Пробел в законодательстве об опеке и попечительстве
В Российской Федерации защита прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных граждан относится к одному из приоритетных направлений социальной политики.
Защита этой категории граждан осуществляется в пределах действующего законодательства, которое, к сожалению, не в полном объёме охватывает возникающие в практике случаи.
Так, пробелы в законодательстве об опеке и попечительстве были выявлены прокуратурой Иультинского района Чукотского автономного округа при рассмотрении обращения гражданки (жительницы Иультинского района), которой территориальным органом опеки и попечительства было отказано в возможности стать опекуном на возмездной основе.
Наряду с существующими видами опеки (на основании решения органа опеки и попечительства; по заявлению родителей; предварительная опека и попечительство; по времени действия (постоянная, временная) законодателем также предусмотрена оплачиваемая и социальная (компетенция государства) опека, т.е. опека, осуществляемая на возмездной основе.
При передаче недееспособного лица под опеку, в том числе на возмездной основе, действующим законодательством определены конкретные условия, которым должен соответствовать потенциальный опекун.
Законодательство об опеке и попечительстве наделяет орган опеки и попечительства правом заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездной основе при условии, что опекун отвечает всем установленным требованиям. Самое главное основание для заключения указанного договора - интересы подопечного.
Законами субъектов Федерации по договорам об осуществлении опеки на возмездной основе предусмотрена выплата вознаграждения опекунам из средств бюджета субъекта РФ (для Чукотского автономного округа эта сумма составляет 6 тыс. руб. ежемесячно).
Принимая во внимание тот факт, что законодательством субъекта Федерации предусмотрена возможность заключения договоров об осуществлении опеки на возмездной основе, а также вознаграждение опекунов с указанием размеров таких выплат, полагаем, что в идеальном случае в законах должны быть закреплены основания и условия, при которых заключение указанных договоров и произведение выплат невозможно.
Территориальный орган опеки и попечительства Иультинского района отказал заявителю в передаче несовершеннолетних детей под опеку на возмездной основе, руководствуясь лишь тем, что опекун ходатайствует о таком виде опеки, преследуя личные выгоды, выражающиеся в получении денежных средств, а никак не в интересах подопечных.
При принятии решения территориальный орган опеки и попечительства исходил из того, что законодатель наделил его правом выбора формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 Семейного кодекса РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"). При этом орган отказывает опекуну в получении вознаграждения, которое для него предусмотрено законом.
Однако с учётом того, что действующим законодательством не предусмотрены конкретные основания и условия, наличие которых препятствовало бы передаче детей под опеку на возмездной основе, полагаем невозможным принять однозначное решение об отказе либо о предоставлении опеки на возмездной основе.
Существующие в практике случаи отказа в предоставлении опеки на возмездной основе, возникающие в связи с наделением органов опеки и попечительства правом принимать решение о выборе формы опеки, могут быть расценены как коррупциогенный фактор, поскольку такие решения принимаются должностными лицами территориальных органов, основываясь исключительно на личном отношении к заявителю и иных основаниях, не определённых законом.
К сожалению, сейчас ни ФЗ от 24 апреля 2008 г. "Об опеке и попечительстве", ни иными федеральными законами, подзаконными актами РФ и субъектов Федерации не определён перечень оснований, при которых опека на возмездной основе невозможна.
Кроме того, говоря об опекунстве на возмездной основе, хотим отметить, что отношения, основанные на соглашении между опекуном и органом опеки и попечительства, осуществляются на основании соответствующего договора, отвечающего всем установленным требованиям, и относятся к разряду трудовых правоотношений.
Следовательно, такой вид деятельности, как опекунство, можно отнести к трудовой, которая в обязательном порядке подлежит оплате.
С целью исключения из действующего законодательства существующих пробелов считаем необходимым определить исчерпывающий перечень оснований и (или) условий, при которых территориальный орган опеки и попечительства имеет право отказать в возможности быть опекуном на возмездной основе.
Е. Жеребцова,
старший помощник прокурора Иультинского района
Чукотского автономного округа
"Законность", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.