Ужесточение ответственности за нарушения при обороте алкогольной продукции
Федеральным законом N 365-ФЗ*(1), вступившим в силу с 03.01.2014, значительно увеличены размеры административных штрафов за совершаемые правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для предприятий общественного питания, реализующих своим клиентам алкогольную продукцию, такие финансовые потери могут стать критическими. Рассмотрим, какие суммы придется теперь заплатить за то или иное "алкогольное" правонарушение.
Административное приостановление деятельности. Перечень областей, в которых в случае совершения административного правонарушения применяется приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ), дополнен областью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ). Соответственно, в установленных КоАП РФ случаях предприятию грозит приостановление деятельности не только за нарушение требований санитарных правил, но и за нарушения при продаже алкогольной продукции.
Срок исковой давности. С двух месяцев до одного года увеличен срок исковой давности за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Соответствующие поправки внесены в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ). Объясняется такая необходимость тем, что при наличии короткого срока давности привлечения к административной ответственности правонарушители имеют возможность уйти от нее, что не способствует снижению числа правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Увеличены штрафы за нарушение правил продажи алкогольной продукции. Согласно новой редакции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 200 000 до 300 000 руб.
Кроме штрафа, названным лицам грозит конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Для сравнения: штраф до внесения этих поправок по указанному нарушению был установлен в размере от 4 000 до 5 000 руб. - для должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц.
Напомним, что согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения, несут ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
При этом предприниматели имеют право осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ*(2)). То есть они будут нести ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, если будут продавать названные напитки без сопроводительных документов.
Перечень документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, установлен п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ. Также он дополнен сертификатом соответствия или декларацией о соответствии (п. 2 ст. 16 данного закона). Росалкогольрегулирование в п. 7 Письма от 30.04.2013 N 8977/03-04 уточняет, что названный перечень документов касается в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Увеличены размеры штрафов и за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ: для должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб. (было - от 3 000 до 4 000 руб.), для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (было - от 30 000 до 40 000 руб.). И опять-таки им грозит конфискация алкогольной и спиртосодержащей продукции.
"Иными" правилами можно назвать требования к розничной продаже алкогольной продукции, установленные ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом". Например, в Постановлении ФАС МО от 24.05.2013 N А40-133964/12-21-1292 предприятие было привлечено к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за то, что оно не предоставило потребителям информацию в наглядной и доступной форме о наличии лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (новая редакция ст. 14.17 КоАП РФ). Заметим, что ранее ст. 14.17 КоАП РФ предусматривалась ответственность только за незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта.
Теперь согласно ч. 1 данной статьи производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ, влечет для юридических лиц наложение штрафа в размере от 100 000 до 150 000 руб. (с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой).
Грубое нарушение лицензионных требований в силу ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ влечет:
- наложение штрафа на юридических лиц - в размере от 150 000 до 200 000 руб. (с конфискацией перечисленного выше либо без таковой);
- или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (с конфискацией перечисленного выше либо без таковой).
При этом под грубым нарушением лицензионных требований понимается в том числе реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции.
Заведения питания, которые обычно называют забегаловками, нередко совершают такие нарушения, но, узнав о размерах штрафов, вряд ли решатся на них вновь.
В силу ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб. (с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой).
Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Штраф за нарушение установленного порядка согласно изменению, внесенному в ст. 14.19 КоАП РФ, также значительно увеличен: для должностных лиц он составляет от 10 000 до 15 000 руб. (было - от 3 000 до 4 000 руб.), для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (было - от 70 000 до 80 000 руб.) (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ).
Для розничных продавцов алкогольной продукции данная норма пока не актуальна. Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения еще не утверждены, но проект уже существует*(3), поэтому, учитывая размеры штрафных санкций, главное - не пропустить их введение.
Алкогольная продукция без маркировки. Раньше за данное правонарушение розничные продавцы алкогольной продукции привлекались в соответствии с ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Теперь об алкогольной продукции говорится в отдельной новой ч. 4 этой статьи (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ).
Так, согласно новой норме оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ (если они обязательны), влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 15 000 руб.;
- на юридических лиц - от 200 000 до 310 000 руб.
Кроме штрафа предусмотрена еще и конфискация алкогольной продукции.
Заметим, что в сравнении со штрафами из ч. 4 штрафы, указанные в ч. 2, теперь кажутся скромными.
Напомним, что обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ:
- производимая на территории РФ, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
- ввозимая (импортируемая) в РФ маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных п. 5.1 настоящей статьи.
"Алкогольная" декларация. Согласно новой редакции ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. Ранее эти суммы были меньше: от 3 000 до 4 000 руб. и от 30 000 до 40 000 руб. соответственно.
Напомним, Постановлением Правительства РФ от 15.11.2013 N 1024 изменены сроки представления декларации: с 01.01.2014 она должна подаваться ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
За невыполнение требования контролирующего органа грозит штраф! Об ответственности перед органом, контролирующим оборот алкогольной продукции, говорится теперь отдельно. Согласно новой ч. 6 ст. 19.4 КоАП РФ невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота алкогольной и продукции, грозит должностному лицу штрафом в размере от 5 000 до 8 000 руб. (п. 11 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ). За невыполнение в установленный срок законного предписания этого органа в силу новой ч. 22 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц - в размере от 6 000 до 12 000 руб., для юридических лиц - в размере от 20 000 до 40 000 руб. (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ).
Рассмотрение контролирующими органами дел об административных правонарушениях. Изменился перечень дел об административных правонарушениях, которые вправе рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции. В новой редакции ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ сказано: дела, предусмотренные ст. 14.17 "Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" КоАП РФ, будут рассматриваться теперь только судьями (до внесения этих изменений они делили полномочия) (п. 16, 18 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ).
Напротив, в функции органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции, теперь включена также возможность рассмотрения дел, предусмотренных:
- частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию);
- частью 6 ст. 19.4 КоАП РФ (о невыполнении требований должностного лица);
- частью 22 ст. 19.5 КоАП РФ (о невыполнение в установленный срок законного предписания).
Как и прежде, они будут продолжать рассматривать дела, предусмотренные:
- частью 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу);
- частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции);
- статьей 14.19 КоАП РФ (нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- статьей 15.13 КоАП РФ (нарушения при подаче "алкогольной" декларации).
Из полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции) ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ в новой редакции исключено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (п. 20 ст. 3 Федерального закона N 365-ФЗ). За ними оставлено только рассмотрение дел, предусмотренных ч. 1 и 2 этой статьи.
О.А. Фролова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
*(2) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(3) Подробнее об этом читайте в статье "Порядок представления предприятиями общественного питания декларации об объеме розничной продажи алкоголя", 2013, N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"