Определение начальной (максимальной) цены контракта
При осуществлении закупки (в частности, при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке) товаров (работ, услуг) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан определить и обосновать начальную (максимальную) цену контракта (далее - цена контракта) (ст. 22 Закона N 44-ФЗ*(1)). О том, какие для этого используются методы и каковы особенности их применения, расскажем в данной статье.
Общие положения о методах определения цены контракта
Цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов (п. 1-10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод заключается в установлении начальной цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупкам, или при их отсутствии - однородных товаров (работ, услуг). Стоит отметить, что этот метод является приоритетным для определения и обоснования цены контракта;
- нормативный метод заключается в расчете цены контракта на основе требований, установленных к закупаемым товарам (работам, услугам), в случае если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров (работ, услуг);тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров (работ, услуг) подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. При таком методе цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары (работы, услуги);
- проектно-сметный метод заключается в определении цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение таких работ и в соответствии с реставрационными нормами и правилами;
- затратный метод заключается в определении цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Стоит отметить, что такой метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных выше, или в дополнение к иным методам.
Если ни один из вышеперечисленных методов определения цены контракта невозможно применить, заказчик вправе использовать иные методы. При этом он должен обосновать невозможность применения методов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании цены контракта Минэкономразвития разработаны и утверждены Приказом от 02.10.2013 N 567 Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены (далее - Методические рекомендации). Далее подробно рассмотрим, каковы особенности применения заказчиками каждого метода определения цены контракта согласно указанным Методическим рекомендациям.
Определение цены контракта методом сопоставимых рыночных цен
В соответствии с п. 3.3 Методических рекомендаций при определении цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить товары (работы, услуги), представленные на функционирующем рынке, которые наиболее полно соответствуют описанию объекта закупки. После чего отобранные товары (работы, услуги) делятся на следующие категории:
- товары (работы, услуги), идентичные объекту закупки. Для этого необходимо помнить, что идентичными признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). Незначительные различия во внешнем виде товаров при этом могут не учитываться;
- товары (работы, услуги), однородные объекту закупки. Однородными признаются товары (работы, услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров (работ, услуг) учитываются, в частности, их качество и репутация на рынке.
В целях получения информации о цене товара (работы, услуги) для определения цены контракта рекомендуется (п. 3.7 Методических рекомендаций):
а) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров (работ, услуг), информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети Интернет). При этом использовать для определения цены контракта рекомендуется не менее трех цен, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (п. 3.19 Методических рекомендаций);
б) разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС такой запрос размещается на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru);
в) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении 2 к Методическим рекомендациям. Стоит отметить, что при использовании цены товара (работы, услуги) из указанного источника заказчик вправе скорректировать ее величину в зависимости от того, каким способом был размещен заказ на данный товар. Указанная корректировка осуществляется следующим образом (п. 3.16 Методических рекомендаций):
- если закупка осуществлялась путем проведения конкурса - цену товара (работы, услуги) при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 10%;
- если закупка осуществлялась путем проведения аукциона - цену товара (работы, услуги) при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 13%;
- если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, запроса предложений - цену товара (работы, услуги) при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 17%;
- если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - цена товара (работы, услуги) не корректируется;
г) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:
- информация о ценах товаров (работ, услуг), содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
- информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
- информация о котировках на электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности о ценах товаров (работ, услуг);
- информация о ценах товаров (работ, услуг), содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
- информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
- сведения информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен;
- иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.
Полученная из перечисленных источников ценовая информация прошлых периодов должна быть сопоставлена с условиями планируемой закупки (в частности, коммерческим и (или) финансовым условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг), а также приведена в соответствии с текущим уровнем цен.
Обратите внимание! Не следует использовать для расчета цены контракта информацию о цене (п. 3.13 Методических рекомендаций):
- представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- полученную из анонимных источников;
- содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
- не содержащую расчет цен товаров (работ, услуг).
Согласно п. 3.21 Методических рекомендаций для определения цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется следующая формула:
, где:
- цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n - количество значений, используемых в расчете; i - номер источника ценовой информации;
- цена единицы товара (работы, услуги), представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров (работ, услуг) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Стоит отметить, что в приложении 3 к Методическим рекомендациям приведен пример определения и обоснования цены контракта методом сопоставимых рыночных цен с использованием общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Определение цены контракта нормативным методом
При нормативном методе цена контракта определяется на основании информации о предельных ценах товара (работы, услуги), размещенной в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС - на официальном сайте) (п. 4.3 Методических рекомендаций). Для определения цены контракта нормативным методом используется следующая формула:
, где:
- цена контракта, определяемая нормативным методом;
- количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- предельная цена единицы товара (работы, услуги), установленная в рамках нормирования в сфере закупок.
Стоит отметить, что нормативный метод может применяться для определения цены контракта (если цена товара (работы, услуги) нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ) совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная величина не может превышать значения, рассчитанного по формуле, рекомендуемой для расчета цены контракта нормативным методом (п. 4.4 Методических рекомендаций).
Определение цены контракта тарифным методом
Как упоминалось выше, тарифный метод используется для определения цены контракта в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров (работ, услуг). При тарифном методе цена контракта определяется по следующей формуле:, где:
,
- цена контракта, определяемая тарифным методом;
- количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- цена (тариф) единицы товара (работы, услуги), установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
Определение цены контракта проектно-сметным методом
При проектно-сметном методе цена контракта определяется на основании проектной документации (включающей сметную стоимость работ), разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством РФ.
При осуществлении работ по строительству, реконструкции или техническому перевооружении объекта капитального строительства, которые планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета, проводится обязательная проверка достоверности определения сметной стоимости строительства в соответствии с Постановлением N 427*(2).
Стоит отметить, что если строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства предусмотрены в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), то цену контракта рекомендуется устанавливать в соответствии с объемом капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, предусмотренного соответствующим нормативным правовым актом Правительства РФ, либо решением главного распорядителя бюджетных средств. При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства его сметная стоимость не превышает объем капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, то цена контракта на строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.3, 6.4 Методических рекомендаций).
Определение цены контракта затратным методом
В соответствии с п. 7.2-7.4 Методических рекомендаций при затратном методе цена контракта определяется как сумма следующих показателей:
- произведенных затрат. В качестве затрат учитываются прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
- обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, на официальном сайте, других общедоступных источников информации, в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.
Пример расчета цены контракта затратным методом приведен в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
* * *
Выполненный одним из указанных методов (в случаях, предусмотренных законодательством РФ, несколькими методами совместно) расчет цены контракта с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет, и будет являться обоснованием цены контракта. При этом в обосновании, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети Интернет, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании цены контракта документов хранятся вместе с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (п. 2.1 Методических рекомендаций).
Л. Ларцева,
редактор журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"