О контрактной системе в сфере закупок
Известно, что с 01.01.2014 утратил силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). Взамен него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"*(1) (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Данное событие повлекло за собой принятие сразу нескольких подзаконных актов. Это означает, что руководству организации, планирующей претендовать в 2014 году на заключение государственных и муниципальных контрактов, необходимо быть в курсе нововведений.
Нормативная база
Наряду с Федеральным законом N 44-ФЗ отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируют следующие документы:
1) Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, которым установлена форма и правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2) Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, которым утверждены правила расчета размеров штрафа и пени за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом;
3) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, которым утверждены:
- правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками;
- правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;
4) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, которым введены правила оценки заявок и окончательных предложений участников закупки;
5) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, которым утверждены:
- перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного и ли специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации;
- дополнительные требования, предъявляемые к участникам указанных закупок;
- перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям;
6) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090, которым установлена методика сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта;
7) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1091, которым введены единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок;
8) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, которым утверждено положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
9) Приказ Минэкономразвития РФ и Казначейства РФ от 20.09.2013 N 544/18н, которым установлены особенности размещения на официальном сайте в сети Интернет планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы;
10) Приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631, которым утверждено типовое положение (регламент) о контрактной службе.
Особо выделим два отраслевых постановления Правительства РФ:
- от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан";
- от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".
И это еще не полный перечень регулирующих документов. К тому же сам Федеральный закон N 44-ФЗ очень объемный, в нем свыше ста статей. С учетом сказанного понятно, что в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все нововведения и переходные положения, поэтому уделим внимание лишь некоторым нюансам, ориентируясь в первую очередь на уже поступившие в редакцию вопросы о применении нового закона.
Общие сведения о контрактной системе в сфере закупок
В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентными способами являются:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный и закрытый);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
К сведению. Победителем конкурса признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Участниками закупки не могут быть (ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ):
- лица, деятельность которых приостановлена (в порядке, установленном КоАП РФ) на дату подачи заявки на участие в закупке;
- лица, имеющие недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период*(2);
- лица, внесенные в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- лица, информация об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (директоре) которых включена в названный реестр;
- индивидуальные предприниматели и организации при наличии соответственно у ИП либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также если к названным лицам применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административное наказание в виде дисквалификации.
Единая информационная система
Федеральный закон N 44-ФЗ предусматривает создание и функционирование единой информационной системы (ЕИС), в которой будет размещаться и накапливаться вся информация, связанная с контрактной системой в сфере закупок.
Содержащаяся в ЕИС информация размещается на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. ЕИС включает в себя:
- планы закупок, планы-графики и информацию об их реализации;
- сведения о закупках и об исполнении контрактов;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
- отчеты заказчиков;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок;
- другую информацию.
К сведению. Порядок и сроки ввода ЕИС в эксплуатацию установит Правительство РФ. До ввода ЕИС в эксплуатацию информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте http://zakupki.gov.ru (Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 N 913).
Одновременно с ЕИС будут создаваться региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные (взаимодействующие) с единой информационной системой.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Ведение такого реестра предусмотрено п. 7 ч. 3 ст. 4, ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ. В реестр будет включаться информация:
- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда;
- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), от исполнения контрактов с которыми заказчик отказался в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
К сведению. Подобный реестр был создан и существует в силу Федерального закона N 94-ФЗ. Причем вступившие в силу с 01.01.2014 нововведения не отменяют Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 "Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков".
Это означает, что реестр недобросовестных поставщиков, введенный Федеральным законом N 94-ФЗ, никуда не исчезнет, он будет существовать (в открытом доступе) как минимум до исключения из него последней реестровой записи, содержащей сведения о недобросовестном поставщике.*(3) Таким образом, до ввода в эксплуатацию ЕИС будут параллельно существовать две информационных системы:
- новый реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - в нем будут значиться нарушители требований Федерального закона N 44-ФЗ;
- прежний реестр недобросовестных поставщиков, содержащий сведения о нарушителях положений Федерального закона N 94-ФЗ.
Как и в прежние годы, включение организации (индивидуального предпринимателя) в "недобросовестный" реестр означает невозможность участия в закупках. Поэтому если организация (ИП) внесена в прежний реестр, но не значится в новом, то к участию в закупках в течение 2014 и 2015 годов она не будет допущена. В то же время если предприятие (ИП) не числится в прежнем реестре, но уже внесено в новый (как нарушитель Федерального закона N 44-ФЗ), претендовать на заключение контракта оно также не сможет (ч. 21 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание! Новый реестр отличается от существующего по форме (в нем всего 13 граф против 18 в прежнем), однако объем информации почти совпадает. Принципиальным нововведением является графа 5, в которую будут вносить сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов и лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа организации.
Включение сведений в реестр осуществляется на основании информации и документов (в письменном или электронном виде), представляемых в уполномоченный орган (Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по оборонному заказу) заказчиками товаров, работ и услуг.*(4) Сделать это заказчик должен очень оперативно - в течение 3 - 5 рабочих дней, в зависимости от ситуации. Для проверки сведений уполномоченному органу отведено 10 рабочих дней.
Следует отметить, что (в отличие от ранее действовавшего порядка) начиная с 01.01.2014 вопрос о внесении в реестр информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, должен решаться с участием представителей заказчика и лица (предприятия, ИП), информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. И только в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение данного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах установленного 10-дневного срока. По результатам рассмотрения информации и документов и проведения проверки всех фактов выносится одно из двух решений:
- о включении информации о нарушителе в реестр;
- об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Всем заинтересованным лицам направляются копии такого решения.
Запись о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) будет внесена в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр.
Как и ранее, организации (ИП) предоставлено право обжаловать в судебном порядке внесение записи в реестр, а также неисключение информации из реестра по истечении 2 лет. При наличии положительного решения суда уполномоченный орган обязан аннулировать запись в реестре.
Неустойки (штрафы, пени)
С 01.01.2014 внесены изменения в положения об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Для наглядности представим прежние и новые условия, касающиеся неустоек, в виде таблицы.
До 01.01.2014 (ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ) | После 01.01.2014 (ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ) |
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ | В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ |
В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ | Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ |
Как видим, в новом законе положения об ответственности прописаны более четко (что будет способствовать снижению количества споров между заказчиками и поставщиками). Кроме того, установлено, что пени начисляются только в случае нарушения сроков исполнения взятых по контракту обязательств, в остальных случаях взыскивается штраф. Новым является еще и то, что Правительство РФ вводит правила определения в контракте фиксированного размера штрафа и величины пени, взыскиваемых с поставщика (заказчик всегда уплачивает пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, иного порядка в отношении заказчика не предусмотрено).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 размер штрафа зависит от цены контракта (см. таблицу).
Цена контракта | Размер штрафа (%), взыскиваемого | |
с заказчика | с поставщика (исполнителя, подрядчика) | |
Не более 3 млн. руб. | 2,5 | 10 |
От 3 млн. до 50 млн. руб. | 2 | 5 |
От 50 млн. до 100 млн. руб. | 1,5 | 1 |
Свыше 100 млн. руб. | 0,5 | 0,5 |
Сумма пени, которую придется уплатить поставщику (исполнителю, подрядчику) за каждый день просрочки исполнения обязательства, определяется путем многоступенчатых расчетов. В названном постановлении приведены следующие формулы для их выполнения.
Формула для расчета величины пени:
П = (Ц - В) х С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Формула для определения размера ставки:
С = СЦБ х ДП, где:
СЦБ - размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К = ДП / ДК х 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50%, размер ставки равен 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При К, равном 50 - 100%, размер ставки равен 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При К, равном 100%, размер ставки равен 0,03 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Иными словами, сумма пени зависит в том числе от коэффициента, рассчитываемого как отношение количества дней просрочки к количеству дней, отведенных на исполнение обязательства.
С.С. Кислов,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Наряду с новым законом продолжает действовать Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие не принято.
*(3) Напомним, по общему правилу внесенная в данный реестр запись исключается из него уполномоченным органом по истечении 2 лет с даты включения сведений в реестр.
*(4) Под заказчиком понимается государственный или муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"