Изменения в Законе о бухгалтерском учете
Федеральным законом N 357-ФЗ*(1) внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), вступившие в силу 01.01.2014. Ознакомимся с этими поправками подробнее.
Факты хозяйственной жизни
Согласно п. 8 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Частью 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. С 01.01.2014 в данной норме уточняется, что недопустимо принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (пп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона N 357-Ф3).
Кто составил первичный документ - тот и будет держать ответ!
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, первичный учетный документ должен быть оформлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Дополнение к данному положению, вступившее в силу с 01.01.2014, порадует бухгалтеров, поскольку, к сожалению, много времени тратится именно на то, чтобы собрать первичные документы из подразделений своего предприятия.
Теперь лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, должно обеспечивать своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных (пп. "в" п. 1 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ). При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Однако введение новых норм не означает, что бухгалтер теперь сможет принимать к учету все документы, что называется не глядя, поскольку никто не отменял п. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. При наличии каких-либо сомнений относительно того, что документ оформлен на не имевший место факт хозяйственной жизни, целесообразно руководствоваться указанным пунктом (получить письменное распоряжение руководителя, отражать или не отражать в регистрах бухгалтерского учета данные, содержащиеся в сомнительном документе).
Формы первичных учетных документов
Частью 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете было установлено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
При этом Минфин в Информации N ПЗ-10/2012 обращал внимание на то, что обязательными к применению остаются формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовых документов).
Кроме того, никто не запрещал экономическим субъектам продолжать использовать и формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также иные рекомендованные формы (например, книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства").
В связи с этим с 01.01.2014 слово "утверждает" заменено на более точное в этой ситуации - "определяет" (пп. "г" п. 1 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ).
Регистры бухгалтерского учета
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете сведения, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. При этом в силу ч. 3 указанной статьи бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. С 01.01.2014 ч. 3 была дополнена: не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета (пп. "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ).
Частью 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете регламентировалось, что пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета не допускаются.
Напомним, что в силу ст. 5 данного закона объектами бухгалтерского учета являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
С 01.01.2014 в этой норме уточняется, что не допускаются в регистрах бухгалтерского учета:
- пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета;
- регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета (пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ).
При этом для целей Закона о бухгалтерском учете под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.
Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
Такие поправки были обусловлены тем, что РФ с 01.02.2012 присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, положения которой обязывают устанавливать правила, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов.
Согласно пояснительной записке к проекту будущего Федерального закона N 357-ФЗ понятия "мнимый" и "притворный объект бухгалтерского учета", приведенные в ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, по содержанию соответствуют понятиям "мнимая" и "притворная сделка", определенным в ст. 170 ГК РФ.
Напомним, что в силу п. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна (п. 2 ст. 170 ГК РФ). К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом ее существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Такая отчетность в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям отчетности для принятия экономических решений. Эта норма в новой редакции была дополнена: отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (пп. "а" п. 3 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ).
Частями 1 и 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете установлено, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок ее представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом (Информация Минфина РФ N ПЗ-10/2012). Например, в силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
Аудиторское заключение
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
На основании данной нормы, а также п. 5 ст. 23 НК РФ Минфин в Письме от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724 разъясняет, что Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (например, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества).
При этом в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" установлено, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту, и что итоговая часть этого заключения должна прилагаться к бухгалтерской отчетности (п. 5, 41).
Также в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления закона в силу. Указанные правила применяются в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете (Информация Минфина РФ N ПЗ-10/2012).
Можно сделать вывод, что с 01.01.2013 аудиторское заключение не является обязательной частью бухгалтерской (финансовой) отчетности (Информация Минфина РФ N ПЗ-10/2012).
Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ в ч. 10 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете были внесены изменения, вступившие в силу с 01.09.2013, согласно которым в случае опубликования, а также представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая отчетность должна опубликовываться и представляться вместе с аудиторским заключением. Но при этом никакие изменения в ч. 1 ст. 14, ч. 1 и 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, а также в п. 5 ст. 23 НК РФ внесены не были.
Федеральным законом N 357-ФЗ (пп. "б" п. 3 ст. 1) ч. 10 ст. 13 возвращена в первоначальный вид путем исключения из нее фраз о представлении отчетности и аудиторского заключения. В то же время ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете дополнена следующим положением: при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется либо вместе с такой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 4 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ).
Таким образом, организации, для которых проведение аудиторской проверки обязательно, должны представлять в органы статистики в установленные сроки еще и аудиторское заключение.
Разработка и утверждение федеральных стандартов
Напомним, что в силу ч. 1 ст. 27 Закона о бухгалтерском учете разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Из порядка его разработки и утверждения, установленного данной статьей, исключены положения, касающиеся необходимости публикации уведомления о его разработке, проекта федерального стандарта, а также уведомления о завершении публичного обсуждения проекта в печатном издании (п. 5 ст. 1 Федерального закона N 357-ФЗ). Вся информация будет размещаться только в сети Интернет.
Когда начинаем применять новые нормы?
Финансовое ведомство разъясняло, что при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год необходимо иметь в виду, что с 01.01.2013 вступил в силу Закон о бухгалтерском учете (Информация N ПЗ-10/2012, Письмо от 23.05.2013 N 03-02-07/2/18285).
Соответственно, при составлении отчетности за 2013 год также нужно учитывать поправки, внесенные Федеральным законом N 357-ФЗ в Закон о бухгалтерском учете, вступившие в силу с 01.01.2014 (в частности, это касается представления аудиторского заключения в органы статистики).
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.12.2013 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"