Больничный лист взят в день увольнения
Юридическая грамотность сограждан неуклонно растёт, что не может не радовать автора как гражданина. Как юриста, которому приходится осуществлять защиту прав работодателей, этот факт радует чуть меньше: всё чаще сталкиваешься с тем, что работники используют наше либеральное трудовое законодательство не по назначению, а для того чтобы "срубить побольше" с фирмы при отсутствии её вины.
Вот ещё одна схема из моей "коллекции": в день увольнения по инициативе работодателя работник открывает больничный лист, не сообщая об этом. Далее, спустя некоторое время, работник обращается в суд с требованием не только о восстановлении на работе, но и о выплате среднего заработка за "вынужденный прогул", и о компенсации морального вреда, поскольку увольнение имело место в период временной нетрудоспособности.
Это прямо запрещено ТК РФ: "Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске" (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
А вот уведомлять о своей нетрудоспособности работник вроде бы не обязан, поскольку ТК РФ такого требования не содержит.
В итоге имеем печальную картину: при увольнении по инициативе работодателя крайне важно не только иметь веские доказательства обоснованности увольнения, но и чётко соблюсти установленную процедуру его. И грамотный работник, играя "на опережение", имеет гораздо больше возможностей заранее сформировать доказательственную базу для будущего судебного процесса.
В частности, ему достаточно просто не проинформировать об открытии больничного листа, в то время как работодатель обязан заранее сообщить о предстоящем увольнении, ознакомить с приказом об увольнении, выдать трудовую книжку и т.д.
И о том, что увольнение произведено в период временной нетрудоспособности, работодатель узнаёт спустя какое-то время и, как правило, уже в суде.
Что делать? Удовлетворить требование добровольно, поскольку формально нарушение имеет место? Или же попытаться отстоять свою точку зрения на том основании, что работник злоупотребил своим правом?
Суды, как правило, признают злоупотреблением действия работника, если в день увольнения он не предъявил больничный лист (копию) или не сообщил устно о факте наступления временной нетрудоспособности, а представил его уже после окончательного оформления увольнения или уже в судебном процессе.
Конечно, при совпадении даты увольнения по инициативе работодателя и даты открытия больничного весьма велика вероятность того, что суд встанет на сторону работника (ч. 6 ст. 81 ТК РФ), и тогда придётся быть готовым к неблагоприятным последствиям. Как минимум это изменение даты увольнения на ту, которая идёт после закрытия больничного листа, и выплата пособия по временной нетрудоспособности. Как максимум - восстановление работника и выплата компенсаций.
На мой взгляд, решение надо принимать в зависимости от конкретной ситуации.
Если больничный открыт ДО увольнения
Если работник открыл больничный лист до увольнения, то, скорее всего, это будет сделано:
- после уведомления о предстоящем увольнении, за некоторое время до дня увольнения или
- в день увольнения (например, перед работой).
То есть работник, уже осведомлённый о предстоящем увольнении, уже имеет действующий листок нетрудоспособности, но работодателю об этом не сообщает.
Таким образом, в суде необходимо доказывать тот факт, что работник скрыл свою нетрудоспособность. Обратите внимание: доказывать необходимо именно намеренное сокрытие работником своей нетрудоспособности, а не то, что работодатель не знал о ней.
Если доказать это удастся, то можно почти уверенно утверждать, что суд встанет на сторону работодателя, поскольку работник злоупотребил своим правом.
К сожалению, ТК РФ не содержит понятия "злоупотребление правом". Согласно Гражданскому кодексу РФ злоупотребление правом запрещено (п. 1 ст. 10 ГК РФ), но к трудовым отношениям нормы гражданского права не применимы.
В то же время принцип недопустимости злоупотребления правом имеет универсальный характер, т.е. должен применяться во всех отраслях права. На это указал и Верховный суд РФ.
При рассмотрении дел о восстановлении на работе ВС РФ рекомендовал судам исходить из того, что при реализации гарантий, предоставляемых ТК РФ работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников.
В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы (п. 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ").
К слову, злоупотреблением правом является и сокрытие того обстоятельства, что работник является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, выборного коллегиального органа профсоюзной организации структурного подразделения организации (не ниже цехового и приравненного к нему), не освобождённым от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учёта мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В любом случае при установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
В то же время суд может указать работодателю на необходимость изменить дату увольнения следующим числом после закрытия больничного листа и оплатить пособие по временной нетрудоспособности.
Больничный лист открыт ПОСЛЕ увольнения и вне рабочего времени
Возможен и другой вариант: работник открывает больничный уже после увольнения, т.е. после того, как будет ознакомлен с приказом об увольнении и распишется в этом, получит на руки трудовую книжку, расчёт и уйдёт с работы.
Если больничный был открыт по окончании рабочего дня, то увольнение, скорее всего, будет признано законным. Так, суд отказал в удовлетворении требования о восстановлении на работе сотрудника, который вечером дня увольнения был госпитализирован.
Истица, обосновывая незаконность увольнения, ссылалась на то, что увольнение имело место в период её временной нетрудоспособности, в подтверждение чего представила листок нетрудоспособности.
Суд установил, что в день увольнения истица находилась на работе, около 16-17 часов представителями работодателя ей было вручено распоряжение об увольнении, которое было положено на её рабочий стол. Был составлен акт о том, что увольняемая категорически отказалась ознакомиться с распоряжением о её увольнении.
Далее, в 18:18, на пульт скорой помощи поступил вызов для направления бригады скорой помощи истице. Прибывшая через 17 минут бригада приняла решение оставить истицу на месте.
В тот же день, в 19:31, истица была доставлена в приёмный покой больницы, в 20:49 - переведена из приёмного покоя в отделение, далее некоторое время находилась в стационаре, что подтверждал листок временной нетрудоспособности.
Городской суд Санкт-Петербурга вынес по этому вопросу кассационное определение (от 11.08.11 N 33-12339), в котором указал, что увольнение было правомерным. Больничный лист был открыт после окончания рабочего дня, и во время увольнения работник был трудоспособен.
Таким образом, со стороны работодателя не было нарушений в процедуре увольнения. Заявление работника об увольнении в период нетрудоспособности суд расценил как злоупотребление правом.
Больничный лист открыт ПОСЛЕ увольнения, в пределах рабочего дня
Иное дело, если работник открывает больничный лист в пределах рабочего дня и сообщил об этом работодателю, а тот никак не отреагировал.
Вот тут велика вероятность того, что суд встанет на сторону работника, поскольку о злоупотреблении правом в данном случае речи идти не может.
Так, сотрудник был уволен по сокращению штатов (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Увольнение было окончательно оформлено в 9 часов, после чего сотрудник обратился в поликлинику и ему открыли больничный лист. Закрыв листок временной нетрудоспособности, работник обратился с иском о восстановлении на работе.
Тут есть один нюанс: имело место ещё и нарушение процедуры увольнения в связи с сокращением штата, поскольку работодатель не предложил сокращаемому все имеющиеся у него вакансии. Было заявлено не только о незаконном увольнении в период временной нетрудоспособности, но и о нарушении процедуры сокращения.
Суд удовлетворил иск, указав, что работник должен полностью отработать свой последний рабочий день, поскольку днём прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).
Суд указал также на три очень важных момента:
- увольнение незаконно, потому что совпадают даты увольнения и дата начала временной нетрудоспособности;
- получение листка нетрудоспособности имело место ДО окончания рабочего дня;
- работник своевременно, т.е. в этот же день, сообщил работодателю о наступлении временной нетрудоспособности, т.е. дал возможность работодателю предпринять шаги для отмены вынесенного незаконного приказа об увольнении.
Эти основания стали причиной того, что работник своим правом не злоупотреблял, временной нетрудоспособности не скрывал, и поэтому увольнение является незаконным (решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24.01.12 N 2-2712/2012).
Ещё один момент: у работника должна быть реальная возможность уведомить работодателя о возникновении временной нетрудоспособности. То есть если, к примеру, после окончательного оформления увольнения человек попадает в реанимацию, то очевидно, что у него нет возможности сообщить об этом работодателю. О злоупотреблении правом в данном случае речи также не идёт, и суды признают увольнение незаконным.
Как выяснить время открытия больничного?
Однако, поскольку приём пациентов не всегда ведётся по записи, то нужной информации может просто не быть.
Можно попробовать направить запрос в медицинское учреждение, выдавшее больничный, но, скорее всего, это не поможет, поскольку сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и не могут быть разглашены без письменного согласия пациента (ч. 1-3 ст. 13 Федерального закона от 21.11.11 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Поэтому более оправданным представляется ходатайство перед судом об истребовании этой информации (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ).
Кроме того, в пользу работодателя может сыграть тот факт, что далеко не многие люди способны хладнокровно говорить неправду, а также то, что работники абсолютно уверены в том, что увольнение во время болезни в любом случае незаконно.
Поэтому иной раз достаточно в суде прямо спросить о том, когда именно работник обратился к врачу за оформлением больничного - до или после ознакомления с приказом об увольнении и получения трудовой книжки. В большинстве случаев работник отвечает честно и называет время - как правило, до окончания процедуры увольнения, поскольку либо не придаёт этому значения, либо считает, что это никак не сыграет против него.
После этого достаточно спросить, почему же он не известил работодателя об открытии больничного, а также предъявить доказательства того, что работник действительно этого не сделал.
Принимаем превентивные меры
Для того чтобы минимизировать риск возникновения вышеописанных ситуаций, можно предпринять следующие превентивные меры.
Во-первых, оформлять увольнение в присутствии не менее двух свидетелей - даже если работник ведёт себя адекватно, не отказывается получать документы, расписываться в их получении и т.д. Свидетели всегда смогут подтвердить не только факт и время вручения работнику документов об увольнении, но и то, что при окончательном оформлении увольнения работник не заявлял о своём плохом самочувствии, о наступлении временной нетрудоспособности, не предъявлял больничного листа и не сообщал о его наличии.
Во-вторых, всегда указывать время увольнения. В идеале весь день увольнения должен быть расписан в документах по минутам. Или хотя бы следует просить работника проставлять не только дату, но и фактическое время ознакомления с приказом об увольнении, получения приказа и трудовой книжки.
Разумеется, работник может отказаться, поскольку он не обязан этого делать. В таком случае факт вручения документов и время их вручения фиксируется с помощью акта, составленного комиссионно.
В-третьих, включить в стандартный приказ об увольнении фразу: "Настоящим подтверждаю, что у меня не имеется препятствий к прекращению трудовых отношений, в том числе открытого листка временной нетрудоспособности". Этого будет достаточно для подтверждения того, что работодатель предпринял все возможные меры для того, чтобы прекратить трудовые отношения без нарушений, а работник либо не имел открытого больничного листка, либо умышленно скрыл его наличие.
В-четвёртых, закрепить в трудовых договорах, должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка обязанность работника уведомлять работодателя о наступлении временной нетрудоспособности. Несмотря на то что ТК РФ не обязывает работника это делать, нарушения прав тут никакого нет: работодатель должен знать о болезни работника потому, что обязан обеспечить ему все гарантии, предусмотренные законом, в том числе оплачивать больничный и сохранить за ним рабочее место.
Не будет нарушением включить, например, в правила внутреннего трудового распорядка фразу: "При наступлении временной нетрудоспособности работник обязан сообщить о данном факте в отдел кадров по телефону непосредственно в день открытия листка временной нетрудоспособности. После восстановления трудоспособности работники обязаны представить оригинал листка временной нетрудоспособности за период начиная с первого дня отсутствия на рабочем месте и по дату окончания периода нетрудоспособности".
Скорее всего, ни один проверяющий не придерётся к данной формулировке. Однако если претензии всё-таки возникнут, то следует указать, что установление рассматриваемой обязанности направлено на:
- обеспечение прав работника (по оплате дней временной нетрудоспособности, по сохранению за ним рабочего места на период болезни);
- соблюдение трудовой дисциплины (работодатель обязан вести учёт рабочего времени, отмечая в табеле учёта рабочего времени дни болезни работника).
Соображения напоследок
Разумеется, в жизни бывают разные ситуации, и не исключено, что работнику в самом деле может стать плохо в течение последнего рабочего дня, и работодатель осведомлён об этом (к примеру, "скорую" вызвали прямо на рабочее место или сам работник пожаловался на плохое самочувствие и попросил руководство отпустить его раньше окончания рабочего дня). В этом случае нет причин отказывать в просьбе работника изменить дату увольнения, оплатить период временной нетрудоспособности. Строго говоря, это дешевле, чем доводить дело до суда.
Вопрос только в том, чтобы исключить недобросовестное поведение работника.
Изучение объявлений на фонарных столбах очевидно свидетельствует о том, что оформить больничный лист без лишних вопросов и формальностей - не проблема.
Для того чтобы минимизировать риск возникновения такой ситуации, можно установить необходимость полной отработки последнего дня увольняющимся работником и оформлять увольнение в конце рабочего дня (очевидно, что в таком случае у работника просто не будет возможности обратиться в поликлинику в день увольнения).
Если же больничный уже предъявлен, то не лишним будет прежде всего проверить, подлинный ли этот лист. Для этого можно обратиться в территориальное отделение ФСС России с просьбой провести проверку в соответствии с Порядком осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (утв. приказом Минздрава России от 21.12.12 N 1345н).
М. Дашевская,
юрист
"Практический бухгалтерский учет", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455