Изменения и новации в законодательстве, которые вступили в силу в 2014 году
С 01.01.2014 начали действовать положения отдельных федеральных законов, которые вносят изменения в некоторые законодательные акты. В этой статье проанализируем основные из них.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс
Налог на добавленную стоимость. Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ в новой редакции представлен пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ. В таблице сопоставим действовавшую до 01.01.2014 и действующую с 01.01.2014 редакции по предоставлению льготы в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Редакция, действовавшая до 01.01.2014 | Редакция, действующая с 01.01.2014 |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров | Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров |
Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-Ф3 в ст. 169 НК РФ введен новый п. 3.1, которым установлено, что лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Этим же законом в новой редакции изложен п. 5 ст. 174 НК РФ.
Редакция, действовавшая до 01.01.2014 | Редакция, действующая с 01.01.2014 |
Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой | Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Налог на прибыль. Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ в п. 1 ст. 257 НК РФ введен новый абзац, которым установлен порядок определения стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования.
Так, первоначальная стоимость имущества, созданного за счет указанных средств, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Этим документом также введен новый абзац в п. 3 ст. 257 НК РФ. В соответствии с этими изменениями к нематериальным объектам теперь относится исключительное право на аудиовизуальные произведения.
Транспортный налог. Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ введены новые абзацы в п. 2 ст. 362 НК РФ. Ими установлено, что исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента:
- 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
- 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
- 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
- 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в сети Интернет.
Изменение минимального размера оплаты труда
Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 554 руб. в месяц. Ранее он составлял 5 205 руб. в месяц.
Изменение предельной величины базы для начисления страховых взносов
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 коэффициент индексации с 1 января 2014 года составляет 1,098.
Таким образом, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с указанным постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года.
Напомним, что на 2013 год предельная величина базы для начисления страховых взносов была определена в размере 568 тыс. руб.
Изменение размера страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица
Федеральным законом от 02.12.2013 N 331-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ изложен в новой редакции.
Редакция, действовавшая до 01.01.2014 | Редакция, действующая с 01.01.2014 |
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме | Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты, назначаемой застрахованному в зависимости от степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок |
Этим законом также установлен размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Он составит 1 млн. руб.
Новации при определении размера штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам
Кроме того, обращаем внимание, что Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила N 1063). Действие этих правил началось с 01.01.2014.
Согласно п. 4 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
б) 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб.;
в) 1% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб.;
г) 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. руб.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 5 Порядка N 1063):
а) 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
б) 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб.;
в) 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб.;
г) 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. руб.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
, где:
- размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
- количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К = (ДП / ДК) х 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
При К, равном 50-100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
А. Солнцева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"