостоятельно.
Использование типовых норм труда. При определении норм труда на основе типовых норм рекомендовано использовать комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики.
Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают прогрессивные режимы работы оборудования, рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, оптимальную занятость работников, максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество продукции (работ, услуг), сохранение здоровья и работоспособности работников.
В случае совпадения трудовых норм с организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов учреждения вправе использовать первые.
Учреждения также вправе применять типовые нормы труда, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. При этом решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов должно приниматься с учетом мнения представительного органа работников.
На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:
- нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);
- нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
- нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).
Согласно п. 10 Методических рекомендаций нормы труда могут устанавливаться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). При этом степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда.
В дальнейшем нормы труда могут служить для установления нормированного задания (предусмотренного объема работ, который работник или группа работников выполняют за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).
В приложении 1 к Методическим рекомендациям приведена методика определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, а также методика определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени, приведены примеры их расчета.
Использование типовых норм труда в качестве базовых. В случае создания более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствия типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
В приложении 2 к Методическим рекомендациям приведены примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
Использование типовых норм труда в качестве эталона. Согласно п. 15 Методических рекомендаций при планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:
- для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;
- при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.
С принятием мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке.
Разработка учреждением норм труда. Самостоятельную разработку норм труда производят в случае отсутствия типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам. Нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.
Работа по определению норм труда сводится к:
- анализу трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделению его на части;
- выбору оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
- проектированию режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
- определению норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрению и последующей корректировке по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
При проведении указанной работы следует руководствоваться Методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденными Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 N 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.
Методическими рекомендациями предусмотрено, что при закупке в установленном порядке нового оборудования учреждениям нужно проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом нужно сравнить характеристики закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда - с характеристиками оборудования, применяемого в учреждении).
Временные и разовые нормы труда
Вместе с установленными на неопределенный срок для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов нормами труда в учреждении могут применяться временные и разовые нормы труда.
Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Срок действия временных норм труда, определяемых учреждением, - не более трех месяцев. По истечении срока их действия они должны быть заменены постоянными.
Разовые нормы труда могут устанавливаться учреждением на отдельные работы, носящие единичный характер (на чрезвычайные или случайные, не предусмотренные технологией работы), и утрачивают силу после выполнения соответствующей работы.
Установление в учреждении системы нормирования труда
Согласно п. 20 Методических рекомендаций систему нормирования труда в учреждении следует устанавливать Положением о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение). Это положение может либо утверждаться локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включаться в качестве отдельного раздела в коллективный договор.
При этом учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.
Пунктом 22 Методических рекомендаций определена примерная структура Положения. Так, в нем следует предусмотреть следующие разделы:
а) "Применяемые в учреждении нормы труда".
В приложении к данному разделу нужно привести:
- ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
- примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);
- расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);
- методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;
б) "Порядок внедрения норм труда";
в) "Порядок организации замены и пересмотра норм труда";
г) "Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда".
Методическими рекомендациями установлено, что при приеме работника на работу и заключении с ним трудового договора его следует знакомить с нормами труда. При определении работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания в трудовом договоре с работником рекомендуется указывать, что их выполнение осуществляется в пределах предусмотренной ему продолжительности рабочего времени.
Внедрение новых норм труда и их корректировка. При внедрении новых норм труда работники должны быть извещены об этом не позднее чем за два месяца до их введения в действие. Перед их введением рекомендуется провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы занятий.
В такой же срок работники должны быть извещены о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).
При снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.
При этом форму извещения о внедрении новых норм труда учреждение определяет самостоятельно. В извещении рекомендуется указывать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.
Освоение норм труда. В ходе проведения работ по освоению норм труда в учреждении должен быть сделан анализ степени освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм (п. 27 Методических рекомендаций).
Данным документом также рекомендовано при освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, проводить обучение работников.
В случае освоения новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных) услуг) или несоответствия фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным к вновь вводимым нормам труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.
Основания пересмотра норм труда. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).
Трудовым законодательством иных оснований пересмотра норм труда не установлено. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применение по их инициативе новых приемов труда и совершенствование рабочих мест не могут рассматриваться в качестве основания для пересмотра определенных в учреждении норм труда.
Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.
Положениями п. 28 рассматриваемого документа предусмотрено, что в целях определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда в учреждении должен проводиться анализ установленных норм труда. Такой анализ делается не реже чем один раз в пять лет.
На основании результатов анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или разработке новых норм труда. При этом до введения новых норм труда продолжают применяться ранее предусмотренные.
Соблюдение установленных норм труда. Рассматриваемым документом работодателю рекомендовано осуществлять меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, относятся:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
И. Зернова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"