Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности
Основными направлениями государственной регламентации образовательной деятельности являются лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности. В 2014 году порядок их проведения осуществляется в соответствии с новыми нормативными документами. Что нового предусмотрено в них - проанализируем в этой статье.
Нормативные документы
В настоящее время процесс лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности регулируется следующими документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966);
- Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (далее - Положение N 1039).
До ввода в действие этих документов процесс лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности регулировался:
- Законом об образовании от 10.07.1992 N 3266-1;
- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение N 174);
- Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 184 (далее - Положение N 184).
Порядок лицензирования образовательной деятельности
Положением N 966 устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Положением N 966 не предусмотрено каких-либо исключений в отношении лицензирования образовательной деятельности для отдельных образовательных учреждений, как это предусматривалось Положением N 174.
Таким образом, Положением N 966 устанавливается единый порядок лицензирования образовательной деятельности.
В этом документе более подробно разъяснено, кем и в отношении каких образовательных организаций производится лицензирование образовательной деятельности. Так, лицензирование образовательной деятельности осуществляют следующие органы:
1) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в отношении:
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в сфере образования, - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подпункте "а".
В Положении N 966 перечислены лицензионные требования, предъявляемые отдельно к соискателю лицензии и к лицензиату, чего не было предусмотрено Положением N 174.
Согласно п. 4 Положения N 966 к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности предъявляются следующие требования:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. 37 и 41 Закона об образовании;
- наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Закона об образовании;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с п. 6 ст. 28 Закона об образовании;
- наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 Закона об образовании.
Пунктом 5 Положения N 966 предусмотрено, что для отдельных образовательных программ, помимо перечисленных требований, определены и иные требования.
К лицензиату при лицензировании образовательной деятельности предъявляются те же требования, что и к соискателю. Однако дополнительно к нему предъявляются следующие требования:
- наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Законом об образовании, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
- наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со ст. 18 Закона об образовании;
- наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со ст. 50 Закона об образовании.
В пунктах 10-17 Положения N 966 подробно указано, какие документы следует приложить к заявлению соискателю лицензии (лицензиату) для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Также подробно освещены вопросы о порядке ее переоформления.
Государственная аккредитация образовательной деятельности
Согласно п. 1 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Проведение государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций осуществляется в соответствии с Положением N 1039.
Этот документ не содержит каких-либо исключений в отношении государственной аккредитации образовательной деятельности отдельных образовательных организаций.
Следовательно, положениями данного документа, устанавливается единый порядок государственной аккредитации.
Согласно п. 2 Положения N 1039 государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также в отношении образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ.
Как и ранее, государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) или органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные РФ полномочия в сфере образования (далее - аккредитационные органы), в соответствии с полномочиями, установленными ст. 6 и 7 Закона об образовании.
В отличие от Положения N 184 Положением N 1039 предусмотрено, что государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта РФ филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - филиал), проводится органом исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал.
Для проведения государственной аккредитации образовательная организация представляет в аккредитационный орган заявление с приложением к нему документов и сведений, указанных в п. 8-10 и 12 Положения N 1039 (далее соответственно - заявление, прилагаемые документы).
Следует обратить внимание, что по сравнению с Положением N 184 в Положении N 1039 приведен более расширенный перечень документов, которые должна приложить к заявлению организация, осуществляющая образовательную деятельность, а именно:
а) копию документа о государственной регистрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с законодательством иностранного государства (для иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
в) доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от ее имени;
г) сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки;
д) копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со ст. 15 Закона об образовании, а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
е) копию договора о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (в случае заключения такого договора);
ж) копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (в случае заключения такого договора);
з) копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (в случае заключения такого договора);
и) сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
к) опись представленных документов.
Следует обратить внимание, что копии документов предъявляются с приложением оригиналов, если они нотариально не заверены.
В пунктах 10-12 Положения N 1039 перечислены документы, прилагаемые к заявлению отдельными образовательными организациями, в связи со спецификой их образовательной деятельности.
Представление заявления и прилагаемых документов осуществляется либо на бумажном носителе или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Обратите внимание, что Положением N 1039 по сравнению с Положением N 184 более подробно регламентирован процесс принятия аккредитационным органом заявления и прилагаемых документов на проведение государственной аккредитации, например:
- на прием по описи и регистрацию заявления и прилагаемых документов отведен один рабочий день со дня их поступления;
- на проверку соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов определенным требованиям - 10 рабочих дней со дня их регистрации;
- принятие заявления и прилагаемых документов по существу в случае их соответствия установленным требованиям - 10 рабочих дней со дня их регистрации;
- вручение уведомления о принятии заявления и прилагаемых документов к рассмотрению - 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу;
- вручение уведомления о несоответствии организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным требованиям или невыполнения этих требований - 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов.
Из пункта 25 Положения N 1039 следует, что проведение государственной аккредитации осуществляется на основании результатов аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Распорядительный акт аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы, которым определен состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее - экспертная группа), издается в течение 30 дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и размещается на официальном сайте аккредитационного органа в Интернете в течение трех рабочих дней со дня его издания.
По-прежнему аккредитационная экспертиза может проводиться с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или в ее филиал, а также без выезда.
Пунктом 35 Положения N 1039 определено, в каких случаях аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал.
В Положении N 1039 подробно описан порядок взаимодействия экспертных групп с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также приведен перечень документов, используемых экспертными группами при проведении аккредитационной экспертизы.
По завершении проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ.
При выявлении несоответствия образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, копии документов, подтверждающих указанное несоответствие.
Руководитель экспертной группы по окончании проведения аккредитационной экспертизы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, и в течение трех рабочих дней со дня окончания ее проведения направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в аккредитационный орган. Последний, в свою очередь, в течение трех рабочих дней со дня получения заключения экспертной группы направляет его копию в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или вручает под подпись уполномоченному представителю.
На основании заключения экспертной группы аккредитационный орган принимает решение о соответствии или несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале, федеральным государственным образовательным стандартам в части каждого уровня образования, укрупненной группы профессий, специальности и направления подготовки, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации образовательные программы.
Соответствующими главами Положения N 1039 установлены:
- Порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, выдачи свидетельства о государственной аккредитации (гл. VI);
- Порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства (гл. VII);
- Основания и порядок переоформления свидетельства (гл. VIII);
- Порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации (гл. IX).
Положением N 1039 установлено, что:
- Рособрнадзор до 1 января 2016 года должен переоформить на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 года в отношении реализуемых ими основных образовательных программ, на срок действия имеющегося свидетельства;
- при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, временного свидетельства, выданного до 1 сентября 2013 года в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, свидетельство выдается на основании заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ранее принятого аккредитационным органом решения о государственной аккредитации;
- по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки), по которым срок действия свидетельства истек после 1 сентября 2013 года, но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ, а также по которым имеются обучающиеся, завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 года до вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов, считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2014 года.
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"