Что мы знаем о турбазах?
Оказывается, в законе сведений о туристических базах не так много, хотя раньше они были излюбленным местом активного отдыха многих наших граждан. В настоящее время нет нормативного акта, посвященного регулированию отдыха на турбазах, поэтому мы предлагаем составить представление об этом средстве размещения туристов и рассмотреть наиболее спорные вопросы на примерах судебных решений.
Что такое туристская база?
Приходится констатировать, что в Законе об основах туристской деятельности в РФ понятие "туристическая база", "турбаза" вообще не упоминается. Но это, конечно, не означает, что таких объектов туристской деятельности не существует. Просто за разъяснениями следует обратиться к другим отраслевым документам, например, Модельному закону о туристской деятельности*(1). В нем туристские базы упоминаются в составе средств размещения, под которыми понимаются имущественные комплексы (здания, части зданий, оборудование и иное имущество), предназначенные для предоставления услуг размещения (ночевки).
Турбазы признаются коллективным средством размещения - имущественным комплексом, отвечающим требованиям стандарта и сертификата, находящимся под единым управлением и состоящим как минимум из десяти номеров. В случаях, установленных законодательством, они могут классифицироваться по категории (классу) в зависимости от уровня и ассортимента оказываемых услуг. Из определения ясно, что турбаза является средством размещения, предназначенным для оказания гостиничных услуг. Ведь именно в составе услуг средств размещения для временного проживания туристов наравне с услугами гостиниц и мотелей поименованы услуги туристских, спортивных баз, баз отдыха в документе Росстата - Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг*(2). Таким образом, туристские базы в основном занимаются оказанием гостиничных услуг, все остальные услуги - сопутствующие.
Уплачивается ли ЕНВД с доходов от турбазы?
Согласно пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ специальный налоговый режим может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений (помещений для временного размещения и проживания) не более 500 кв. м.
В целях налогообложения объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию представляют собой здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты (ст. 346.27 НК РФ).
Как следует из Постановления ФАС ВВО от 18.03.2011 N А17-1572/2010, компания осуществляла деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в туристических домиках, которые были арендованы по актам приема-передачи в аренду туристической базы. Для оказания услуг по временному размещению и проживанию использовался единый комплекс конструктивно обособленных зданий и строений, расположенных на одном земельном участке, общая площадь арендованных объектов превышала 500 кв. м. С этой позиции предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в данных домиках не подлежала переводу на уплату ЕНВД и требования налоговиков на этот счет необоснованны. Поэтому налогоплательщик правомерно применял другой специальный режим - "упрощенку".
В чем нюансы земельного налогообложения?
Земельный налог относится к категории местных налогов. Поэтому не удивительно, что в отношении земельных участков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка в пределах максимальных значений (п. 1, 2 ст. 394 НК РФ). Но налоговики с подозрением относятся к применению пониженных ставок, о чем свидетельствует Постановление ФАС СКО от 06.09.2013 N А32-3446/2011. Как следует из материалов дела, местными органами власти была установлена ставка 0,3% кадастровой стоимости для земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения для размещения объектов санаторно-курортных организаций и учреждений. Спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного и фактического использования - для размещения и эксплуатации зданий и сооружений туристической базы. Налоговики посчитали, что для применения указанной выше ставки организации нужно выполнить целый ряд условий: земля должна быть не только рекреационного, но и лечебно-оздоровительного назначения; на ней должны быть размещены объекты санаторно-курортных организаций и учреждений; организация должна иметь соответствующий статус; соответствующий вид деятельности должен быть подтвержден наличием медицинской лицензией; земля должна фактически использоваться по назначению, определяемому кадастровым планом земельного участка.
Суд посчитал требования ревизоров завышенными, а претензии - необоснованными. Из буквального толкования спорной нормы и правил русского языка следует, что ставка налога 0,3% применяется к двум видам земельных участков:
- земельным участкам рекреационного назначения;
- земельным участкам лечебно-оздоровительного назначения для размещения объектов санаторно-курортных организаций и учреждений.
Размер ставки земельного налога определен законодателем по объектному признаку, следовательно, основополагающими для определения ставки являются характеристики земельного участка, а он отвечает рекреационному назначению. Все остальные претензии налоговиков арбитры оставили без внимания, указав на то, что организация правомерно воспользовалось налоговой ставкой и рассчитала налог, исходя из кадастровой стоимости, размер которой налоговая инспекция не оспаривала. Начисления по иным, кроме размера ставки налога, основаниям не производились.
Нужно ли вести миграционный учет?
На туристских базах отдыхают не только российские туристы, но иностранные гости, любящие необычный отдых. В отношении иностранных граждан нужно знать, что они подлежат учету по месту временного пребывания в Российской Федерации, на что указано в ст. 7 Закона о миграционном учете*(3).
Под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых подлежит постановке на учет по месту пребывания. Турбаза также может являться местом временного пребывания иностранца. Почему бы и нет?
Если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии этого гражданина в место пребывания (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона о миграционном учете). При убытии иностранца из гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга организация обязана не позднее 12.00 дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, уведомить об этом орган миграционного учета (п. 3 ст. 23 Закона о миграционном учете). Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета наказывается административным штрафом согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (постановления ФАС ВСО от 13.11.2013 N А19-4827/2013, ФАС ЗСО от 13.12.2012 N А81-710/2012).
Что нужно знать о землях рекреационного назначения?
К таким землям относятся участки, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (ст. 98 ЗК РФ). В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ч. 5 ст. 98 ЗК РФ). За это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. руб., на должностных лиц - от 2 до 3 тыс. руб., на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ). Например, на землях рекреационного назначения не следует заниматься добычей полезных ископаемых, в частности, воды в предпринимательских целях. На это пользователю недр требуется лицензия (ст. 11 Закона о недрах*(4)). Если при эксплуатации базы отдыха (турбазы) организация ведет коммерческую деятельность, то использование добываемых подземных вод для получения прибыли не может считаться использованием подземных вод непосредственно для своих нужд (Постановление ФАС ВСО от 22.03.2011 N А19-18610/10). Однако если организация постарается, то сможет получить разрешение (лицензию) на добычу пресных подземных вод одиночной скважиной без номера для водоснабжения турбазы. Такое разрешение ко многому обязывает. Например, нужно установить на скважину водомерный счетчик для учета забора воды и пьезометр для наблюдения за уровнем подземных вод. Кроме этого, нужно вести первичный учет забора воды из скважины, проводить мониторинг состояния подземных вод в границах горного отвода и мониторинг геологической среды, отчитываться о результатах. В противном случае нарушитель может быть привлечен к административной ответственности за пользование недрами с нарушением лицензионных условий*(5) (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ).
Представим ситуацию. Инвестор решил вложиться в развитие турбазы, которая пришла в упадок (часть корпусов для проживания обветшала) и находится на земельных участках, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования. Чтобы их приватизировать, нужно как минимум восстановить разрушенные объекты (Постановление ФАС ДВО от 21.08.2013 N Ф03-3490/2013). Кроме этого, чтобы выкупить землю под туристической базой, нужно, чтобы находящиеся на ней объекты недвижимости имели общую инфраструктуру и использовались только совместно для функционирования туристической базы (Постановление ФАС ЗСО от 04.09.2012 N А27-836/2012).
А что будет, если на территории турбазы разместить объекты мелкорозничной торговли? За ответом обратимся к Постановлению ФАС СКО от 06.09.2013 N А32-9818/2011. Согласно Закону о торговле*(6) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения таких объектов. Она, в свою очередь, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. В силу норм земельного и градостроительного законодательства в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Администрация вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. То есть владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления. При отсутствии разрешения властей размещение нестационарных торговых объектов, в том числе на территории туристской базы, будет незаконным.
Что на турбазе ограничено в обороте?
Земли рекреационного назначения включают различные важные для отдыха объекты, в том числе водные объекты, которые нельзя отчуждать или иным образом передавать в неограниченное пользование частным лицам, что подтвердил суд в Постановлении ФАС ВВО от 29.12.2012 N А43-5777/2011. Из материалов дела следует, что организации был предоставлен в собственность за плату земельный участок с находящейся на ней турбазой. Далее участок был разделен на две части. На одной из них на участке береговой полосы, предназначенной для общего пользования, установлен забор из сетки до водной акватории, что препятствует свободному доступу граждан к береговой полосе. Это сделал новый собственник части участка турбазы, в который входила и береговая полоса. Прокурор обратился в суд с признанием сделки и указанных действий противозаконными.
Во-первых, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85 ЗК РФ). Во-вторых, установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.) (п. 8 ст. 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества*(7)).
Поверхностные водные объекты (реки, ручьи, каналы), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными (п. 1 ст. 6 Водного кодекса). Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования (п. 6 ст. 6 Водного кодекса). Нормами п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с водным законодательством РФ. Так как предметом договора купли-продажи был земельный участок, в который вошла береговая полоса водного объекта, предназначенная для общего пользования и не подлежащая приватизации, то сделка ничтожна.
Турбаза или коттеджный поселок?
Небезынтересный спор рассмотрен в Апелляционном определении Московского областного суда от 05.03.2013 N 33-2526/2013. Арбитры разбирались с тем, можно ли базу отдыха сделать коттеджным поселком. Инвестор построил коттедж на земле охраняемых территорий и объектов, которую было разрешено использовать под оздоровительную базу с коттеджным вариантом застройки. Однако уполномоченные органы отказали заявителю в признании права собственности на построенное сооружение. Инвестор решил доказать свое право в судебном порядке, но не получилось.
Судьи напомнили, что в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (ст. 98 ЗК РФ). Вместо базы отдыха, согласно объяснениям истца, фактически возведен поселок из жилых домов - коттеджей для отдыха семей собственников. Круглогодичное проживание возможно. Предоставление каких-либо услуг отдыхающим не предполагается. Учитывая, что земельное законодательство не предусматривает использование земель особо охраняемых территорий для строительства коттеджей, которые не относятся к домам отдыха, пансионатам, кемпингам и другим аналогичным объектам, инвестор не имел права на возведение спорного коттеджа, вследствие чего не могло возникнуть права собственности на данный объект.
Здесь также уместно привести другое судебное решение - Апелляционное определение Саратовского областного суда от 21.08.2013 N 33-5354. В нем пытались разделить туристскую базу на составляющие ее объекты недвижимости, чтобы затем использовать их в иных целях, в том числе для проживания граждан. Но не тут-то было. Суд указал, что туристические домики являются частью имущественного комплекса - туристской базы и не могут продаваться отдельно от других объектов, входящих в состав этого комплекса. В силу ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). В итоге в судебном порядке организация сохранила турбазу как единый имущественный комплекс, включающий туристские дома, которые не могут продаваться отдельно от других объектов, входящих в состав имущественного комплекса.
М.В. Семенов,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением N 27-15 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ.
*(2) Приказ Росстата от 26.06.2013 N 234.
*(3) Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ.
*(4) Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1.
*(5) Постановление ФАС ЗСО от 12.11.2010 N А02-759/2010.
*(6) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
*(7) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"