Вправе ли предприятие рассчитаться со своим поставщиком наличными денежными средствами? Если да, то как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, осуществляются в безналичном порядке, но могут производиться и наличными деньгами, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, между юридическим лицом и предпринимателем, а также между предпринимателями в связи с их предпринимательской деятельностью в рамках одного договора, заключенного указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.
В связи с этим предприятие вправе рассчитаться со своим поставщиком наличными денежными средствами в размере не более 100 тыс. руб. по одному договору. Деньги в кассу поставщика при наличных расчетах, как правило, вносит сотрудник предприятия. Для этого ему выдаются под отчет денежные средства из кассы с оформлением соответствующих документов. В бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" в корреспонденции с кредитом счета 50 "Касса" (Инструкция по применению Плана счетов).
Для отражения информации о расчетах с поставщиками товаров (работ, услуг) предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На дату утверждения авансового отчета с работника списывается подотчетная сумма в счет погашения долга поставщику: Дебет 60 Кредит 71.
Если предварительная оплата товаров (работ, услуг) осуществляется наличными денежными средствами, она отражается на счете 60 обособленно. С этой целью к счету 60 можно открыть отдельные субсчета: 60-1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 60-2 "Расчеты по авансам выданным".
Сумма внесенной предоплаты отражается в составе дебиторской задолженности на дату утверждения авансового отчета работника записью: Дебет 60-2 Кредит 71 (п. 3, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", Инструкция по применению Плана счетов). При принятии к учету товара (работы, услуги) дебиторская задолженность погашается.
Корреспонденция счетов будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оплата долга | ||
Получены товары (работы, услуги) от поставщика | ||
Выданы денежные средства под отчет для оплаты поставщику | ||
Списана с работника подотчетная сумма на дату утверждения авансового отчета в счет погашения долга поставщику | ||
Предварительная оплата товара (работы, услуги) | ||
Выданы денежные средства под отчет для оплаты поставщику | ||
Списана с работника в счет оплаты поставщику подотчетная сумма на дату утверждения авансового отчета | ||
Получены товары (работы, услуги) от поставщика | ||
Зачтена в оплату стоимости товаров (работ, услуг) сумма предварительной оплаты |
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2014 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"