Использование органами прокуратуры права законодательной инициативы
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре участие в правотворчестве является самостоятельной функцией прокуратуры.
Статья 9 Закона о прокуратуре устанавливает, что, участвуя в правотворческой деятельности, органы прокуратуры: вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно п. 6.2 Положения, утверждённого приказом Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления", выполнение старшими помощниками прокуроров субъектов Федерации основных задач в правотворческой деятельности обеспечивается путём внесения законопроектов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации с использованием права законодательной инициативы.
На основании ч. 1 ст. 37 Устава (Основного Закона) Оренбургской области за прокуратурой Оренбургской области закреплено право законодательной инициативы.
Прокуратура области активно использует право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Оренбургской области. В общей сложности за период 2008-2013 гг. с использованием права законодательной инициативы прокуратурой области внесено 76 законопроектов (2008 г. - 6, 2009 г. - 8, 2010 г. - 10, 2011 г. - 17, 2012 г. - 18, за 7 месяцев 2013 г. - 17). Из внесённых прокуратурой области законопроектов принято 73. Три законопроекта, внесённых в прошлом году, находятся в стадии рассмотрения.
Среди наиболее значимых законодательных инициатив прокуратуры области, реализованных за указанный период, которые в процессе их правоприменения сыграли положительную роль в профилактике правонарушений и преступлений, можно назвать Законы Оренбургской области: от 2 июля 2008 г. N 2263/461-IV-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Оренбургской области", от 15 сентября 2008 г. N 2369/497-IV-OЗ "О противодействии коррупции в Оренбургской области", от 15 сентября 2008 г. N 2382/500-IV-ОЗ "Об основах профилактики правонарушений в Оренбургской области", от 26 декабря 2008 г. N 2689/575-IV-OЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области", от 6 ноября 2009 г. N 3186/732-IV-OЗ "Об осуществлении реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы".
Одновременно законодательная инициатива прокуратуры области используется и для совершенствования действующих областных законов. Особое внимание при этом уделяется совершенствованию нормативной правовой базы, затрагивающей вопросы поддержки граждан, нуждающихся в особой защите со стороны государства.
Законом от 27 апреля 2010 г. N 3503/800-IV-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О предоставлении сельскохозяйственных угодий гражданам на территории Оренбургской области" было обеспечено включение в перечень лиц, имеющих право на получение сельхозугодий на праве общей собственности бесплатно граждан, прекративших трудовые отношения с сельскохозяйственными организациями в связи с выходом на пенсию по инвалидности по причине полученного профессионального заболевания (трудового увечья), а также ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и инвалидов боевых действий, работавших (работающих) в сельскохозяйственной организации.
Законом от 28 июня 2011 г. N 257/47-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об установлении областной социальной пенсии детям" предоставлено право на получение областной социальной пенсии лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на весь период их обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и в случае достижения ими возраста 23 лет. В действовавшей ранее редакции этого закона право на получение областной социальной пенсии было ограничено достижением лицами указанной категории возраста 23 лет.
Законом от 30 мая 2012 г. N 870/242-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "О туристской деятельности на территории Оренбургской области" для совершенствования механизма финансирования социального туризма были конкретизированы положения абз. 2 ст. 14 этого Закона, который в настоящее время предусматривает возможность использования средств областного бюджета на обеспечение отдыха и оздоровление всех категорий детей, нуждающихся в социальной защите: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов, детей из многодетных и неполных семей.
С использованием права законодательной инициативы прокуратуры области обеспечивалась и реализация других закреплённых за гражданами прав и свобод.
Законом от 2 июля 2012 г. N 896/267-V-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Оренбургской области" из этого областного закона исключено положение, которое допускало возможность установления на основании нормативных правовых актов Оренбургской области случаев предоставления информации о деятельности судов на платной основе.
Законом от 13 марта 2013 г. N 1379/390-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О порядке проведения в Оренбургской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" из областного закона исключено незаконно возложенное на должностных лиц органов внутренних дел полномочие по подготовке заключения о невозможности проведения публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, имеющем проезжую часть, чем в определённой степени упрощён доступ граждан к организации и проведению публичных мероприятий.
Законодательная инициатива прокуратуры области использовалась и для обеспечения прав граждан в избирательном процессе.
Законом от 13 марта 2013 г. N 1370/392-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области" из этого закона исключено положение о том, что паспорт моряка (удостоверение личности моряка) может являться документом, заменяющим паспорт гражданина при голосовании на референдуме.
Законом от 7 мая 2013 г. N 1462/443-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об Общественной палате Оренбургской области" установлено, что полномочия члена Общественной палаты области прекращаются в случае избрания его на должность губернатора и приостанавливаются в случае выдвижения члена Общественной палаты области кандидатом на должность губернатора.
В. Ерпылев,
старший помощник прокурора Оренбургской области
по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти,
органами местного самоуправления
"Законность", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.