Ценники в торговом зале аптеки
В редакцию поступило письмо с просьбой разъяснить, правомерны ли действия тех аптек, которые не размещают в своем торговом зале лекарственные препараты и медицинские изделия и, соответственно, не доводят до покупателей информацию об их стоимости. Давайте разбираться вместе.
Чем руководствоваться?
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров*(1), разработанными согласно Закону о защите прав потребителей*(2).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Аналогичное положение закреплено в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров: продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления (п. 16 и 19 Правил продажи отдельных видов товаров).
Отраслевой стандарт - Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях*(3) - также содержит требование, что в аптеке в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций (п. 2.9).
Из указанных норм следует, что на реализуемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, должны быть оформлены ценники. Их отсутствие является основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ*(4).
Как бывает на практике?
Одна из известных аптечных сетей практикует раскладку товаров в боксах, доступ покупателей к которым запрещен. При этом реализация медикаментов происходит следующим образом: покупатель в порядке живой очереди подходит к фармацевту и называет наименования необходимых лекарств и форму выпуска, фармацевт, используя функцию поиска в программе (или считывая штрихкод с упаковок), проверяет наличие препаратов и сообщает их стоимость. Таким образом, безрецептурные лекарства реализуются при отсутствии ценников на них. Один потребитель, не удовлетворенный такой формой обслуживания*(5), обратился в областное управление Роспотребнадзора, и то провело внеплановую выездную проверку организации на предмет соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей. По результатам проверки аптека была привлечена к ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ и оштрафована на 10 000 руб.
Организация не признала себя виновной в совершении вменяемого правонарушения и обратилась в суд. Арбитражный суд Нижегородской области (Постановление от 24.07.2013 по делу N А43-11046/2013) не удовлетворил требования аптеки в силу следующего.
Реализуемые товары - это товары, находящиеся в реализации, предназначенные для продажи. Как следует из заявления организации, метабоксы расположены в зоне хранения лекарственных средств, где комплектуется заказ для оформления купли-продажи, в связи с чем лекарства, находящиеся в метабоксах, предназначены именно для продажи покупателям, следовательно, на них распространяются требования п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров и п. 2.9 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Независимо от применяемого аптекой вида продаж она обязана соблюдать требования действующего законодательства и не допускать нарушения прав потребителей.
Довод аптеки, что информация о цене реализуемого товара в наглядной и доступной форме доводится до потребителя в виде светящейся строки на информационном табло при сканировании штрих- кода с упаковки товара, а также в предварительном чеке, судом отклонен, поскольку информация о цене товара появляется на информационном табло на кассе уже после того, как потребитель отстоял очередь, обратился к продавцу-кассиру и штрихкод с упаковки товара был отсканирован. То есть потребитель был лишен возможности узнать цену товара до оформления покупки и выбрать аналогичный товар по более низкой цене, что подтверждается жалобой потребителя. Как следует из объяснений аптеки, предварительный чек, содержащий всю информацию о товаре, оформляется на товар, который покупатель намерен приобрести, и являет собой заказ покупателя, направляемый в зону хранения лекарственных средств, где расположены метабоксы. Получается, что потребитель не видит предварительный чек, так как он необходим для совершения внутренних операций сотрудниками аптеки и на руки потребителю до оплаты покупки не выдается.
Примечание. Действующее законодательство - независимо от того, где хранятся непосредственно реализуемые лекарственные средства - обязывает продавца обеспечивать наличие ценников на безрецептурные лекарственные средства, предлагаемые к реализации потребителям, и тем самым предоставлять потребителю возможность правильного выбора.
Суд пришел к выводу, что применяемые организацией способы доведения информации нельзя расценивать как форму доведения информации о товаре в наглядной и доступной форме, позволяющую потребителю возможность правильного и своевременного выбора товара исходя из цены и аналогов лекарственных средств до оформления покупки. Произошедшее с потребителем арбитры оценили как прямой обман покупателей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном деле возможность соблюдения правил продажи лекарственных средств находилась в сфере полного контроля аптеки и выявленное нарушение не было вызвано какими-либо чрезвычайными или иными непреодолимыми для организации обстоятельствами. При таких условиях в действиях аптеки имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ.
При этом суд не усмотрел исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку защита прав потребителей находится под особым государственным контролем, а совершенное обществом правонарушение посягает на интересы граждан в области приобретения товаров, получения информации о товарах и об их изготовителях. Гражданин-потребитель является экономически слабой стороной и нуждается в защите прав, что влечет усиление защиты прав потребителя на получение необходимой и достаточной информации о товаре, предоставляемой в наглядной и доступной форме. В рассматриваемом случае именно отсутствие надлежаще оформленных ценников привело к тому, что у потребителя, обратившегося с жалобой, не было возможности свободно реализовать право на выбор товара.
Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, а также учитывая тот факт, что допущенное правонарушение совершено организацией впервые (ранее она не привлекалась к административной ответственности за совершение однородных правонарушений), суд счел необходимым изменить меру ответственности и заменил штраф в размере 10 000 руб. на предупреждение. Принятое решение оставлено без изменения судом апелляционной инстанции (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А43-11046/2013).
Аналогичное решение в отношении аптеки вынесено Арбитражным судом Ростовской области (Постановление от 19.05.2010 по делу N А53-6876/2010) и оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций. Существует также большой объем подобной арбитражной практики, касающейся магазинов (например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 N 09АП-28208/2013, от 19.08.2013 N 09АП-23450/2013 по делу N А40-103917/12, ФАС ДВО от 12.04.2010 N Ф03-2040/2010 по делу N А24-1136/2009, ФАС ЗСО от 08.04.2010 по делу N А45-9618/2009, ФАС ПО от 26.03.2010 по делу N А55-15418/2009).
Е.К. Мягков,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(3) Утверждены Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.
*(4) Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 500 руб., на должностных лиц от 1 000 до 3 000 руб., на юридических лиц от 10 000 до 30 000 руб.
*(5) Потребитель не смог получить в аптеке конкретной визуальной информации о наличии лекарств и об их стоимости. Когда подошла его очередь, он попросил продать ему лекарство "Амлодипин" и заплатил за одну упаковку 116 руб. 85 коп., что оказалось существенно дороже, чем в других аптеках. Потребителю не предложили на выбор аналогичные лекарства по другой цене и не предупредили о высокой стоимости лекарства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"