Некоторые аспекты административной ответственности по делам о защите избирательных прав
Общие вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства
В статье представлена общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, а также проведен анализ нескольких составов таких правонарушений.
Проведение свободных и демократических выборов невозможно без строгого следования требованиям законодательства. Обеспечить же исполнение закона можно в том числе с помощью эффективных инструментов юридической ответственности в случае его нарушения. Институт административной ответственности, являясь одним из таких инструментов, обеспечивает соблюдение императивных требований федерального избирательного законодательства.
Ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, предусмотрена главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатель установил ответственность за такие правонарушения, как нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; неисполнение решения избирательной комиссии; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии; нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации; проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах; изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства; умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму; подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах; непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума; незаконное финансирование избирательной кампании; нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов; непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов; нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.
За указанные правонарушения виновное лицо может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа, размер которого для физических (должностных) лиц составляет от 500 до 5000 руб. При этом штраф, налагаемый на юридические лица и избирательные объединения, может достигать 100 000 руб.
Впервые административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах была установлена в 1990 г., когда в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях было внесено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений. При принятии ныне действующего КоАП РФ были устранены некоторые правовые коллизии, недостатки и пробелы в ранее действовавшем законодательстве об административной ответственности. В частности, более четко разведены нормы административной и уголовной ответственности (ст. 141, 142 УК РФ) и разграничены основания их применения*(1).
Мерами административной ответственности обеспечено соблюдение большинства норм избирательного законодательства. КоАП РФ содержит 33 статьи, непосредственно связанные с выборами, и еще ряд статей, которые имеют к выборам косвенное отношение. Большинство статей охватывает несколько составов административных правонарушений. Следует отметить, что неудачная нумерация не лучшим образом сказывается на архитектонике Кодекса, это наглядно видно на примере главы 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". В 2009-2011 гг. в главу были введены ст. 5.45-5.59, но при этом нарушена система. Так, ст. 5.1-5.24 предусматривают административную ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, ст. 5.26-5.43 - за нарушения законодательства о труде и др. Введенные ст. 5.49-5.52 вновь посвящены выборам, следующие, ст. 5.53-5.55, - кредитным нарушениям, а ст. 5.56, 5.58 введены составы правонарушений, связанных с выборами и референдумами.
Анализ института административной ответственности за нарушение избирательного законодательства позволяет выявить ее особенности.
1. Наличие круга специальных субъектов
Большинство составов административных правонарушений предусматривают привлечение к административной ответственности не любого лица, а лица, обладающего специальным статусом. Эта особенность обусловлена спецификой общественных отношений, регулируемых избирательным законодательством, и наличием большого круга специальных субъектов в избирательном праве: кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений (в том числе по финансовым вопросам), лица, замещающие государственную должность субъекта Российской Федерации, выборные муниципальные должности, государственные или муниципальные служащие, члены органа управления организации независимо от формы собственности, редакции СМИ, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение СМИ, работодатель зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, члена избирательной комиссии и т.д.
2. Штраф - основная санкция за правонарушения в области избирательного права
Этот вид административного наказания установлен за все административные правонарушения избирательного законодательства, предусмотренные КоАП РФ. Только две статьи (5.19 и 5.20) предусматривают применение наравне с административным штрафом дополнительного административного наказания - конфискации предмета административного правонарушения.
Установление санкции имущественного характера соответствует общемировой практике применения мер юридической ответственности за избирательные правонарушения.
Санкцией за совершение административно-правовых деликтов в сфере избирательных правоотношений в законодательстве зарубежных стран в большинстве случаев является выплата штрафа. В Польше штраф за совершение рассматриваемых правонарушений может составлять от 5000 до 50 000 злотых (что составляет примерно от 164 до 164 014 долл.), в Македонии - от 20 000 до 300 000 динаров (от 438 до 6569 долл.), в Болгарии - от 10 000 до 100 000 левов (от 6968 до 69 677 долл.), в США - не более 5000 долл. Необходимо отметить, что, несмотря на существенную разницу в размерах штрафа, в рассматриваемых государствах эти суммы служат барьером для нарушителей избирательного законодательства. Установление российским законодателем санкции имущественного характера в большинстве случаев оправданно и способствует упорядочиванию общественных отношений в сфере выборов. В некоторых же случаях размер санкции недостаточно велик, что не способствует профилактике недопущения правонарушений. Например, за предусмотренное ст. 5.16 КоАП РФ осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности установлен административный штраф для граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.
3. Отсутствие упрощенной формы производства и обязательность составления протокола об административном правонарушении
Особенностью производства по делам об административных правонарушениях избирательного законодательства является невозможность его осуществления в упрощенной форме, так как КоАП РФ не предусматривает наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда, следовательно, рассмотрение дела по правилам ст. 28.6 КоАП РФ не допускается*(2).
4. Круг лиц, обладающих правом на составление протокола об административном правонарушении
По субъекту, обладающему правом на составление протокола об административном правонарушении, составы можно разделить на две группы.
Административные правонарушения, дела о которых возбуждаются одним определенным органом (не считая прокурора, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ вправе возбудить любое дело об административном правонарушении):
- исключительная компетенция членов избирательной комиссии, уполномоченных избирательной комиссией на составление протокола (ст. 5.3, 5.4, 5.8, 5.9, 5.17-5.20, 5.50, 5.56 КоАП РФ);
- исключительная компетенция должностных лиц органов внутренних дел (милиции) (ст. 5.6, 5.14, 5.16, 5.22, 5.38, 5.49 КоАП РФ).
Административные правонарушения, дела о которых возбуждаются несколькими субъектами (не считая прокурора, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ вправе возбудить любое дело об административном правонарушении).
Это самые распространенные административные правонарушения, в связи с чем они представляют наибольшую общественную опасность (ст. 5.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, 5.51 КоАП РФ). Такие правонарушения могут быть выявлены как избирательной комиссией, например после поступления в нее сообщения о нарушении закона, так и должностными лицами органов внутренних дел (милицией) (ст. 5.12, 5.47 КоАП РФ) или должностными лицами органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (ст. 5.10, 5.11 КоАП РФ).
По ряду статей (5.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, 5.51) право на составление протокола об административном правонарушении имеют, помимо уполномоченных членов избирательных комиссий, и другие должностные лица. Однако это обстоятельство не может служить основанием для избирательной комиссии в случае поступления к ней обращения с приведением фактов, содержащих признаки административного правонарушения, направлять такие обращения иным должностным лицам для составления протокола, кроме случаев, когда у комиссии, в отличие от иного органа, уполномоченного на составление протоколов об административных правонарушениях, отсутствуют правовые средства для оперативного, полного и всестороннего установления фактов, свидетельствующих о правонарушении (в том числе в связи с необходимостью проведения административного расследования).
5. Привлечение к административной ответственности по КоАП РФ возможно только в судебном порядке
Эта особенность закреплена в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Рассмотрение указанной категории дел может осуществляться:
мировыми судьями;
судьями районных судов;
судьями гарнизонных военных судов.
При решении вопроса о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях следует исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, с учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ.
6. Особые сокращенные сроки для рассмотрения дел
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление времени рассмотрения не допускается. Установление такого сжатого срока связано с ограниченным периодом избирательной кампании и представляется оправданным. На наш взгляд, введение более короткого срока нецелесообразно, так как это может отрицательно сказаться на качестве рассмотрения и разрешения таких дел по существу.
Следует также обратить внимание на тот факт, что сокращенный срок рассмотрения этой категории дел не влияет на срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о выборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Такой длительный срок для привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах представляется нецелесообразным по той причине, что большинство нарушений выявляется непосредственно в ходе избирательной кампании.
Установление такого срока для принятия постановления по делу об административном правонарушении по данной категории дел приводит к затягиванию процесса сбора доказательств по делу и ведет к неэффективной работе правоохранительных органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. По этой причине предлагается ограничить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах двумя месяцами.
В связи со сжатым сроком избирательной кампании установлен более краткий срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении: жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ). Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении также сокращены (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ).
7. Наличие связи административной ответственности с иными ограничениями права
В ряде случаев законодатель связывает предварительное привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах с каким-либо ограничением в правах в настоящем или будущем. Известно несколько случаев такого ограничения:
1) лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда о назначении административного наказания не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса (подп. "н" п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; далее - Закон N 67-ФЗ);
2) лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не имеют права быть избранными в органы местного самоуправления (подп. "в" п. 3.2 ст. 4 Закона N 67-ФЗ). Следовательно, с привлечением к административной ответственности связано даже ограничение права быть избранным, гарантированное ст. 32 Конституции РФ;
3) приостановление выпуска СМИ за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах также связано с предварительным привлечением главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск СМИ, к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах (ст. 16.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации");
4) при распространении подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространении печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов.
Речь идет о применении различных мер реагирования одновременно: параллельно с привлечением к административной ответственности правоохранительные органы вправе с целью пресечения незаконной агитационной деятельности изъять незаконные агитационные материалы*(3).
Особенности рассмотрения отдельных составов правонарушений
Выборы всех уровней по своей конституционно-правовой природе представляют собой выражение высшего непосредственного народовластия с целью формирования органов государственной власти и муниципального управления. Любое отступление от соблюдения требований закона, регламентирующего проведение выборов, может повлечь за собой искажение волеизъявления народа и нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц.
Одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума.
Статьей 5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.
В соответствии со ст. 17 Закона N 67-ФЗ, ст. 15-17 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах предусмотрен порядок составления списков избирателей, включения в эти списки избирателей и ознакомление их со списками избирателей. Согласно установленному порядку соответствующая избирательная комиссия составляет списки избирателей на основании сведений, представленных ей уполномоченными должностными лицами, и передает списки избирателей в участковые комиссии за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования обязана представить список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Также следует исходить из того, что право гражданина на ознакомление с документами, прямо затрагивающими его права и свободы, предусмотрено ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.
Именно с этой целью участковая избирательная комиссия, с момента ее формирования информируя избирателей о дне и месте голосования, приглашает избирателя также для ознакомления со списками избирателей и члены комиссии несут дежурство в выходные дни. Избиратель вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке избирателей обратиться в участковую комиссию с заявлением об устранении неточности (ошибки) или о включении его в список избирателей. Поданное заявление и подтверждающие документы должны быть рассмотрены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов, но не позднее окончания голосования. По результатам участковая комиссия должна принять решение об устранении неточности (ошибки), включении избирателя в список либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Нарушение установленного порядка и влечет за собой административную ответственность по ст. 5.1 КоАП РФ. Субъектами правонарушения являются члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Субъективная сторона данного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (халатности). Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор в порядке ст. 28.4 КоАП РФ. При необходимости по заявлениям может проводиться административное расследование.
Статус избирательных комиссий, комиссий референдума определен в ст. 20 Закона N 67. В соответствии с п. 10 и 13 обозначенной статьи, а также ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решения и иные акты комиссий обязательны для нижестоящих комиссий, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Разумеется, невозможно обеспечить механизм исполнения указанных решений без установления ответственности. С этой целью законодателем установлена административная ответственность по ст. 5.3 КоАП РФ, которая звучит как неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ч. 1). Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 этой же статьи, поскольку в соответствии с п. 19 ст. 20 Закона N 67 государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны представлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в установленный срок. Указанные сведения и материалы представляются комиссиям бесплатно. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.3 КоАП РФ, считается совершенным, если комиссии не были представлены запрашиваемые ею сведения и материалы, а также если они были представлены с нарушением установленных законом сроков. Субъектами указанного правонарушения выступают должностные и юридические лица. Например, Е., являясь должностным лицом, в обязанности которого входит своевременная подача в избирательную комиссию списков избирателей - личного состава части и прикомандированных военнослужащих, не передал в Избирательную комиссию Саратовской области сведения о временно прикомандированном к войсковой части рядовом К. Постановлением Саратовского гарнизонного военного суда от 07.06.2004 Е. был подвергнут административному наказанию в виде штрафа.
Важным этапом избирательного процесса является предвыборная агитация либо агитация по вопросам референдума. Агитационный период установлен законом. Запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, к примеру, в воинских частях, военных организациях и учреждениях (п. 7 ст. 53 Закона N 67), а также в помещениях для голосования (п. 7 ст. 61 этого же Закона). Ответственность за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, предусмотрена ст. 5.10 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения могут быть кандидаты, избирательные объединения, должностные лица, а также граждане и организации, которые привлекаются к проведению предвыборной агитации либо ведут ее самостоятельно. Протоколы вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, сотрудники органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора). Как показала практика, наиболее распространены административные правонарушения в области проведения предвыборной агитации. В связи с этим Избирательной комиссией Ростовской области создана система "Чистый Дон", позволяющая отслеживать факты незаконной агитации и своевременно принимать необходимые меры.
Нельзя обойти вниманием и вопросы административной ответственности, касающиеся организации голосования, в частности незаконной выдачи гражданину избирательного бюллетеня. Ответственность за это деяние предусмотрена ст. 5.22 КоАП РФ, согласно которой в редакции Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов" незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме образует в настоящее время два самостоятельных состава правонарушения:
- выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ч. 1);
- получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума (ч. 2).
Указанным Законом также усилена административная ответственность в части увеличения суммы административного штрафа, введения нового субъекта правонарушения - избирателя, незаконно получившего бюллетень. Принятие Закона 04.10.2010, накануне единого дня голосования 10.10.2010, было вызвано массовыми заявлениями оппозиции о фальсификации выборов.
Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Закона N 67, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. В соответствии с установленным порядком избиратель, участник референдума голосует только лично и вправе получить один бюллетень для голосования, за исключением предусмотренных законом случаев (при совмещении выборов, референдумов нескольких уровней; при выборах законодательного (представительного) органа государственной власти по мажоритарной и пропорциональной системам). Нарушение установленного порядка голосования служит основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
Из диспозиции статьи следует, что субъектом правонарушения в первом случае является член участковой комиссии с правом решающего голоса. Во втором же случае - избиратель, незаконно получивший избирательный бюллетень. Установление административной ответственности для гражданина за подобного рода деяния вполне обоснованно, ведь зачастую приходилось иметь дело с уговорами выдать бюллетень за отсутствующего члена семьи, разумеется, такого рода просьбы противоречили закону. Незаконные выдача и получение бюллетеня могут быть совершены только умышленно, т.е. субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом, направленным на искажение впоследствии результатов голосования. По каждому делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.22 КоАП РФ, необходимо тщательно выяснять, с какой целью членом комиссии был незаконно выдан избирательный бюллетень, также подлежат установлению мотивы совершенного деяния, которые могут иметь явно коррупционный оттенок. Так, прокуратурой Пермского края было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы наблюдателя. В ходе проверки было установлено, что в конце дня голосования, утратив внимательность, член избирательной комиссии Б. выдала избирателю два избирательных бюллетеня, склеившихся между собой. По обнаружении чего избиратель возвратил в комиссию излишне выданный бюллетень. Таким образом, в действиях члена комиссии отсутствовал умысел на совершение правонарушения, и им не преследовалась цель предоставить два голоса одному избирателю.
Между тем постановлением мирового судьи Московского района Нижнего Новгорода привлечен к административной ответственности П., который, являясь членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и осуществляя выход в адрес избирателя для проведения голосования вне помещения для голосования, выдал избирательный бюллетень супруге избирателя, который отсутствовал в адресе. В действиях П. был усмотрен состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.22 КоАП РФ, - выдача гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя, поскольку волеизъявление этого гражданина могло быть искажено и тем самым было грубо нарушено его активное избирательное право.
Протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Учитывая тяжесть правонарушения, следует напомнить, что возбудить дело об административном правонарушении вправе и прокурор, что, как показывает практика, и происходит в большинстве случаев. Кроме того, для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие прокурора субъекта Российской Федерации либо генерального прокурора Российской Федерации.
К сожалению, объем статьи не позволяет нам провести анализ всех составов административных правонарушений в области выборов и референдумов. Тем не менее отметим, что субъектами административных правонарушений, связанных с нарушением избирательного законодательства, могут являться: члены избирательных комиссий с правом решающего голоса (ст. 5.1, 5.6, 5.17, ч. 2, 5.22, ч. 1, 5.23, 5.24, 5.25, 5.56 и 5.58, ч. 1, КоАП РФ), кандидаты (ст. 5.8, 5.17, ч. 1, 5.18, 5.19 и 5.50 КоАП РФ), должностные лица, за исключением членов избирательных комиссий (ст. 5.3, 5.4, 5.5, ч. 2, 5.13, 5.15, 5.23, 5.45, 5.51-5.52 КоАП РФ), а также иные лица (ст. 5.7, 5.46, 5.47, 5.10-5.12, 5.22, ч. 2, и 5.58, ч. 2).
В.Н. Соловьев,
профессор кафедры административного права
НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук,
заслуженный юрист РФ
А.Б. Панов,
кандидат юридических наук,
Российская академия правосудия
"Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом см.: Фомина С.В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право. 2002. N 3. С. 75.
*(2) См.: Родионова Е.Ю. К вопросу о реализации административной ответственности за избирательные правонарушения // Российский следователь. 2006. N 8. С. 53.
*(3) Подробнее об этом см.: Собачевская Ю.А. Особенности административной ответственности за нарушения избирательного законодательства // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые аспекты административной ответственности по делам о защите избирательных прав
Автор
В.Н. Соловьев - профессор кафедры административного права НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук,
заслуженный юрист РФ
А.Б. Панов - кандидат юридических наук, Российская академия правосудия
"Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013, N 3