Линейное пространство, или Взаимодействие между HR-отделом и линейными руководителями
Ни одна компания не может существовать без главного ресурса - человеческого, для управления которым и создается подразделение по работе с персоналом. Результативность организации зависит от личной эффективности каждого сотрудника, поэтому основная цель подразделения по работе с персоналом - оказывать содействие в решении задач, направленных на повышение эффективности деятельности как каждого отдельного сотрудника, так и компании в целом. Разрабатывая в основном кадровую политику, служба персонала не может самостоятельно провести весь комплекс предусмотренных в ней действий. Поэтому большая часть функций в области работы с кадрами передается руководителям подразделений.
Совместная ответственность в области управления персоналом
В любой компании существуют такие виды деятельности, как основная и обслуживающая. Подразделения, работающие по основному направлению, ответственны непосредственно за результативность работы организации и получение прибыли; их возглавляют линейные руководители. Обеспечить же нормальное функционирование подразделений основного производства - цель работы обслуживающих подразделений. Их принято называть функциональными. К ним, в частности, и относится подразделение по управлению персоналом.
Так же, как руководитель производственного цеха не может по собственной инициативе внедрять в своем подразделении новую систему мотивации, так и отдел по работе с персоналом не может самостоятельно определять, кому из сотрудников производственного цеха необходимо повысить заработную плату. Обладая определенными полномочиями, специалисты службы персонала выступают в компании в качестве экспертов, помогая линейным руководителям в их деятельности. Цель такой совместной работы - повышение эффективности принятых решений в области управления персоналом.
В таблице 1 представлены основные функции линейных руководителей в области управления персоналом на уровне своего подразделения.
Таблица 1
Основные функции линейных руководителей в области управления персоналом
Определение состава персонала | 1. Оценка производительности труда работников. 2. Формирование заявок на подбор персонала. 3. Участие в подборе кандидатов (проведение собеседований, принятие решений о приеме на работу). 4. Принятие решений об увольнении сотрудников (участие в работе комиссии по сокращению численности или штата, проведение собеседований с увольняемыми сотрудниками, в том числе и по результатам испытательного срока). |
Учет персонала и контроль дисциплины труда | 1. Составление графиков работы, графиков отпусков, предоставление дней отдыха и т.п. 2. Организация табельного учета в подразделении, учет рабочего времени, привлечение к работе в выходные и праздничные дни. 3. Контроль дисциплины труда в подразделении. |
Развитие персонала | 1. Введение в должность новых сотрудников. 2. Выявление потребностей в обучении сотрудников подразделения. 3. Обучение сотрудников подразделения на рабочих местах. 4. Личное участие в обучении (в том числе коучинг, наставничество). 5. Предложение кандидатур в кадровый резерв (при ротации кадров). |
Мотивация персонала | 1. Участие в проведении оценки должностей. 2. Определение кандидатур для поощрения и размеров поощрительных выплат сотрудникам подразделения. 3. Выдвижение кандидатур на благодарности, награды, грамоты, Доску почета. 4. Рекомендации при увеличении должностных окладов. 5. Оценка индивидуальной результативности работников. |
Оценка персонала | 1. Проведение оценочных собеседований в рамках системы оценки персонала. 2. Участие в выявлении талантливых сотрудников. 3. Разработка профессиональных тестов для процедуры аттестации сотрудников. |
Формирование организационной и корпоративной культуры на уровне подразделения | 1. Разработка и переработка положений о подразделениях, должностных инструкций. 2. Разрешение конфликтов между сотрудниками подразделения. 3. Информирование сотрудников о предстоящих изменениях, целях и задачах подразделения и компании в целом. |
При этом специалисты подразделения по управлению персоналом консультируют линейных руководителей и помогают им при разработке локальных нормативных актов, а также внутренних процедур и технологий работы с сотрудниками. Кроме того, служба персонала при необходимости формирует программы мероприятий, направленных на обучение руководителей подразделений, создание и поддержание системы внутренних коммуникаций в компании.
Таким образом, линейные руководители тесно взаимодействуют со специалистами HR-отделов. Однако на практике в этих взаимоотношениях нередко возникают конфликты, и руководители игнорируют поддержку кадровиков. Последние, в свою очередь, вынуждены в этих случаях принимать на себя главную роль в управленческой работе. Такая тенденция, как правило, приводит к весьма негативным последствиям для компании.
Нередки случаи, когда линейные руководители не вполне понимают важность работы с персоналом. При этом они склонны полагать, что мероприятия, предлагаемые HR-подразделением, менее значимы, чем основные производственные задачи.
Кадровики должны разъяснять руководителям, что они несут совместную ответственность за управление сотрудниками, и все предлагаемые "персональным" отделом мероприятия необходимы, чтобы как можно эффективнее использовать человеческие ресурсы.
Результативность руководителя: критерии эффективности
Рассмотрим, какой же руководитель (он же клиент и партнер подразделения по работе с персоналом при реализации кадровой политики компании) будет достаточно эффективным.
Основное отличие эффективного руководителя от рядовых сотрудников - наличие у него определенных компетенций. Кроме того, важно, в достаточной ли степени мотивирован руководитель, есть ли у него желание и возможность поддерживать и развивать свою мотивацию.
Вопрос этот очень актуален: многие управленцы не стремятся мотивировать себя и развивать собственные компетенции для работы с персоналом. Ни многолетний опыт, ни уровень профессиональной квалификации, ни наличие развитых компетенций у линейного руководителя не имеют значения, если он, управляя сотрудниками в своем подразделении, не желает вникать в тонкости этого управления.
Важно помнить, что мотивация руководителя напрямую отражается на мотивации тех, кто находится у него в подчинении. Поэтому мотивацию руководителей можно назвать одним из основных факторов эффективного управления персоналом.
А эффективность руководителя определяется не только результатами основной деятельности, но и умением сформировать приверженность подчиненных сотрудников общей цели и задачам.
В таблице 2 представлены ключевые факторы управления производственным процессом со стороны руководителя и то, как они отражаются на психологическом состоянии, личностных и производственных результатах работников.
Таблица 2
Ключевые факторы управления производственным процессом и их влияние на сотрудников
Ключевые факторы управления производственным процессом | Психологические состояния работников | Личностные и рабочие результаты сотрудников |
Обозначение результатов работы | Переживание за значимость результатов работы | Достижение результатов или отсутствие результативности |
Четкость и определенность заданий | Повышение или снижение качества выполняемой работы | |
Значимость заданий | ||
Умение распределять зоны ответственности и полномочия | Ответственность за результат | |
Обратная связь о результатах работы | Знание результатов своей работы и желание их улучшить | Повышение или снижение уровня удовлетворенности работой |
Список компетенций руководителя, которые обеспечивают успешный производственный процесс, может быть следующим:
профессиональный опыт (обладает экспертными знаниями и навыками, умело использует их на практике, непрерывно развивает их, делится опытом с подчиненными);
лидерство (формирует команду своего структурного подразделения, вдохновляет подчиненных на выполнение поставленных целей и задач, использует и развивает потенциал подчиненных, пользуется авторитетом и уважением у коллег и сотрудников, несет ответственность за деятельность подчиненных);
эффективная коммуникация и взаимодействие (умеет излагать мысли в понятной для сотрудников форме, отстаивать свою точку зрения, добиваться сопричастности и согласия);
лояльность (знает и понимает цели компании, направляет усилия на их достижение, поощряет лояльность подчиненных, уважает их);
планирование и координация работы (планирует работу подразделения и каждого конкретного сотрудника, координирует деятельность, контролирует результат);
эффективное взаимодействие и работа в команде (устанавливает связи и систему коммуникаций с работниками, создает атмосферу сотрудничества, учитывает мнение подчиненных).
Повышаем эффективность руководителей
Подразделение по управлению персоналом должно стремиться поддерживать и развивать мотивацию линейных руководителей к применению их компетенций.
Отдел персонала должен своими силами проводить оценочные мероприятия. Так, интервью по компетенциям в комплексе с оценкой методом "360 градусов" позволяет не только выявлять сильные и слабые стороны руководителей (по их собственному мнению, мнению подчиненных, вышестоящего начальства и коллег), но и определять уровень деловых и личностных качеств, которыми обладают линейные руководители, а также выяснять их мотивацию к применению данных компетенций.
Обратная связь по результатам оценки от кадровиков о сильных и слабых сторонах руководителей, их компетенциях и уровне мотивации позволит управленцам в дальнейшем использовать данную информацию для составления собственных индивидуальных планов развития.
Развивать управленческие и коммуникативные навыки можно, проводя внутренние и внешние тренинги. До руководителей необходимо донести, что эффективность истинного управленца в современных условиях измеряется умением объединить личные цели сотрудников с целями компании, а также стимулировать желание работников их достичь и веру в возможность этого. С ростом профессиональной компетентности руководителей можно будет делать ставку и на их внутреннюю мотивацию.
В таблице 3 показано, какие тренинги, направленные на развитие компетенций, можно предложить руководителям.
Таблица 3
Тренинги для руководителей
Компетенции руководителей | Темы тренингов |
Профессиональная экспертиза | Руководство персоналом |
Лидерство | Развитие лидерских качеств |
Эффективная коммуникация и взаимодействие | Ведение переговоров, публичные выступления |
Планирование и координация работы | Управление временем |
Эффективное взаимодействие и работа в команде | Мотивация подчиненных, построение эффективных команд, ситуационное руководство |
Для повышения лояльности линейных руководителей целесообразно привлекать их к участию в проектах и процедурах компании, таких как: разработка системы внутренних коммуникаций и системы мотивации персонала, организация и проведение корпоративных и спортивных мероприятий на уровне подразделений и т.д.
С ростом заинтересованности руководителей в развитии своих управленческих навыков и при выявлении у них необходимого для этого потенциала оправдано их участие в программах управления талантами и развития сотрудников.
Подразделение по работе с персоналом может организовать информационную встречу, посвященную индивидуальному развитию, на которой рассказать руководителям о возможности личностного роста на занимаемой должности, совершенствования управленческих компетенций, а также проконсультировать по вопросам составления индивидуальных планов развития.
После подобных мероприятий руководители смогут стать не только участниками программ развития, но и наставниками при составлении и реализации индивидуальных планов развития подчиненных, зачисленных во внутренний кадровый резерв компании.
Также оправдывает себя включение в индивидуальные цели руководителей при оценке по системе МВО, целей, обеспечивающих реализацию кадровой политики компании. В данном случае задачи могут быть следующие:
обеспечение выполнения графика отпусков подчиненных;
доведение до сотрудников подразделения необходимой информации;
реализация планов обучения подчиненных наставничеству;
проведение при необходимости совместно с подразделением по управлению персоналом оценки по компетенциям;
аттестация работников, выявление потребностей в обучении сотрудников и предоставление заявок на обучение для планирования обучающих мероприятий на следующий год и т.д.
Поставленные цели позволят руководителям не только определять действия, которые необходимо осуществить, но и будут стимулировать их исполнение.
Организация взаимодействия с линейными руководителями
Начальный этап построения взаимодействия между кадровиками и линейными руководителями - постановка совместных задач в области работы с персоналом. Такими задачами могут быть:
1. Повышение роли и эффективности работы линейных руководителей путем вовлечения их в поиск оптимальных решений и процедур реализации кадровой политики - оценки персонала, повышения эффективности труда, активизации творческой деятельности сотрудников, повышения общего уровня корпоративной культуры, улучшения микроклимата в коллективе, повышения квалификации работников, мотивирования и стимулирования их труда и т.д.
2. Участие специалистов подразделения по управлению персоналом в совещаниях руководства компании с главами подразделений. Целью данного мероприятия должно стать консультирование управленцев по вопросам трудового законодательства, содержанию и исполнению требований локальных нормативных актов, внутренних технологий работы с персоналом, а также обсуждение текущих рабочих моментов и вопросов взаимодействия.
3. Встречи специалистов подразделения по управлению персоналом с сотрудниками (посещение подразделений при участии линейных руководителей). Данные мероприятия могут носить регулярный характер или устраиваться в особых случаях. На таких встречах с коллективом целесообразно озвучивать цели компании, рассказывать об изменениях, подводить итоги работы, обсуждать действующие в организации нормы и правила, предоставлять сотрудникам обратную связь и отвечать на их вопросы.
4. Рассылка внутренних СМИ в подразделения через линейных руководителей. Так как многие работники не получают достаточного количества информации, внутренние корпоративные издания позволят сделать доступными содержащиеся в них сведения для всех сотрудников. Распространяя среди подчиненных корпоративное издание, руководитель будет вынужден вступать с ними в дискуссии, отвечать на вопросы и выносить сложные ситуации для обсуждения на производственных совещаниях. Таким образом, подразделение по управлению персоналом сможет не только повышать информированность сотрудников с привлечением к этому руководителей, но и получать через них обратную связь от работников.
5. Активное привлечение линейных руководителей к управлению составом персонала: предоставление в HR-подразделение подробных заявок на подбор кадров с указанием всех требований и пожеланий, анализ резюме и анкет, проведение собеседований с кандидатами; участие в увольнении персонала, в работе комиссии при сокращении, проведение собеседований с увольняемыми сотрудниками.
Конечно, это не исчерпывающий перечень совместных задач и мероприятий, а только общие рекомендации. Можно разработать еще много вариантов, исходя из возможностей каждой конкретной компании. Но главное, что необходимо учесть: только реализация всех мероприятий в комплексе будет способствовать росту управленческих функций линейных руководителей и улучшит эффективность взаимодействия с подразделением по работе с персоналом.
И. Гнатюк,
директор Центра кадрового консалтинга и
эффективных решений "Движение к успеху",
Новосибирск
"Кадровик.ру", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"