Координирующая роль прокурора в противодействии незаконной миграции, экстремизму и правонарушениям в сфере федеральной безопасности
Географическое положение Забайкальского края, граничащего с Китаем и Монголией на протяжении почти 2 тыс. км, заметная активизация миграционных процессов требуют совершенствования организации надзора и реализации координационных полномочий прокуратуры в этом направлении.
Ежегодно российскую границу в 8 международных пунктах пропуска на территории края пересекают до 400 тыс. иностранных граждан. В Забайкалье остаются свыше 65 тыс. мигрантов в основном для трудоустройства в строительной и лесной сферах. Преимущественно это граждане стран СНГ (52%) и КНР (44%). В регионе проживают представители 134 национальностей, действуют 12 этнических диаспор, 111 религиозных организаций. С учётом сложившейся в последние годы негативной тенденции по оттоку местного населения не исключается образование крупных этнических анклавов.
В этих условиях прокуратурой Забайкальского края обращено внимание на координацию совместных усилий правоохранительных и других ведомств по обеспечению миграционной безопасности, недопущению межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Ведётся постоянный мониторинг ситуации в целях принятия комплексных мер по защите государственных интересов, налажено конструктивное взаимодействие между всеми заинтересованными ведомствами, представителями национальных диаспор и иными институтами гражданского общества. Представитель прокуратуры края на втором международном российско-китайском форуме выступил с докладом "Экстремизм и терроризм как одна из угроз безопасности общества и государства".
Вопросы эффективности противодействия незаконной миграции, религиозному и молодёжному экстремизму, обеспечения пограничного режима и борьбы с трансграничной преступностью предметно обсуждались на расширенных координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов края. Особое значение координации деятельности уделяют прокуроры приграничных районов. По нашей инициативе проблемы профилактики правонарушений в указанной сфере рассмотрены на заседании постоянно действующего координационного совещания при губернаторе края. Во исполнение постановлений совещаний приняты организационные и иные меры, реализация которых контролируется. В частности, с правоохранительными и другими органами подписан совместный приказ, действует межведомственная рабочая группа.
В результате согласованных мер существенно улучшилось качество проводимых органами внутренних дел, федеральной безопасности и миграционной службы мероприятий. Более результативными стали рейдовые проверки мест массового скопления иностранцев, до 90% возросла взыскиваемость наложенных административных штрафов. По судебным решениям в период с 2012 г. 1613 лиц выдворено за пределы России, из них 81% приходится на граждан Китая, 2200 иностранцам закрыт въезд в страну. Прекращена практика незаконной трудовой деятельности лиц, прибывших по туристическим визам. Значительно сократилось число миграционных нарушений в лесной и строительной отраслях. Продолжается работа по недопущению распространения нарушений мигрантами законодательства о предпринимательской деятельности, санитарно-эпидемиологическом благополучии, охране окружающей среды, защите прав потребителей и авторских прав. С другой стороны, усилия направляются на защиту прав мигрантов на оплату и охрану труда, проживание в надлежащих условиях, исключение фактов незаконного изъятия у них паспортов.
Так, 29 сентября 2013 г. прокуратурой совместно с органами миграционного контроля и внутренних дел при силовой поддержке спецподразделений УМВД и ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю проведена проверка более 150 объектов торговли, общественного питания и проживания на территории ТЦ "Забайкальский" пгт. Забайкальск, находящегося рядом с международным автомобильным пунктом пропуска Забайкальск - Маньчжурия. На объектах вскрыты массовые нарушения миграционного и связанного с ним законодательства, обнаружена сеть незаконно возведённых подземных помещений и ходов с автономными источниками жизнеобеспечения, где проживала и трудилась большая часть нелегалов, велось производство контрафактной продукции, действовала разветвлённая система видеонаблюдения. В результате мероприятия возбуждено 122 дела об административных правонарушениях по ст. 18.2, 18.8, 18.10 КоАП РФ, 24 гражданина КНР выдворены из России, в отношении 57 принято решение о сокращении сроков временного пребывания в государстве, ведётся административное расследование в отношении юридических лиц, инициировано несколько процессуальных проверок.
Превентивная направленность надзора наряду с активизацией ведомственной профилактики в целом способствует недопущению межнациональных конфликтов и случаев религиозной розни. По 70 заявлениям прокуроров судом прекращён доступ к более чем 200 информациям, ограниченным или запрещённым к распространению в сети "Интернет", 5 материалов признаны экстремистскими. В связи с совершенствованием практики выявления и пресечения уголовно-правовыми мерами экстремистских проявлений в молодёжной среде возросло с 3 до 9 в прошлом году число преступлений этой категории, в том числе с 3 до 5 - с использованием сети "Интернет". Уголовным преследованием за возбуждение ненависти и вражды по национальным и религиозным признакам пресечена незаконная деятельность членов неформальных молодёжных движений "скинхеды" и "антифа", лидера местной ячейки международной религиозной экстремистской организации "Таблиги Джамаат". Прекращено распространение экстремистской литературы организацией "Свидетели Иеговы".
Вместе с тем до сих пор не изжиты факты бессистемности проверок правоохранительных и контролирующих органов, неполноты и неадекватности их мер к нарушителям закона, злоупотребления полномочиями. В настоящее время суд рассматривает уголовное дело, возбуждённое по материалам прокурорской проверки в отношении сотрудника миграционной службы в связи с незаконным предоставлением 8 гражданам Грузии российского гражданства. Расследуется уголовное дело, возбуждённое по постановлению прокурора, вынесенному в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по факту организации незаконной миграции в краевом центре (ст. 322.1 УК РФ). Однако надлежащее противодействие этим преступлениям правоохранительными органами края не налажено, с 2011 г. выявлено всего 10 таких деяний, а в суд направлены дела по 2 из них.
В ходе контрольно-надзорной деятельности возникают проблемы, связанные с несовершенством законодательства.
До настоящего времени не урегулирован порядок регистрации и учёта иностранных граждан в пограничных зонах - при направлении уведомления в миграционную службу для регистрации по месту пребывания они не обязаны получать пропуск у пограничного органа.
Законодательно не закреплена обязанность принимающей стороны по уведомлению миграционного органа об убытии иностранного гражданина из места пребывания, в связи с этим возникает проблема формирования достоверной информации о перемещениях таких граждан.
Не определён общий срок действия патента с учётом неоднократности продлений, по истечении которого мигрант обязан выехать за пределы России.
Сложен процесс квотирования иностранного труда. Установленный срок заблаговременной подачи заявки на привлечение иностранных работников - до 1 мая предыдущего года - не позволяет хозяйствующим субъектам верно определить потребность в работниках конкретных профессий, стимулирует "продажу" рабочей силы и появление нелегалов.
По аналогии с запретом на продажу иностранным гражданам и юридическим лицам с их участием приграничных земель возникает потребность ограничения их прав на аренду таких земельных участков. Например, в настоящее время на территории 5 приграничных районов края земли лесного фонда площадью более 1,5 млн. га арендованы гражданами КНР на 49 лет, что фактически исключает их освоение местным населением.
Не установлена ответственность за привлечение и использование иностранного труда в период приостановления срока действия разрешений, а также ответственность за передачу мигрантов субъектами, имеющими разрешение на привлечение иностранного труда, третьим лицам.
Следует рассмотреть вопрос об исключении из-под действия Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отношений, связанных с осуществлением миграционного контроля. Например, предусмотренная этим законом уведомительная процедура начала проверки сводит её результаты к нулю.
Необходимо принятие специального федерального закона о межнациональных и межконфессиональных отношениях, возложение на органы власти всех уровней полномочий по укреплению гражданского единства, гармонизации межэтнических отношений, адаптации и интеграции мигрантов, а также определение жёсткой ответственности Интернет-провайдеров за попустительство размещению информации экстремистского толка.
В связи с осуществлением территориальными прокурорами надзора за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания ПУ ФСБ в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2006 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" считаем целесообразным прокурорам субъектов РФ передать полномочия и по надзору за административной деятельностью этих органов, в том числе для выявления укрытых преступлений (сегодня этим занимается военная прокуратура).
А. Трухин,
начальник управления по надзору за исполнением
федерального законодательства
прокуратуры Забайкальского края,
Д. Ковыльченко,
помощник прокурора Забайкальского края по надзору
за исполнением законов о
федеральной безопасности,
межнациональных отношениях и противодействию
экстремизму и терроризму
"Законность", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.