Вправе ли бюджетное учреждение денежные средства - взносы, удержанные из заработной платы работников, перечислить по решению профкома на приобретение подарка к юбилею сотрудника - члена профсоюза напрямую индивидуальному предпринимателю с лицевого счета учреждения, в связи с тем, что расчетный счет первичной профсоюзной организации не открыт?
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 10-ФЗ*(1). Членские взносы являются одним из финансовых источников деятельности профсоюзов.
Размер профсоюзных взносов определяется уставом соответствующего профсоюза (п. 2 ст. 7 и п. 4 ст. 24 Федерального закона N 10-ФЗ). Как показывает практика, в большинстве случаев этот размер устанавливается в процентах от заработной платы. Поскольку члены профсоюза уплачивают взносы за счет собственных доходов, они должны быть исчислены после того, как из доходов будет удержан НДФЛ.
Расчеты учреждения по суммам удержаний, произведенных учреждением из заработной платы на основании заявлений работников, в том числе членских профсоюзных взносов, учитываются на счете 0 304 03 000 "Прочие расчеты с кредиторами" (п. 273 Инструкции N 157н*(2), п. 139, 140 Инструкции N 174н*(3)).
Напомним, что бюджетное учреждение осуществляет кассовые расходы по соответствующим статьям бюджетной классификации в порядке, определенном Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(4), в частности, перечисление суммы удержаний из заработной платы осуществляется учреждением по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ. В то время как расходы на приобретение призов, подарков осуществляются по статье 290 "Прочие расходы".
Исходя из вышесказанного, перечислить членские профсоюзные взносы, учитываемые на счете 304 04 по подстатье 211 КОСГУ, с лицевого счета учреждения на счета иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве оплаты подарков, призов, минуя счет профсоюзной организации, бюджетное учреждение не вправе.
Вместе с тем в ст. 377 ТК РФ и п. 3 ст. 28 Федерального закона N 10-ФЗ сказано, что работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
В таком случае указанные денежные средства могут быть выданы наличными из кассы учреждения председателю (иному полномочному члену) профсоюзной организации в случае отсутствия у нее открытого расчетного счета. В таких целях будет достаточно предоставить в бухгалтерию соответствующее заявление обратившегося лица и согласованное разрешение профсоюзного комитета, подтверждающего его полномочия.
Примечание. На основании ст. 377 ТК РФ, п. 3 ст. 28 Федерального закона N 10-ФЗ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором.
Пример
Заработная плата за счет средств субсидии на выполнение государственного задания сотрудников-членов профсоюза учреждения за месяц составила 80 000 руб. Стандартные налоговые вычеты предоставлены в сумме 30 000 руб. По заявлению сотрудников из их заработной платы удержаны взносы в размере 1% (использованы условные цифры):
- НДФЛ удержан в сумме 6 500 руб.: (80 000 - 30 000) х 13%;
- профсоюзные взносы равны 735 руб.: (80 000 - 6 500) х 1%.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи в соответствии с Инструкцией N 174н:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документ-основание |
Начислена заработная плата сотрудникам-членам профсоюза | 4 109 60 211 | 4 302 11 730 | 80 000 | Расчетная ведомость |
Удержан НДФЛ | 4 302 11 830 | 4 303 01 730 | 6 500 | Налоговая карточка |
Перечислен налог в бюджет | 4 303 01 830 | 4 201 11 610 (18 статья 211 КОСГУ) | 6 500 | Выписка из лицевого счета |
Удержаны профсоюзные взносы | 4 302 11 830 | 4 304 03 730 | 735 | Расчетная ведомость |
Списаны денежные средства с лицевого счета для выплаты наличными | 4 210 03 560 | 4 201 11 610 18 статья 211 КОСГУ) | 735 | Заявка на получение наличных денег, выписка из лицевого счета |
Поступили наличные денежные средства в кассу учреждения | 4 201 34 510 | 4 210 03 660 | 735 | Приходный кассовый ордер |
Выданы наличные денежные средства уполномоченному лицу профсоюзной организации* | 4 304 03 830 | 4 201 34 610 | 735 | Расходный кассовый ордер, заявление |
* В связи с тем, что данная корреспонденция счетов не предусмотрена указанной инструкцией, ее применение необходимо согласовать с учредителем либо финансовым органом (п. 4 Инструкции N 174н). |
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 января 2014 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
*(2) Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"