Комментарий к письму Минфина России от 21 октября 2013 г. N 03-11-11/43791
Налогоплательщики на УСН применяют ставки 6 или 15 процентов в зависимости от объекта налогообложения. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации для разных категорий налогоплательщиков могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов. Это касается только налогоплательщиков на УСН, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Так, например, согласно Закону г. Москвы от 07.10.2009 N 41 "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов", на территории г. Москвы установлена налоговая ставка в размере 10 процентов для налогоплательщиков, получивших за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 75 процентов доходов от следующих видов экономической деятельности: обрабатывающие производства, управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда; научные исследования и разработки; предоставление социальных услуг; деятельность в области спорта; растениеводство; животноводство; растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство); представление услуг в области растениеводства, декоративного садоводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг.
Налоговым периодом по УСН признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Правила проверки
По истечении календарного года налогоплательщики должны сдать декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Декларацию нужно подать в налоговые органы по месту своего нахождения - для организаций, или по месту жительства - для индивидуальных предпринимателей. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, ИП - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ).
И вот, начав камеральную проверку, инспектор видит, что "упрощенец" применяет пониженную ставку по налогу. Может ли он потребовать, чтобы налогоплательщик представил документы, на основании которых ставка, которую он применяет, меньше чем установленные Налоговым кодексом РФ 15 процентов?
Правила камеральной налоговой проверки установлены статьей 88 Налогового кодекса РФ. При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Налогового кодекса РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено другими статьями Налогового кодекса РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В пункте 6 статьи 88 Налогового кодекса РФ регламентировано право инспектора при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но дифференцированные налоговые ставки не являются налоговой льготой.
Что есть льгота
Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 1, 2 ст. 56 НК РФ).
В комментируемом письме специалисты Минфина России пояснили, что налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации, является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). То есть налогоплательщик не может отказаться от уплаты налога по пониженной ставке, поэтому льготой такую ставку считать нельзя и требовать документы, подтверждающие право на пониженную ставку, тоже нельзя.
Ю.С. Войтова,
эксперт по налогам
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.