В связи с регистрацией права собственности в реестр муниципального имущества включен объект - земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Субъектом права является муниципальное образование.
Какими бухгалтерскими записями следует отразить постановку на бюджетный учет земельного участка?
На основании ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся в том числе земельные участки.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления. Права на недвижимое имущество (в том числе на земельные участки) подлежат государственной регистрации в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Примечание. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, на которые возложены функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе имуществом казны.
Примечание. В пункте 1 ст. 268 ГК РФ и п. 1 ст. 20 ЗК РФ сказано, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (ч. 3 ст. 215 ГК РФ). Таким образом, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и не предоставленные муниципальным учреждениям и казенным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования, а закрепленные за муниципальным образованием как субъектом права, также составляют казну соответствующего публично-правового образования.
Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом. При этом каждое публично-правовое образование на своем уровне самостоятельно регламентирует порядок учета имущества казны. Напомним, что в составе казны объекты могут учитываться:
- в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (в соответствии с п. 143 Инструкции N 157н*(1)).
- в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования. На основании п. 145 Инструкции 157н финансовый орган имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным названной инструкцией.
Такое положение является обоснованным, поскольку учет всего имущества казны пообъектно осуществляется в реестре имущества соответствующего публично-правового образования.
Земельный участок, право собственности на который установлено и законно закреплено, при включении в состав имущества казны муниципального образования принимается к учету на счет 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну" (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н*(2)).
Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Напомним, кадастровая стоимость земельных участков определяется на основании государственной кадастровой оценки земли, проведенной в порядке, установленном гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Примечание. Принятие к учету земельных участков, включенных в состав имущества казны, осуществляется на основании информации (выписки) из реестра (абз. 2 п. 145 Инструкции N 157н) с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделки на основании постановления (распоряжения) главы публично-правового образования (п. 36 Инструкции N 157н).
Постановка земельного участка на бюджетный учет в состав имущества муниципальной казны оформляется в соответствии с Инструкцией N 162н:
Содержание операции | Дебет | Кредит | |
Принятие к учету земельного участка с момента признания права муниципальной собственности на него | 1 108 55 330 | 1 401 10 180 |
Т.П. Кочнова,
заместитель главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 января 2014 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"