Новшества в оплате труда, выплате пособий, уплате страховых взносов
В конце 2013 года вышло большое количество нормативных актов, касающихся разных вопросов учета финансово-хозяйственной деятельности. Редакция журнала подготовила обзор основных изменений в законодательстве, который будет полезен для экономических служб медицинских учреждений.
Повышен минимальный размер оплаты труда
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ с 1 января 2014 года повышен и составляет 5 554 руб. в месяц.
Для справки. Ранее с 1 января по 31 декабря 2013 года МРОТ составлял 5 205 руб.
В силу норм вышеприведенной статьи размер минимальной заработной платы, установленный федеральным законом, в каждом субъекте РФ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями - за счет собственных средств.
Нужно обратить внимание на тот факт, что увеличение заработной платы в связи с повышением МРОТ неизбежно приведет к увеличению расходов на уплату страховых взносов, которые начисляются на заработную плату работников. В связи с этим следует предусмотреть увеличение соответствующих затрат в финансово-хозяйственном плане автономных и бюджетных учреждений и смете доходов и расходов казенных учреждений.
Далее необходимо отметить, что с повышением МРОТ увеличится размер пособия по временной нетрудоспособности работникам, чей страховой стаж не превышает шести месяцев (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ*(1)).
Напомним, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется на основании среднего дневного заработка, умноженного на коэффициент, учитывающий страховой стаж, и количество календарных дней болезни.
Таким образом, средний дневной заработок сотрудника, страховой стаж которого составляет менее шести месяцев, равен 182,60 руб. (5 554 руб. x 24 мес. / 730 дн.). При этом сумма дневного пособия составит 109,56 руб. (182,60 руб. x 60%).
Увеличены размеры "детских" пособий на коэффициент индексации
На основании ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) подлежат индексации и пересчету на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, определяемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, пособия, связанные с материнством и детством. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" коэффициент индексации "детских" пособий в 2014 году равен 1,05.
Таким образом, медицинскому учреждению при выплате пособий следует проиндексировать их размер на коэффициент индексации.
Размеры "детских" пособий представлены в таблице.
Вид пособия | Размер пособия в 2013 году, руб. | Коэффициент индексации | Размер пособия в 2014 году, руб. |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности | 490,79 | 1,05 | 515,33 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 13 087,61 | 1,05 | 13 741,99 |
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью | 13 087,61 | 1,05 | 13 741,99 |
Минимальное ежемесячное пособие по уходу: | |||
- за первым ребенком | 2 453,93 | 1,05 | 2 576,63 |
- за вторым ребенком и последующими детьми | 4 907,85 | 1,05 | 5 153,24 |
Следует учесть, что:
- при индексации размеров "детских" пособий округление полученных сумм до полного рубля законодательством РФ не предусмотрено. Об этом ранее говорил ФСС в Письме от 10.12.2009 N 02-10/07-12722;
- индексация размера единовременного пособия при рождении ребенка на коэффициент 1,05 применяется только в случае рождения ребенка 1 января 2014 года и позднее, то есть с момента наступления страхового случая (Письмо ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244);
- размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий, если они не включены в состав заработной платы (ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ).
Увеличен предельный размер облагаемой базы для начисления страховых взносов
Предельная величина заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды, ежегодно индексируется (п. 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ*(2)). Размер указанной предельной величины определяется Правительством РФ.
С 01.01.2014 предельный размер облагаемой базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 увеличился до 624 000 руб.
Напомним, что в 2013 году данная величина составляла 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276), а в 2012 году - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).
Кроме расчета страховых взносов предельный размер облагаемой базы для начисления страховых взносов используется для расчета среднего заработка для оплаты больничных листов по временной нетрудоспособности, беременности и родам и выплаты пособия по уходу за ребенком. Напомним, что в соответствии с п. 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок для перечисленных случаев учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. Так, в 2014 году значение среднего дневного заработка составляет 1 479,45 руб. ((568 000 руб. + 512 000 руб.) / 730 дн.).
Следовательно, с учетом норм п. 1 ст. 11.2 и п. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ предельный размер пособия по уходу за ребенком в текущем году составляет 17 990,11 руб. (1 479,45 руб. x 30,4 x 40%).
Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
* * *
В заключение отметим, что в соответствии со ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ в 2014 году для плательщиков страховых взносов, обозначенных в пп. 1 п. 1 ст. 5 данного закона, а именно для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов.
База для начисления страховых взносов | Тариф страховых взносов, % | ||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0 | 2,9 | 5,1 |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0 | 0,0 | 0,0 |
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"