Влияние МРОТ на оплату труда
Понятие "минимальный размер оплаты труда" само говорит о его предназначении: оно применяется для регулирования оплаты труда. На это указывается и в статье 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Подтверждает это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ. Так, Конституцией РФ предусматривается:
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда (п. 2 ст. 7);
- что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом МРОТ (п. 3 ст. 37).
Размер заработной платы не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Федеральный МРОТ
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается в том числе и величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (ст. 130 ТК РФ). Статья 133 ТК РФ уточняет, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В постановлении Конституционного суда РФ от 27.11.08 N 11-П подчёркнуто, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Федеральным законом от 02.12.13 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" законодатель повысил минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года до 5554 руб. Увеличение по сравнению с прежним размером МРОТ, 5205 руб., произошло на уровень инфляции 2013 года, 6,7%, уточнённый Минэкономразвития России. Вот и получились утверждённые 5554 руб. (5553,74 руб. (5205 руб. х (100% + 6,7%))).
Статьёй же 421 ТК РФ предусматривается, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. С момента введения ТК РФ прошло уже 11 лет, но такой закон до сих пор ещё не принят.
Напомним, что прожиточный минимум носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения. В 2013 году, по предварительной оценке, соотношение МРОТ с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляло 67% (5205 руб. / 7769 руб. х 100%) (с учётом оценки Минэкономразвития России величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2013 год - 7769 рублей в месяц).
Поэтому у работодателей в настоящее время отсутствует обязанность по выплате работникам заработной платы в размере, соответствующем или превышающем прожиточный минимум, необходимо лишь выполнять требование по МРОТ.
Примечание. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закреплённых статьёй 2 ТК РФ, является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
Как видим, основная задача МРОТ - защита работников от неоправданно низкой заработной платы.
Отметим, что в середине нулевых годов около года (с 6 октября 2006 года по 31 августа 2007 года) в упомянутой статье 133 ТК РФ существовала более жёсткая норма для работодателей - размеры:
- тарифных ставок;
- окладов (должностных окладов);
- базовых окладов (базовых должностных окладов);
- базовых ставок заработной платы -
по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Эта норма защищала интересы неквалифицированных работников при оплате труда. Кроме оклада во многих случаях работнику выплачиваются и иные денежные суммы - доплаты, надбавки, стимулирующие выплаты. Вероятность регулярного их получения указанными работниками была не столь уж и велика. При отработке нормы рабочего времени работнику полагалось каждый месяц выплачивать оклад, величина которого не могла быть ниже МРОТ. Соответственно, если сотрудник показал лучшие результаты труда, которые поощрялись работодателем, то получаемое вознаграждение за труд должно было превысить его установленную величину.
Но, к сожалению, упомянутая часть 4 статьи 133 ТК РФ была упразднена Федеральным законом от 20.04.07 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
Заработная плата согласно части 1 статьи 129 ТК РФ складывается:
- из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Многие работодатели решили, что при повышении МРОТ увеличивать оклады не столь уж и обязательно. Работнику можно начислить выплаты, к примеру, за дополнительную работу в течение рабочего дня и за его пределами или переработку по графику. Таким образом, сотрудник получал установленный законом МРОТ не за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнение должностных обязанностей, а за дополнительную нагрузку, пределы которой определялись самим работодателем.
Специалисты Минздравсоцразвития России неоднократно подчёркивали, что после 1 сентября 2007 года начисленная работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени (выполнившему нормы труда), заработная плата за месяц, включая:
- оклад (тарифную ставку);
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, -
должна быть не менее установленного законом МРОТ.
Подтвердила правомерность указанного выше подхода при определении величины заработной платы исходя из размера МРОТ и коллегия судей Верховного суда РФ. По мнению высших судей, с указанной даты работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и величины МРОТ. Размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников при этом могут быть установлены и ниже МРОТ. Однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в совокупности не могут быть менее МРОТ (определение ВС РФ от 10.09.08 N 83-Г08-11). Данная позиция прослеживается и до наших дней (определения ВС РФ от 17.05.13 N 73-КГ13-1, от 21.12.12 N 72-КГ12-6, от 16.11.12 N 72-КГ12-2, от 29.07.11 N 56-В11-10).
То, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже МРОТ, подтверждено и в определениях Конституционного суда РФ от 17.12.09 N 1557-О-О, от 01.10.09 N 1160-О-О.
Пример 1
В организации работают четыре сторожа (дежурство осуществляется сутками) с окладом 4500 руб. Для них установлен суммированный учёт времени с учётным периодом квартал. В феврале 2014 года один работник уходит в отпуск, ему в этом месяце надлежало отработать 7 смен, которые были распределены между оставшимися товарищами. В итоге у двух охранников за этот месяц отработано 198 часов, из них 72 часов приходится на ночное время суток, у третьего - 176 часов, из них 64 часа ночных. Доплата за каждый час работы в ночное время составляет 20% их часового оклада. Согласно исходному графику все работники в феврале должны были отработать по 154 часа. Норма рабочего времени в феврале - 160 часов.
При исчислении заработной платы за февраль каждому из сторожей работодатель к их окладу присовокупил доплату за работу в ночное время.
Стоимость часа работы в зависимости от способа расчёта равна 27,40 руб./ч (4500 руб. : (1971 ч : 12 мес.), где 1971 - количество рабочих часов в 2014 году при 40-часовой рабочей неделе) или 28,13 руб./ч (4500 руб. : 160 ч).
Сумма доплаты двум первым работникам при втором варианте расчёта стоимости часа работы - 405,00 руб. (4500 руб. / 160 ч х 72 ч х 20%), третьему - 360,00 руб. (4500 руб. : 160 ч х 64 ч х 20%).
При суммированном учёте рабочего времени факт сверхурочной работы, по мнению чиновников, можно выявить только после окончания учётного периода (письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.09 N 22-2-3363). Работодатель последовал рекомендациям чиновников и в феврале никаких доплат за сверхурочную работу охранникам не производил, поскольку учётным периодом является квартал. И только по окончании марта будет определено количество часов сверхурочной работы у каждого из работников.
Итого за февраль начислено: первым двум работникам - 4905,00 руб. (4500,00 + 405,00), третьему - 4860,00 руб. (4500,00 + 360,00).
Исчисленная заработная плата у всех у них менее МРОТ (4905,00 (4860,00) < 5554,00). Поэтому каждому из них работодатель доначислил за февраль недостающую до установленного законом минимального размера начислений сумму: первым двум работникам - по 649,00 руб. (5554,00 - 4905,00 (4860,00)), третьему - 694 руб. (5554,00 - 4860,00).
Всего же на зарплату сторожей работодатель в феврале направил 16 662,00 руб. (5554 + 5554 + 5554 руб.).
Если бы в этом месяце работали все четыре сторожа, то расходы на их зарплату у работодателя составили бы 22 216 руб. (5554 х 4). Каждому из них причитался бы оклад 4500 руб. и доплата за ночное время, величина которой будет 292,50 руб. (1170 руб. : 4), где 1170 руб. (405 + 405 + 360) - доплата за общее количество часов ночной работы.
Поскольку совокупности этих величин за месяц, 4792,50 руб. (4500 + 292,50), не превосходят МРОТ, то работодатель вынужден был бы каждому из работников доначислить недостающую до минимального размера начислений сумму 761,50 руб. (5554,00 - 4792,50).
Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на взгляд высших судей, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда. После чего к ней должны начисляться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (указанные определения КС РФ N 1557-О-О, ВС РФ N 73-КГ13-1, 72-КГ12-6, 72-КГ12-2, 56-В11-10). Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством размера МРОТ.
Причиной упразднения нормы части 4 статьи 133 ТК РФ, на наш взгляд, стала проводимая политика по экономии расходов бюджетных средств федерального уровня. Органы государственной власти с 1 сентября 2007 года были освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. Следовательно, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников они могли устанавливать и ниже МРОТ.
Началось же всё двумя годами ранее, когда из системы основных государственных гарантий по оплате труда работников, определяемой статьёй 130 ТК РФ, была исключена (п. 4 ст. 138 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") норма абзаца 2 части 1, касающаяся величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации.
МРОТ, как говорилось выше, - это нижняя граница заработной платы за полный месяц при полном выполнении норм рабочего времени и норм труда. Если работник проработал не полный месяц (например, устроился на работу не с первого числа месяца, или уволился не последним числом месяца, или болел, или был в отпуске и т.д.), то сумма начисленной ему за данный месяц заработной платы может быть и ниже МРОТ.
Трудовое законодательство допускает работу на условиях неполного рабочего времени - неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Работа по совместительству изначально является работой с неполным рабочим днём (ст. 284 ТК РФ). В таких случаях оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объёма работ. Соответственно, и проверять соблюдение требований статьи 133 ТК РФ в части начисления зарплаты надлежит в той же пропорции.
Пример 2
По заявлению секретаря Камовой Е.К. ей установлен режим работы в виде неполного рабочего дня, продолжительностью 5 часов ежедневно. В феврале она отработала все 20 рабочих дней.
Норма рабочего времени (в часах) при 40-часовой рабочей неделе в феврале - 160 часов. Согласно установленному режиму работы Камова отработала в этом месяце 100 ч (5 ч/дн. х 20 дн.). Начисленная ей сумма заработной платы не может быть меньше, чем 3471,25 руб. (5554 руб. / 160 ч х 100 ч).
При выплате средней заработной платы ТК РФ в некоторых случаях предусмотрено сравнение с МРОТ. Так, работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию:
- программы бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации (ч. 4 ст. 173 ТК РФ);
- образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, в течение 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации (ч. 4 ст. 174 ТК РФ);
- образовательные программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, в период учебного года (ч. 3 ст. 176 ТК РФ), -
устанавливается по их желанию сокращённая рабочая неделя (ч. 4 ст. 173, ч. 4 ст. 174, ч. 3 ст. 176 ТК РФ). В первом и втором случаях - на 7 часов, в третьем же - на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня (смены) в течение недели). За время освобождения от работы упомянутым сотрудникам должны выплачивать 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ.
Пример 3
Мамонов в июне текущего года заканчивает колледж по вечерней форме обучения. С февраля по май ему по согласованию с работодателем установлена рабочая неделя, сокращённая на 7 часов (ежедневно в рабочие дни с понедельника по четверг он уходит с работы на час раньше, пятницу - на три). Средний часовой заработок Мамонова составил в феврале 69,74 руб./ч, в марте, апреле и мае (предположим) - 69,48, 69,82 и 69,36 руб./ч соответственно.
50% среднего заработка, подлежащего сохранению за работником на время освобождения от работы: в феврале - 34,87 руб./ч (69,74 руб./ч х 50%), марте - 34,74 руб./ч (69,48 руб./ч х 50%), апреле - 34,91 руб./ч (69,82 руб./ч х 50%), мае - 34,68 руб./ч (69,36 руб./ч х 50%).
Сумма сохраняемого заработка при этом не должна быть ниже исчисленной исходя из МРОТ. В соответствии с производственным календарём на 2014 год при 40-часовой рабочей неделе рабочее время (в часах) в феврале - 160 часов, марте - 159 часов, апреле - 175 часов, мае - 151 час. Исходя из этого минимальная сумма, которую надлежало сохранять за Мамоновым за каждый час освобождения от работы в период применения сокращённой рабочей недели в связи с завершением обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, составляла в феврале 34,71 руб./ч (5554 руб. : 160 ч), марте - 34,93 руб./ч (5554 руб. : 159 ч), апреле - 31,74 руб./ч (5554 руб. : 175 ч), мае - 36,78 руб./ч (5554 руб. : 151 ч).
Таким образом, фактически за каждый час освобождения от работы по основанию, предусмотренному статьёй 174 ТК РФ, Мамонову необходимо было начислять:
- в марте и мае - суммы исходя из МРОТ - соответственно по 34,93 и 36,78 руб./ч, поскольку величина, исчисленная из него в этих месяцах, превосходит половину фактического среднего часового заработка работника (34,93 > 34,74 и 36,78 > 34,68);
- в феврале и апреле - суммы исходя из 50% фактического среднего часового заработка, то есть по 34,87 и 34,91 руб./ч, так как они в эти месяцы превышают минимальную сумму, исчисленную исходя из МРОТ (34,87 > 34,71 и 34,91 > 31,74).
Ещё один случай, когда необходимо аналогичное сравнение, - выплата стипендии ученикам в период ученичества. Её размер определяется ученическим договором в зависимости от получаемой профессии, специальности, квалификации, при этом он не может быть ниже МРОТ (ст. 204 ТК РФ).
Региональный МРОТ
С 1 сентября 2007 года в ТК РФ упомянутым законом N 54-ФЗ была введена статья 133.1, устанавливающая положения о размере минимальной заработной платы в регионе РФ. Размер МРОТ в субъекте РФ с этого времени может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате. Устанавливается он:
- с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе;
- для работников, исполняющих свои трудовые функции на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
При этом размер минимальной заработной платы в регионе РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Чуть меньше половины субъектов РФ не воспользовались предоставляемым правом и продолжают использовать федеральный МРОТ. Среди таковых - большинство дотационных регионов, в частности республики Чувашия, Адыгея, Тыва, Красноярский и Ставропольский края, Брянская, Кировская и Ярославская области, но есть и донор - Республика Татарстан.
А вот в 42 из 83 регионов на начало текущего года действовал региональный МРОТ. Так, на территории Калининградской области с 1 января текущего года МРОТ равен 7500 руб., а с 1 июля его размер возрастёт ещё на 500 руб. и достигнет 8000 руб. (региональное соглашение "О минимальной заработной плате в Калининградской области" от 24.04.13). Это соглашение распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность в Калининградской области, - как юридических лиц (организации), так и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют только организации, финансируемые из федерального бюджета.
В Московской области с 1 октября 2013 года установлена минимальная заработная плата на уровне 11 000 руб. (соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 02.04.13 N 10). В Москве же с 1 января 2014 года МРОТ составляет 12 600 руб., а с 1 июля его размер возрастёт до 12 850 руб. (соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 13.11.13).
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию в печатном издании субъекта РФ вместе с текстом данного соглашения. Соглашение также размещается на сайте регионального правительства.
Руководитель при этом уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, которым в настоящее время является Минтруд России (п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.12 N 610), а до этого было Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 321).
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ о присоединении к нему, то указанное соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
Месячная заработная плата работника, исполняющего трудовые обязанности на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует, не может быть ниже размера МРОТ в этом субъекте РФ, при условии что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Соглашением могут не руководствоваться (но только временно) лишь те работодатели, которые письменно отказались присоединиться к нему. А именно те, которые в указанные 30 календарных дней с момента официального опубликования текста соглашения направили в уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ (обычно это министерство, комитет или управление по труду и занятости при региональном правительстве):
- мотивированный отказ от присоединения;
- протокол консультаций с выборным органом профсоюзной организации (при наличии);
- предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Работодатели-"отказники" после этого попадают под пристальное внимание своей трудовой инспекции, ведь именно туда будет направлена копия отказа от присоединения. Не исключено и приглашение руководителя в уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ для пояснений.
В большинстве субъектов составляющие регионального МРОТ идентичны федеральному. В него обычно входят тарифная ставка (оклад), компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и другие виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда.
Но есть регионы, где в МРОТ не входят выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Это, например, Санкт-Петербург и Ленинградская область. А в Москве МРОТ установлен без учёта компенсаций и надбавок за вредную (опасную) работу, сверхурочную работу и работу в выходные и праздники, а также за совмещение профессий и должностей.
В ряде субъектов РФ региональный МРОТ установлен не в твёрдой сумме, а приравнен к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (например, Орловская, Тверская области, Краснодарский край) либо установлен как некий процент или коэффициент к такому минимуму (например, Волгоградская область). В таком случае работодателю необходимо знать размер соответствующего прожиточного минимума на территории субъекта РФ.
Прожиточный минимум за квартал определяется по окончании каждого квартала. При вступлении в силу постановление регионального правительства об установлении прожиточного минимума на очередной квартал работодателю, у которого заработные платы сотрудников несколько превышали или были равны прежнему региональному МРОТ, потребуется выпустить приказ о повышении зарплаты работникам в связи с увеличением прожиточного минимума в регионе.
В некоторых регионах в соглашении установлено правило по отсчёту момента начала действия нового размера МРОТ, равного установленному прожиточному минимуму. Начало действия возможно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления, устанавливающего величину прожиточного минимума (Калужская область.) Существует вариант, когда минимальная зарплата рассчитывается исходя из того прожиточного минимума, который установлен за квартал, предшествующий кварталу, включающему месяц начисления зарплаты (Новгородская область).
Снижение же прожиточного минимума на очередной квартал в регионах, где МРОТ связан с его величиной, не даёт работодателю возможность автоматически уменьшить заработную плату работников. Это не позволяют ему сделать нормы ТК РФ.
Содержание трудового договора определено статьёй 57 ТК РФ. Обязательными для включения в трудовой договор в силу части 2 статьи 57 ТК РФ являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьёй 74 ТК РФ допускается изменение по инициативе работодателя условия трудового договора за исключением изменения трудовой функции работника в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменением в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства, другими причинами), определённые сторонами условия договора не могут быть сохранены. В рассматриваемом случае таковые изменения отсутствуют.
Изменение определённых сторонами условий трудового договора согласно статье 72 ТК РФ допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Поэтому у работодателя отсутствует право на снижение установленного трудовым договором тарифной ставки или оклада (должностного оклада).
Не столь уж редко встречаются случаи, когда у организации имеется филиал в другом регионе РФ. При этом в каждом из субъектов установлен свой размер МРОТ.
Российское законодательство о труде, запрещая какую бы то ни было дискриминацию при установлении условий оплаты труда, обязывает работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ), ставя заработную плату каждого работника в зависимость лишь от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).
Если руководитель филиала организации обладает правом самостоятельно устанавливать штатную структуру и утверждать штатное расписание, то при установлении должностных окладов работникам филиала он не связан законодательными нормами, регулирующими минимальный размер оплаты труда в регионе нахождения головной организации. Должно быть соблюдено лишь требование регионального законодательства о минимальном размере оплаты труда в регионе (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).
Исходя из этого должностные оклады в филиале организации (и в других её обособленных структурных подразделениях) правомерно могут отличаться от окладов для аналогичных должностей в головной организации с учётом специфики деятельности подразделения, в том числе и из-за отличия минимального размера оплаты труда в субъектах РФ, в которых расположены головная организация и её обособленные подразделения.
Санкции за нарушения
Выплата зарплаты ниже минимально установленной законом и (или) региональным соглашением является нарушением трудового законодательства.
Налоговики в своё время разъяснили, что начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный минимальный размер оплаты труда, не является налоговым правонарушением, в результате совершения которого наступает ответственность по статье 122 НК РФ (письмо ФНС России от 19.03.09 N 3-6-04/66). Напомним, что указанной статьёй 122 НК РФ предусмотрено наложение штрафных санкций за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
В то же время руководство налоговой службы предписало подчинённым обращать особое внимание на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума (письмо ФНС России от 17.07.13 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы"). Вполне ожидаем вызов таких работодателей на комиссию. По результатам же рассмотрения фискалы могут направить информацию о выплате заработной платы ниже МРОТ в местную администрацию и территориальные трудовые инспекции (письмо ФНС России от 17.07.13 N АС-4-2/12722).
Выше приводилось, что контроль за правильностью начисления заработной платы работодателем возложен на территориальные инспекции труда.
Именно инспекция труда по результатам проверочных мероприятий имеет право наложить санкцию в виде административного штрафа как на работодателя, так и на руководителя организации, в частности и за рассматриваемое нарушение (ст. 51 и гл. 57 ТК РФ, ст. 23.12 КоАП РФ).
Если работодатель выплачивает зарплату ниже федерального или регионального МРОТ, то ему грозит административный штраф, предусмотренный статьёй 5.27 КоАП РФ:
- юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 30 000 до 50 000 руб.;
- должностное лицо организации - от 1000 до 5000 руб.;
- индивидуальный предприниматель - от 1000 до 5000 руб.
При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо, и наоборот.
Если должностное лицо организации повторно будет уличено в несоблюдении законодательства об оплате труда, то его могут подвергнуть дисквалификации на срок от года до трёх лет.
Проверяющие, конечно, могут при наличии смягчающих обстоятельств ограничиться лишь вынесением предписания по установлению заработной платы не менее регионального (федерального) МРОТ. За невыполнение же такого предписания в указанный срок согласно пункту 1 статьи 19.5 КоАП РФ на организацию может быть наложен штраф от 10 000 до 20 000 руб., на должностное лицо организации и индивидуального предпринимателя - от 1000 до 2000 руб.
В. Федорович,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455