О поправках в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
В конце 2013 года законодатели приняли несколько федеральных законов, направленных как на ужесточение ответственности за ряд административных правонарушений, так и на приведение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с действующим законодательством. Об этих изменениях мы и поговорим в статье.
Исключена ответственность за невыполнение обязанности по продаже части валютной выручки
В связи с тем, что ст. 21 Федерального закона от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающая обязанность продажи части валютной выручки, не действует с 01.01.2007, Федеральным законом от 25.11.2013 N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) признана утратившей силу ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ, которой предусматривалась ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.
Также Федеральным законом N 315-ФЗ внесены соответствующие изменения в примечание 1 к ст. 15.25 КоАП РФ (слова "частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи" заменены словами "частями 1, 4 и 5 настоящей статьи"), а также в п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ (слова "либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке," исключены).
Снижен минимальный размер штрафа за непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации, предусмотренной антимонопольным законодательством
Постановлением КС РФ от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" положение ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающее привлечение юридического лица к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в ФАС (его территориальный орган) сведений (информации), а также за представление в указанные органы заведомо недостоверных сведений (информации), в части установления размера административного штрафа, составляющего от 300 000 до 500 000 руб., признано не соответствующим Конституции РФ.
Указанное решение обусловлено тем, что установленный ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства.
В целях исполнения решения Конституционного суда, а также в целях совершенствования порядка привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства РФ принят Федеральный закон от 02.12.2013 N 343-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 343-ФЗ).
Федеральным законом N 343-ФЗ внесены изменения в ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, направленные на снижение минимального размера административного штрафа до 50 000 руб. Напомним, что ранее минимальный размер штрафа составлял 300 000 руб.
Указанное изменение позволит обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, а также имущественного и финансового положения юридического лица.
Установлена административная ответственность за нарушение требований о защите информации
Федеральным законом от 02.12.2013 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 341-ФЗ) дополнена новыми ч. 6 и 7 ст. 13.12 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований о защите информации, содержащихся в федеральных законах и принятых согласно ним иных нормативных правовых актах РФ.
Частями 2 и 4 ст. 13.12 КоАП РФ регламентирована административная ответственность только за правонарушения, связанные с использованием несертифицированных средств защиты информации. При этом положения ст. 13.12 не позволяют привлечь к административной ответственности лиц в случае неприменения ими средств защиты информации или непринятия правовых и организационных мер, направленных на защиту информации, согласно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В настоящее время требования о защите информации установлены следующими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе";
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";
- Указ Президента РФ от 17.03.2008 N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена";
- Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 N 584 "Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе";
- Постановление Правительства РФ от 05.01.2004 N 3-1;
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям".
Федеральным законом N 341-ФЗ предусматривается привлечение к административной ответственности лиц, нарушивших требования указанных нормативных правовых актов.
Так, согласно ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1, 2 и 5 ст. 13.12, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 руб., а на юридических лиц - от 10 000 до 15 000 руб.
В свою очередь, нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 13.12, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 руб., а на юридических лиц - от 15 000 до 20 000 руб. (ч. 7 ст. 13.12).
Кроме того, Федеральным законом N 341-ФЗ уточнены размеры административного штрафа по другим частям ст. 13.12 КоАП РФ. Также внесены изменения в ст. 23.45 КоАП РФ в части наделения органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ (в части нарушения требований к защите информации ограниченного доступа, составляющей государственную тайну), а в ст. 23.46 КоАП РФ - в части наделения должностных лиц ФСТЭК и ФСБ полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой к дополнению ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ.
Введена административная ответственность за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа
С 01.01.2013 действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 257-ФЗ "О государственном оборонном заказе", содержащий ряд новых норм, за нарушение которых в КоАП РФ не была установлена ответственность. С целью устранения данного упущения принят Федеральный закон от 02.12.2013 N 326-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), направленный на установление административной ответственности государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) государственного оборонного заказа и их должностных лиц, чьи действия, а равно бездействие стали причиной нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов РФ в сфере государственного оборонного заказа, а также на повышение ответственности за нарушения в сфере размещения и выполнения государственного оборонного заказа.
Напомним, что Рособоронзаказ осуществляет функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, и закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
Рособоронзаказ осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 и 8 ст. 99 Закона о контрактной системе*(1), путем проведения плановых и внеплановых проверок в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Когда Рособорон - заказ осуществляет контроль в отношении закупок, реализуемых в рамках государственного оборонного заказа, контролируется:
- соблюдение требований к обоснованию и обоснованности закупок;
- нормирование в сфере закупок, предусмотренное ст. 19 Закона о контрактной системе;
- определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Федеральным законом N 326-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за следующие нарушения.
Несоблюдение требований законодательства при принятии решения о проведении закрытых торгов. Статья 7.29 КоАП РФ дополнена ч. 3 следующего содержания: принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти либо принятие решения о размещении заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа. В соответствии с ч. 1 ст. 7.29.1 КоАП РФ нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения начальной (максимальной) цены госконтракта по государственному оборонному заказу при размещении такого заказа путем проведения торгов влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Аналогичная ответственность установлена и за нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 2 ст. 7.29.1).
Отказ единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу. В силу ст. 7.29.2 КоАП РФ отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами РФ и актами Президента РФ, актами Правительства РФ, или иной организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого контракта обязательно для указанных лиц, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 300 000 до 1 000 000 руб.
Несвоевременное размещение заданий государственного оборонного заказа. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о государственном оборонном заказе, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 15 ст. 7.30 КоАП РФ).
Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу. Федеральным законом N 326-ФЗ гл. 7 Особенной части КоАП РФ дополнена ст. 7.32.1, устанавливающей ответственность должностных лиц государственного заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования. Совершение данного нарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. Нарушение должностным лицом головного исполнителя условий госконтракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ).
Нарушение иных условий государственного контракта, не указанных в ч. 1 ст. 14.55, может повлечь предупреждение или аналогичный штраф (ч. 2 ст. 14.55). Необходимо учитывать, что в случае грубого нарушения условий госконтракта наказание выразится в дисквалификации должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55).
Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Указанное нарушение влечет для должностных лиц административный штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, а для юридических лиц - штраф от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 15 ст. 15.37 КоАП РФ). Отметим, что под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10%.
Невыполнение в установленный срок законного предписания. Статья 19.5 КоАП РФ дополнена ч. 7.1, предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания или требования Рособоронзаказа (его территориального органа). Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
Полномочия по рассмотрению административных дел за нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа. В настоящее время должностные лица Рособоронзаказа в соответствии с действующим законодательством наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов для государственных нужд (в части государственного оборонного заказа, а также заказов для государственных нужд, не относящихся к сфере государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну), лицензирования и технического регулирования.
Федеральным законом N 326-ФЗ устанавливается подведомственность рассмотрения дел о нарушениях в сфере государственного оборонного заказа и на этапе его выполнения. В связи с этим гл. 23 КоАП РФ дополнена новой статьей, которой обязанности по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.1, ч. 1 и 2 ст. 14.55, ст. 15.37, ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ, возложены на Рособоронзаказ. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени Рособоронзаказа вправе:
- руководитель Рособоронзаказа, его заместители;
- руководители структурных подразделений Рособоронзаказа;
- руководители территориальных органов Рособоронзаказа.
Установлена административная ответственность должностных лиц за несоблюдение порядка и сроков предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам
До появления Федерального закона от 02.12.2013 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" наказание, применяемое к должностным лицам, нарушившим сроки предоставления земельных участков, устанавливалось ст. 19.9 КоАП РФ и предусматривало вынесение предупреждения или наложение штрафа в размере от 100 до 300 руб.
В целях усиления ответственности должностных лиц за несоблюдение порядка и сроков предоставления земельных участков в ст. 19.9 КоАП РФ внесены изменения, устанавливающие ответственность за:
- нарушение установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 12 000 руб.
Кроме того, заметим, что действующая ранее редакция ст. 19.9 КоАП РФ предусматривала также административную ответственность за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Однако данные положения устарели в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, доступные для использования неограниченным кругом лиц, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках. С учетом этого норма об ответственности за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда исключена.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной
деятельности государственных
(муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"