Учреждением здравоохранения предоставление бесплатной медицинской помощи, в том числе и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем выезда медицинских работников детской городской больницы в специализированные детские учреждения, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Каких-либо соглашений, регулирующих обмен информацией, в том числе и обработку персональных данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между медицинским учреждением, органом опеки и попечительства и специализированными учреждениями, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не заключалось. Органы опеки и попечительства регулярно запрашивают списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были оздоровлены в течение года, и информацию о видах оздоровления, которые применялись к ним.
Является ли данная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, персональными данными? Если да, то является ли предоставление учреждением здравоохранения этих сведений нарушением Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"?
Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (например, фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и др.) является персональными данными и относится к категории ограниченного доступа, что предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не является исключением из этого правила, и потому ее можно отнести к персональным данным о данной категории лиц.
Особенностью персональных данных является то, что более всего в их защите заинтересован, прежде всего, субъект этих данных. Именно поэтому в ст.ст. 6, 9 Закона N 152-ФЗ закреплено общее правило, согласно которому обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных. Исключение составляют случаи, указанные в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Однако рассматриваемая ситуация не подпадает ни под одно из названных исключений, в том числе под п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, поскольку передача искомых сведений органам опеки и попечительства не относится к возложенным законодательством РФ на медицинское учреждение функциям, полномочиям и обязанностям.
Приведенным нормам корреспондируют положения ст. 7 Закона N 152-ФЗ, в силу которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следует указать, что обработкой персональных данных признается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, в том числе передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных. Под предоставлением понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Отметим, что согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - дети), помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (далее - специализированные организации), опекуны и попечители не назначаются. Исполнение обязанностей их опекунов или попечителей возлагается на указанные специализированные организации. При этом положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 2 ст. 1 указанного закона).
В силу п. 2 ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе и в судах, без специального полномочия.
Поэтому защиту интересов детей, связанных с обработкой их персональных данных, осуществляют специализированные организации, в которые эти дети помещены. Эти же специализированные организации дают согласие на обработку персональных данных детей.
Следовательно, списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая наличие в них персональных данных детей, могут быть переданы медицинским учреждением в органы опеки и попечительства только с согласия специализированных организаций, в которые дети помещены.
Исходя из того, что запрашиваемая в медицинском учреждении информация касается вопросов о состоянии здоровья детей, то необходимо также учитывать требования ч. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, согласно которой сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение сведений, отвечающих установленным ч. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ критериям для признания их врачебной тайной, лицами, которым эти сведения стали известны, не допускается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 3 и ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ.
Так, с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается лишь в случаях, исчерпывающим образом поименованных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ. Такого основания, как передача органу опеки и попечительства сведений о видах оздоровления, применяемых к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, данный перечень не содержит.
Таким образом, предоставление медицинским учреждением органу опеки и попечительства списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая содержание в них информации о персональных данных детей, а также сведений о применяемых в отношении них видов оздоровления, если эти сведения отвечают установленным критериям для признания их врачебной тайной, возможно исключительно с согласия специализированной организации, в которую помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Предоставление указанных сведений о детях без согласия специализированной организации является нарушением Закона N 152-ФЗ и Закона N 323-ФЗ.
В этой связи смотрите, к примеру, решение Сельцовского городского суда Брянской области по делу об административном правонарушении от 06.05.2013 N 12-10/13.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
23 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.