Изменения в порядке применения КОСГУ, начиная с 2013 года
Порядок применения госучреждениями КОСГУ в текущем (2013 году) существенно изменился по сравнению с прошлым (2012 годом). Остановимся подробнее на наиболее значимых дополнениях (изменениях, уточнениях), которые предусмотрены Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н).
Проблемные вопросы
Согласно п. 3 приказа Минфина России от 21.12.2012 N 171н при осуществлении в 2013 году операций со средствами автономных и бюджетных учреждений, а также при ведении бухгалтерского учета применяются:
- Раздел V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний N 171н;
- Приложение N 4 к Указаниям N 171н.
При осуществлении в 2012 году операций со средствами автономных и бюджетных учреждений также предусматривалось использование КОСГУ (смотрите п. 4 приказа Минфина России от 21.12.2011 N 180н).
Упоминаемые выше нормы, как минимум, не в полной мере согласуются с положениями действующей редакции Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Дело в том, что для автономных учреждений, как и ранее, не предусмотрено обязательное требование о включении кодов КОСГУ в номер счета рабочего плана счетов.
В общем описании кодов КОСГУ группы 100 "Доходы" Указаний N 171н указано, что операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по одной из статей КОСГУ:
- 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";
- 180 "Прочие доходы".
Выбор определенного кода КОСГУ находится в компетенции учреждения - его следует "закрепить" в учетной политике.
Аналогичные требования были предусмотрены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, действовавшими в 2012 году (в редакции приказа Минфина России от 26.06.2012 N 89н).
Описанный выше порядок уплаты НДС и налога на прибыль не в полной мере соответствует положениям действующих в настоящее время редакций Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н. Впрочем, опубликованные на официальном сайте Минфина России проекты приказов о внесении изменений в эти инструкции устраняют это противоречие.
В то же время остается открытым вопрос о порядке применения КОСГУ в том случае, если у бюджетного (автономного) учреждения нет иных доходов, кроме доходов от арендной платы (или же при наличии остатка средств по коду КОСГУ 120 средств по кодам КОСГУ 130 (180) для уплаты налогов не хватает). Наиболее очевидные решения для таких ситуаций - перечисление налогов за счет кода 120 "Доходы от собственности" КОСГУ или же получение доходов в виде арендной платы по двум кодам КОСГУ - 120 и 130 (180). Однако оба решения в той или иной мере идут в разрез с требованиями Указаний N 171н.
Изменения
Из состава доходов, отнесенных к подстатье 151 "Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" КОСГУ исключены доходы в виде сумм страховых взносов, полученных территориальными ФОМС из бюджетов субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Указанные доходы в 2013 году должны учитываться по статье 160 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование" КОСГУ.
Кроме того, согласно Указаниям N 171н по коду КОСГУ 160 подлежат учету поступления в счет погашения задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (в частности, речь идет о страховых взносах, которые до 1 января 2012 года уплачивались в территориальные ФОМС).
Принципиально изменился порядок применения КОСГУ при оплате расходов по приобретению (изготовлению) бланочной продукции.
С 2013 года к подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся только расходы по изготовлению (приобретению) бланков строгой отчетности (БСО).
Изготовление и приобретение любой другой бланочной продукции следует оплачивать за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Теперь у бухгалтеров госучреждений нет никаких оснований для неотражения бланочной продукции в количественном, номенклатурном учете.
БСО необходимо учитывать по сериям и номерам на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" и отражать в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045).
Прочую бланочную продукцию (бланки, состоящие из одного листа, а также многостраничные сброшюрованные книги и журналы бланков) следует отражать на счете 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы" в общем порядке, установленном для учета материальных запасов.
Указания N 171н не содержат определения понятия "бланк строгой отчетности". В настоящее время при определении возможности отнесения той или иной бланочной продукции к БСО желательно руководствоваться следующими критериями.
Во-первых, речь должна идти именно о бланках - они должны содержать ряд пустых граф (строк), предназначенных для заполнения вручную (машинным способом).
Во-вторых, БСО должны обладать всеми признаками, перечисленными в пункте 118 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н:
1) форма БСО утверждается соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления);
2) все бланки соответствующего вида должны иметь уникальные серии и номера;
3) бланки должны быть изготовлены типографским способом с соблюдением требований к изготовлению защищенной полиграфической продукции (согласно Приложению N 3 к приказу Минфина России от 07.02.2003 N 14н защищенная полиграфическая продукция подразделяется на три уровня: "А", "Б" и "В"), класс защищенности БСО соответствующего вида устанавливается в том же порядке, что и форма БСО;
4) для БСО должны быть установлены специальные требования к хранению, выдаче и уничтожению.
Уточнения
Порядок отнесения "ключевых" видов доходов (расходов) на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ в 2013 году принципиально не изменяется. Вместе с тем в описаниях порядка применения ряда статей (подстатей) КОСГУ отдельные виды доходов (расходов) дополнительно расшифрованы (детализированы).
В большинстве случаев приведенные уточнения носят формальный характер - на практике в 2012 году соответствующие доходы и расходы, как правило, учитывались госучреждениями именно в том порядке, который предусматривается Указаниями N 171н.
В то же время в отдельных случаях имели место и разногласия с органами финансового контроля. Исключить саму возможность возникновения подобных разногласий призваны уточнения порядка применения отдельных статей (подстатей) КОСГУ, предусмотренные Указаниями N 171н.
Рассмотрим наиболее важные уточнения, предусмотренные Указаниями N 171н.
Статья (подстатья) КОСГУ | Виды доходов (расходов), предусмотренные как в 2012, так и в 2013 году | Уточнения (детализации), предусмотренные Указаниями N 171н |
120 "Доходы от собственности" | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | - суммы, поступающие в виде платы за право на заключение договоров, государственных (муниципальных) контрактов |
130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" | Компенсации затрат | - возмещение расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами. Кроме того, уточнено, что по коду КОСГУ 130 отражаются доходы медучреждений от оказания медуслуг, предоставляемых в период родов и в послеродовом периоде не только женщинам, но и новорожденным |
140 "Суммы принудительного изъятия" | Доходы от административных платежей и штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ | - поступления в результате применения мер ответственности, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении заказов; - поступления сумм задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров)*; - возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев; - недоимок, пеней и штрафов по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды; - иных сумм принудительного изъятия. * Очевидно, в данном случае имеется в виду не первоначальное поступление сумм задатков (залогов, обеспечения), которое отражается как поступление средств во временное распоряжение, а обращение задатков (залогов, обеспечения) в доход бюджета или учреждения в установленных законом случаях |
180 "Прочие доходы" | Прочие неналоговые доходы | - иные безвозмездные перечисления (аналогичные грантам и пожертвованиям); - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных), негосударственных организаций; - доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий прошлых лет; - доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей денежных средств |
212 "Прочие выплаты" | Расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ | - возмещение расходов на прохождение медицинского осмотра |
223 "Коммунальные услуги" | Расходы на приобретение коммунальных услуг | - расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов) |
226 "Прочие работы, услуги" | Расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225 | - оплата за проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) не только при служебных командировках, но и при учебной практике, на соревнованиях; - плата за использование радиочастотного спектра |
231 "Обслуживание внутреннего долга" | - | Уточнено, что наряду с соответствующими расходами бюджетов расходы госучреждений по уплате процентов по их долговым обязательствам также следует отражать по коду КОСГУ 231 |
242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" | - | Уточнено, что по коду КОСГУ 242 отражаются безвозмездные перечисления организациям любой формы собственности, кроме государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в форме грантов |
262 "Пособия по социальной помощи населению" | - | Уточнено, что на подстатью КОСГУ 262 относятся расходы на оплату медицинской помощи не только женщинам в период родов и в послеродовом периоде, но и новорожденным |
290 "Прочие расходы" | Прочие расходы | - выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады учебную практику, и иные мероприятия) Уточнено, что к статье КОСГУ 290 не относятся расходы, связанные с: - приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений любых типов; - обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений любых типов |
Не изменилось
И наконец, обратим внимание на виды расходов, при осуществлении которых в 2012 году специалисты госучреждений достаточно часто некорректно применяли КОСГУ.
Так, в 2013 году по-прежнему:
- услуги в системе электронного документооборота (ЭДО), в том числе и подключение, абонентскую плату следует оплачивать за счет подстатьи 221 "Услуги связи" КОСГУ;
- расходы на проведение энергоаудита в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо относить на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- из всех видов операций по изготовлению (созданию, устройству) нефинансовых активов за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ осуществляются только расходы по изготовлению нефинансовых активов из материалов заказчика и изготовлению бланков строгой отчетности;
- из всех видов расходов, направленных на организацию проведения праздничных мероприятий, на код 290 "Прочие расходы" КОСГУ относятся только расходы на приобретение (изготовление) подарков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал, рассматривающий актуальные вопросы ведения учёта в организациях государственного сектора управления, подготовлен экспертами Службы правовой и налоговой поддержки компании ГАРАНТ.