Имеет ли право государственный театр (бюджетное учреждение) осуществить за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольное пожертвование денежных средств в качестве помощи учреждению, пострадавшему от наводнения? Если да, то по какой статье КОСГУ осуществляется такое денежное перечисление и как отразить указанные операции в бухгалтерском учете?
В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ денежные средства признаются движимым имуществом.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. В этой же статье установлено, что средства, полученные бюджетным учреждением от осуществления деятельности, приносящей доход, поступают в его самостоятельное распоряжение.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства, можно сделать вывод, что бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления использования денежных средств, полученных от деятельности, приносящей доход, в частности, такие средства могут быть направлены им на осуществление безвозмездной помощи иным учреждениям, пострадавшим в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных происшествий.
В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации РФ*(1) безвозмездные перечисления организациям осуществляются по статье 240 КОСГУ с одноименным названием. При этом на данную статью относятся безвозмездные перечисления, осуществляемые в форме субсидий или грантов. В отношении ситуации, представленной в вопросе, указанная статья не применима.
Расходы на осуществление (перечисление) добровольных пожертвований денежных средств в отношении пострадавшего учреждения следует отражать по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
В бухгалтерском учете операции по начислению и перечислению безвозмездной помощи пострадавшему учреждению отразятся в соответствии с Инструкцией N 174н*(2) следующими бухгалтерскими записями:
- принятие обязательств по перечислению пострадавшему учреждению добровольных пожертвований:
Дебет счета 2 401 20 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 2 302 91 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам"
- перечисление добровольных пожертвований с лицевого счета бюджетного учреждения, открытого в ОФК:
Дебет счета 2 302 91 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"
Кредит счета 2 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".
Т. Кочнова,
к.э.н., зам. главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 января 2014 г.
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В 2013 году действуют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н. С 2014 года будут применяться Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"