Организации без проведения торгов в рамках выдачи государственной преференции на основании договора аренды, заключенного во исполнение акта органа государственной власти субъекта РФ, предоставлены для выполнения работ помещения (лаборатории для проведения научных исследований), находящиеся в государственной собственности, сроком на один год. Правомерно ли по окончании срока договора аренды указанных помещений заключение его на новый аналогичный срок без проведения торгов, если срок преференции составляет согласно акту соответствующего органа два года, однако антимонопольным органом введен ее предельный срок, равный одному году?
Заключение такого договора на новый аналогичный срок, по правилам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), без проведения торгов следует признать неправомерным.
Обоснование. Согласно положениям п 9 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном гл. 5 Закона N 135-ФЗ.
Положениями ч. 9-11 ст. 17.1 Закона N 135- ФЗ предусмотрены условия и порядок заключения на новый срок договоров, в том числе предусмотренных в ч. 1 указанной статьи.
Так, на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 названной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В силу ч. 10 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в ч. 9 названной статьи, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленных неустоек (штрафов, пени) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, по основаниям, не предусмотренным ч. 10 названной статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
В силу п 3 ст. 610 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Как следует из ч. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в определенных Законом N 135-ФЗ целях.
Согласно ч. 3 ст. 19 Закона N 135-ФЗ государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа за исключением некоторых случаев.
В соответствии с порядком предоставления государственной или муниципальной преференции, установленным ст. 20 Закона N 135-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
На основании п 4 ч. 3 ст. 20 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из названных мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения, в том числе о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.
Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничением может являться в том числе предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции.
В случае если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано в соответствии с п 4 ч. 3 ст. 19 Закона N 135-ФЗ, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции (ч. 4 ст. 20 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 135-ФЗ предусмотрены порядок и условия заключения на новый срок следующих видов договоров:
- договоров аренды;
- договоров безвозмездного пользования;
- договоров доверительного управления имуществом;
- иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов.
В то же время такая возможность может быть ограничена самим договором или законодательством РФ. Применительно к рассматриваемой ситуации правомерно считать таким ограничением положения гл. 5 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие правомочие антимонопольного органа вводить предельный срок действия преференции. Кроме того, срок предоставления государственной или муниципальной преференции должен быть установлен актом соответствующего органа, которым такая преференция предоставлена. Следовательно, в рассматриваемой ситуации договор аренды не может быть заключен на новый аналогичный срок, поскольку имеется ограничение предельного срока, введенное антимонопольным органом, равное одному году (первоначальному сроку договора аренды).
Данная позиция полностью подтверждается разъяснениями ФАС России от 05.06.2012 по применению ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ), и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, согласно которым максимальный срок договора аренды, заключенного по основаниям, установленным пп. 9-11 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, ограничен законодательством и не может быть изменен (продлен) по правилам, предусмотренным ч. 9-11 указанной статьи.
Л.Л. Горшкова,
руководитель ООО "Центр методологии
бухгалтерского учета и налогообложения",
1 февраля 2014 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 3, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).