"С 2014 года аттестацию заменили специальной оценкой условий труда" (интервью с В.А. Коржом, директором Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ)
Порядок проведения специальной оценки условий труда был утвержден в декабре 2013 года. О том, что ждет компании, редакция поговорила с директором Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Валерием Анатольевичем Коржом.
С 1 января 2014 года вместо трех процедур исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными производственными факторами применяются только две. Первая процедура - это специальная оценка условий труда.
Работодатель сможет использовать результаты специальной оценки условий труда:
- в целях освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам;
- для предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда.
До 2014 года норма об освобождении от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, установленная пунктом 4 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и пунктом 4 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), не могла быть применена, пока не был принят закон о специальной оценке условий труда, не были определены ни порядок ее проведения, ни права, обязанности и ответственность участников этой процедуры.
Этот пробел в законодательстве ликвидировали Федеральные законы:
- от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о спецоценке);
- от 28.12.2003 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ).
Вторая процедура - государственная экспертиза условий труда. Ее проводят специалисты подразделения Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) в соответствии с нормами статьи 216 Трудового кодекса.
С 2014 года государственную экспертизу проводят также в случаях, когда работники не согласны с результатом специальной оценки условий труда. Чтобы такая проверка состоялась, работникам нужно в досудебном порядке обратиться в территориальное отделение Роструда.
В то же время компаниям до 31 декабря 2018 года разрешено использовать результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Закона о спецоценке (п. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).
Примечание. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
Что такое спецоценка условий труда
- Валерий Анатольевич, специальная оценка условий труда - это новая процедура исследования условий труда...
- Да, это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке их воздействия на работника (п. 1 ст. 3 Закона о спецоценке).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона о спецоценке).
- Проведение специальной оценки условий труда - это право или обязанность работодателя?
- Это обязанность работодателя, которая закреплена в части 2 статьи 22 Трудового кодекса и пункте 2 статьи 4 Закона о спецоценке.
- Как будет организован контроль проведения специальной оценки условий труда? Смогут ли работодатели сделать вид, что провели оценку, фактически ее не проводя?
- Нет. Это исключено. Контролировать процесс будет Роструд. А с 1 января 2016 года еще и заработает федеральная государственная информационная система, в которую компании будут передавать сведения о результатах специальной оценки условий труда (п. 2 и 3 ст. 28 Закона о спецоценке).
- Валерий Анатольевич, а что грозит компании, которая не проведет спецоценку условий труда?
- Если работодатель нарушил установленный порядок проведения специальной оценки условий труда или не провел ее, штраф будет наложен:
- на должностное лицо - в размере от 5000 до 10 000 руб.;
- компанию - в размере от 60 000 до 80 000 руб.
Такая ответственность предусмотрена пунктом 2 статьи 5.27.1, которой дополнен КоАП РФ (п. 3 ст. 11 Закона N 421-ФЗ).
Примечание. Сколько россиян трудятся во вредных условиях
По данным Росстата, свыше 21 млн. россиян (32% общего числа работающих) трудятся во вредных условиях труда. Работа в таких условиях является причиной профессиональных заболеваний. Численность заболевших ежегодно увеличивается на 7000-8000 человек. В результате ежегодно государство и работодатели несут экономические потери в размере 1,94 трлн. руб.
Примечание. Перечень сведений о результатах спецоценки приведен в пункте 2 статьи 18 Закона о спецоценке.
Периодичность проведения спецоценки
- Как часто нужно будет проводить специальную оценку условий труда?
- Специальную оценку условий труда на рабочем месте работодатели будут проводить не реже одного раза в пять лет.
Пятилетний срок нужно отсчитывать со дня утверждения результатов предыдущей специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 8 Закона о спецоценке).
- А что делать тем компаниям, которые провели аттестацию рабочих мест, например, в 2012 или 2013 году? В 2014 году им придется проводить еще и специальную оценку?
- Нет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года (п. 6 ст. 27 Закона о спецоценке).
То есть компании, которые провели аттестацию рабочих мест в 2013 году, могут использовать ее результаты в течение пяти лет и должны будут провести специальную оценку условий труда до конца 2018 года.
Как нужно будет проводить спецоценку
- Валерий Анатольевич, что включает в себя процедура проведения специальной оценки условий труда?
- Спецоценка - это целый комплекс мероприятий. В их числе:
- подготовка к проведению специальной оценки условий труда;
- идентификация вредных или опасных факторов на рабочих местах;
- декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- измерения и исследования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- оценка воздействия вредных и опасных факторов на организм работника;
- оформление результатов.
Обратите внимание: специальную оценку условий труда компаниям не нужно проводить в отношении условий труда (п. 3 ст. 3 Закона о спецоценке):
- надомников;
- дистанционных работников.
Как подготовиться к спецоценке
- Давайте кратко остановимся на некоторых из этих мероприятий. Начнем с подготовки к проведению специальной оценки условий труда.
- Организовать и профинансировать проведение специальной оценки условий труда - это обязанность работодателя (п. 1 ст. 8 Закона о спецоценке).
Сначала ему нужно создать комиссию и утвердить график работ. В состав комиссии, которую возглавляет сам работодатель или его представитель, включаются представители профсоюза, специалист по охране труда и другие сотрудники компании (п. 1, 2, 4 ст. 9 Закона о спецоценке).
До начала работы комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда, и выделяет аналогичные рабочие места (п. 5 ст. 9 Закона о спецоценке).
Примечание. К аналогичным рабочим местам относятся места:
- расположенные в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых работники одной профессии (должности), обеспеченные одинаковыми СИЗ, в одинаковом режиме работы выполняют те же трудовые обязанности при том же технологическом процессе, используя то же оборудование, инструменты, материалы и сырье.
Как выявить вредные и опасные факторы
- Следующий этап - идентификация потенциально вредных или опасных факторов. Как она проходит?
- Идентификацию потенциально вредных или опасных факторов проводят путем сопоставления факторов, присущих конкретному рабочему месту, с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором (п. 1 ст. 10 Закона о спецоценке). Классификатор вредных и опасных производственных факторов в скором времени утвердит Минтруд России.
Идентификацию потенциально вредных или опасных факторов на рабочих местах осуществляет эксперт организации, проводящей спецоценку, прошедший аттестацию на право выполнения работ и имеющий сертификат эксперта (п. 1 ст. 20 Закона о спецоценке). Результаты идентификации утверждает комиссия (п. 2 ст. 10 Закона о спецоценке).
Идентификация проводится по методике проведения специальной оценки (п. 3 ст. 8 и п. 1 ст. 10 Закона о спецоценке).
- Методика разрабатывается или уже утверждена?
- Сейчас идет работа по подготовке подзаконных актов.
- Комиссия идентифицировала потенциально вредные или опасные факторы. Кто и как проводит их измерения и исследования?
- Для проведения измерений и исследований идентифицированных вредных или опасных факторов работодатель будет привлекать независимую организацию, отвечающую требованиям статьи 19 Закона о спецоценке.
Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, будет вести Минтруд России. Порядок формирования и ведения реестра установит Правительство РФ (п. 1 и 2 ст. 21 Закона о спецоценке).
В настоящее время в данном реестре свыше 900 организаций. То есть специальную оценку будут проводить те же организации и лаборатории, которые проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда, только по новым правилам.
По результатам исследований и измерений условия труда на рабочих местах будут отнесены по степени вредности или опасности к классам (подклассам) условий труда (п. 8 ст. 12 Закона о спецоценке).
Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям
- А если по результатам идентификации вредные или опасные факторы на рабочих местах не выявлены?
- В этом случае комиссия признает условия труда допустимыми. Тогда проводить исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не нужно.
В отношении таких рабочих мест работодателю следует подать в территориальное отделение Роструда декларацию (п. 1 ст. 11 Закона о спецоценке).
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям будет действительна в течение пяти лет. Срок действия декларации может быть продлен еще на пять лет, если за период ее действия работники, занятые на рабочих местах, в отношении которых она принята, не пострадали от несчастных случаев на производстве и не получили профессиональные заболевания (п. 4 и 7 ст. 11 Закона о спецоценке).
Реестр таких деклараций будет вести Роструд (п. 3 ст. 11 Закона о спецоценке).
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введено для того, чтобы оптимизировать расходы работодателей, у которых на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации.
Примечание. Форму и порядок подачи декларации должен установить Роструд (п. 2 ст. 11 Закона о спецоценке).
Четыре класса условий труда
- Валерий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о классификации условий труда?
- Закон о спецоценке подразделяет условия труда по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные или опасные условия труда (п. 1 ст. 14 Закона о спецоценке).
- Чем отличаются оптимальные условия труда от допустимых?
- Оптимальные условия труда (1-й класс) - это когда на организм работника не воздействуют или воздействуют минимально (по сравнению с установленными нормативами) идентифицированные вредные или опасные факторы. При оптимальных условиях труда у работника поддерживается высокий уровень работоспособности (п. 2 ст. 14 Закона о спецоценке).
При допустимых условиях труда (2-й класс) на организм работника воздействуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы. Но их показатели не превышают значений, установленных нормативами, или организм работника восстанавливается от воздействия этих факторов в течение регламентированного времени отдыха или к началу следующей рабочей смены (п. 3 ст. 14 Закона о спецоценке).
- Вредным условиям труда присвоен 3-й класс...
- Да, вредные условия труда относятся к 3-му классу. Вредными считаются такие условия труда, когда на организм работника воздействуют идентифицированные вредные или опасные факторы, уровни которых превышают значения, установленные нормативами. Группа вредных условий труда поделена еще на четыре подкласса - 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 (п. 4 ст. 14 Закона о спецоценке).
- А какие условия труда считаются опасными?
- Опасные условия труда (4-й класс) создают угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности, если работник трудится в таких условиях в течение всего рабочего дня (смены) или его части (п. 5 ст. 14 Закона о спецоценке).
Отчет по спецоценке
- Валерий Анатольевич, кто и как будет оформлять результаты специальной оценки условий труда?
- Организация, проводящая спецоценку условий труда, оформляет результаты специальной оценки в виде отчета. Его подписывают все члены комиссии, а утверждает отчет ее председатель. Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами специальной оценки, он в письменной форме должен изложить свое мнение, которое прилагается к отчету (п. 1 и 2 ст. 15 Закона о спецоценке).
- Нужно ли знакомить работников с результатами специальной оценки условий труда?
- Да, нужно, причем под роспись. Для этого работодателю отведено 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссией. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке (п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 15 Закона о спецоценке).
Кроме того, работодатель обязан давать работникам необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда (подп. 5 п. 2 ст. 4 Закона о спецоценке).
Примечание. Форму отчета о проведении спецоценки установит Роструд (п. 3 ст. 15 Закона о спецоценке).
По итогам спецоценки условий труда
- Как можно будет применять результаты специальной оценки условий труда?
- Перечень случаев, когда компании могут применять результаты специальной оценки условий труда, приведен в статье 7 Закона о спецоценке. Компания может применять результаты спецоценки, например, чтобы:
- установить работникам гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом;
- уплачивать страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу с учетом состояния условий труда на рабочем месте;
- обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- рассчитывать скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Можно ли будет на основе результатов спецоценки установить дополнительные гарантии работникам?
- Да, можно. В связи с принятием Закона о спецоценке статьей 12 Закона N 421-ФЗ внесены поправки в Трудовой кодекс.
Поправки в Трудовой кодекс
- Валерий Анатольевич, расскажите о них подробнее.
- В части 1 статьи 92 ТК РФ закреплено, что сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю - устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени (подклассы 3.3 и 3.4) и опасным условиям труда.
Продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю, если это прописано в отдельном соглашении к трудовому договору и коллективном договоре с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 92 ТК РФ).
Аналогичным образом может быть увеличена и продолжительность ежедневной работы (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).
Поправки также внесены в статью 117 ТК РФ, устанавливающую порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. На него вправе рассчитывать только работники, условия труда на рабочем месте которых по результатам спецоценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 и 4 степени (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска не должна быть менее 7 календарных дней (ч. 1 и 2 ст. 117 ТК РФ).
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска может быть установлена в трудовом договоре с работником с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ). Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска свыше семи календарных дней можно заменить денежной компенсацией (ч. 4 ст. 117 ТК РФ).
В статье 147 ТК РФ закреплен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда - 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).
Примечание. До принятия Закона о спецоценке минимальный размер повышения оплаты труда устанавливало Правительство РФ.
Уплата страховых взносов по доптарифам
- А как проведение специальной оценки условий труда скажется на сумме страховых взносов?
- Компании будут платить страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки (п. 1 ст. 9 Закона N 421-ФЗ).
Размеры тарифов приведены в пункте 2.1 статьи 33.2 Закона от N 167-ФЗ (см. таблицу).
Таблица
Дополнительные тарифы страховых взносов
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 4 | 8% |
Вредный | 3.4 | 7% |
3.3 | 6% | |
3.2 | 4% | |
3.1 | 2% | |
Допустимый | 2 | 0% |
Оптимальный | 1 | 0% |
Если компания не провела спецоценку, а использует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (разрешено до 31 декабря 2018 года), страховые взносы по дополнительным тарифам она будет уплачивать в соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 33.2 Закона N 167-ФЗ:
- по тарифу 6% - с выплат работникам, занятым на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;
- тарифу 4% - с выплат работникам, занятым на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
- Большое спасибо, Валерий Анатольевич.
"Зарплата", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru