В соответствии с ранее действовавшей редакцией Порядка предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (их структурных подразделениях) по месту проживания в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2012 N 848-П (далее - Порядок), "после завершения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в принимающей медицинской организации пациент в течение 10 рабочих дней представляет в государственное учреждение здравоохранения автономного округа по месту проживания в автономном округе медицинскую выписку из истории болезни, подтверждающую оказание ему медицинских услуг".
В соответствии с ныне действующей редакцией Порядка, вступившей в силу с 01.01.2014, для предоставления документов установлен срок 30 календарных дней.
Учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа направило пациента на лечение в декабре 2013 года. Последний день оказания ему медицинской помощи (согласно выписке) - 30.12.2013. Однако документы для оплаты проезда он представил лишь 28.01.2014.
Какой редакцией Порядка должно в данной ситуации руководствоваться учреждение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При решении вопроса о возмещении пациенту стоимости проезда следует руководствоваться новой редакцией Порядка предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (их структурных подразделениях) по месту проживания в Ямало-Ненецком автономном округе, вступившей в законную силу 1 января 2014 года.
Обоснование вывода:
Согласно п. 5.1 Порядка предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (их структурных подразделениях) по месту проживания в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2012 г. N 848-П (далее - Порядок), при направлении в принимающую медицинскую организацию пациенту возмещается стоимость проезда к месту оказания медицинской помощи и обратно.
Возмещение стоимости проезда происходит в заявительном порядке, т.е. основанием для возмещения расходов по проезду к месту оказания специализированной медицинской помощи и обратно является письменное заявление пациента, его представителя или близкого родственника, поданное на имя руководителя государственного учреждения здравоохранения автономного округа с документами, подтверждающими фактические расходы на проезд (п. 5.4 Порядка).
Порядок устанавливает для пациента срок, в течение которого он может обратиться с заявлением о возмещении расходов. Данный срок, при оказании медицинской помощи стационарно, исчисляется со дня завершения оказания специализированной медицинской помощи, которым считается последний день госпитализации, и в настоящее время равен 30 календарным дням (п.п. 4.1, 5.6 Порядка).
Полагаем, что исходя из своего заявительного характера правоотношения между пациентом и государственным учреждением здравоохранения, касающиеся возмещения стоимости проезда, возникают в момент обращения пациента с соответствующим заявлением. Ни фактический момент несения пациентом расходов на проезд, ни день завершения оказания специализированной медицинской помощи, в данном случае не являются моментом возникновения данных правоотношений между пациентом и лечебным учреждением.
Как следует из вопроса, пациент, завершивший лечение 30 декабря 2013 г., обратился с заявлением о возмещении стоимости проезда 28 января 2014 г. (спустя 29 дней после завершения оказания медицинской помощи), т.е. правоотношение между ним и лечебным учреждением по поводу возмещения стоимости проезда возникло именно 28 января 2014 г.
Изменения в п.п. 4.1, 5.6 Порядка, увеличившие срок обращения с заявлением о возмещении стоимости проезда с 10 рабочих до 30 календарных дней, согласно п. 2 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2013 г. N 883-П "О внесении изменений в Порядок предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, не оказываемой в государственных учреждениях здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (их структурных подразделениях) по месту проживания в Ямало-Ненецком автономном округе" вступили в силу с 1 января 2014 г.
Таким образом, поскольку правоотношение между пациентом и лечебным учреждением по поводу возмещения стоимости проезда возникло после начала действия Порядка в новой редакции, то к данным правоотношениям должны применяться правила, установленные этой редакцией. Соответственно, в рассматриваемой ситуации срок обращения с заявлением о возмещении стоимости проезда пациентом соблюден.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, заполнив форму электронного обращения по адресу: http://depzdrav.yanao.ru/feedback.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
31 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.