Загадка комбинации
Системного банковского кризиса, похоже, не миновать.
Но он будет непродолжительным и предоставит возможность для оздоровления экономики.
Президент Владимир Путин поделился взглядом на отечественную банковскую систему. На встрече со студентами МИФИ, состоявшейся 22 января, он указал, что количество банков в России слишком велико и им необходимо укрупняться, чтобы сохранить устойчивость.
Банковское сообщество восприняло эту вроде бы академическую ремарку главы государства однозначно - как недвусмысленную отмашку Банку России продолжать (и, возможно, более активно) "чистку" рядов финансовых институтов. На следующий день ростом напряжения отреагировал межбанковский рынок.
Не будем эту напряжённость целиком приписывать высказыванию президента: в периоды налоговых выплат, а тогда был именно он, нервозность на межбанке традиционно повышается, к тому же у банков в последнее время хронические проблемы с краткосрочной ликвидностью. И всё же. В конце прошлого года на активизацию "чисток" со стороны регулятора выразительнее всего отреагировал именно рынок МБК: обороты торгов сжались почти вдвое, участники рынка поделились на кланы по принципу доверия. Вирус нервозности активизировался с первых дней наступившего года.
Эксперты увлечённо раскладывают пасьянсы из аналогий: на какой кризис - 2004-го или 2008 года - ситуация походит больше.
За пороговым уровнем
Черты сходства обнаруживаются и там и там. Но по духу всё-таки ближе 2008 год: тот кризис квалифицировали как системный, в то время как встряску 2004-го оценили как локальный кризис.
Высокая вероятность развития именно системного кризиса - не страшилки радикальных экспертов. Её выявила система сводных опережающих индикаторов (СОИ) финансовых и макроэкономических рисков - математическая модель, учитывающая опыт многих стран (в том числе России) за многие годы, используемая для исследований Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В своих прогнозах СОИ редко "промахивается" вчистую, хотя некоторые неточности допускает (всё-таки модель просчитывает ситуацию с точки зрения прошлых опытов). О высокой вероятности системного банковского кризиса она сигналит уже 11 месяцев подряд, в последний раз - по итогам анализа ситуации в ноябре: значение индикатора зашкалило за пороговый уровень. Временной лаг реализации прогнозов СОИ - примерно 12 месяцев. Так что до ноября 2014 года вероятность системного банковского кризиса очень высока.
Под системным кризисом подразумевается ситуация, в которой одновременно проявляются три признака. Во-первых, доля проблемных активов в банковской системе превышает 10% всех активов. Во-вторых, происходит изъятие значительной доли депозитов или их "замораживание". В-третьих, для предотвращения последствий первых двух шоков проводится либо вынужденная реорганизация, либо национализация значительной части (более 10%) банков, либо масштабная, в объёме более 2% ВВП, единовременная рекапитализация банков государством или собственниками.
Основных факторов, формирующих предкризисную ситуацию, два. Это, во-первых, рост безработицы - 5,6% к занятому населению в IV квартале 2013 года против 5,1% годом ранее. Понятно, что заёмщик, лишившийся дохода, не может обслуживать взятый кредит. Плюс человек без зарплаты "подчищает" свой банковский счёт до обнуления. То есть этот фактор наносит удар и по качеству кредитного портфеля банков, и по их ресурсной базе. И во-вторых, общий экономический спад. Ухудшается финансовое положение предприятий. Следовательно, сжимается объём их депозитов - временно свободных средств, которые они размещали в банках; под большой вопрос ставится их кредитоспособность.
Сроки выхода из стагнации пока не просматриваются.
Поведение видов
Хорошая новость в том, что отдельные виды рисков - кредитный, валютный, ликвидности - СОИ рассматривает как средние. Убойная сила будет заключаться в их комбинации, а каждый из них по отдельности фатальной угрозы не содержит.
В 2013 году на кредитном рынке происходил ряд неприятных событий. Особенно в розничном сегменте. По расчётам ЦМАКП, доля просроченной задолженности предприятий за год увеличилась с 4,1% совокупного портфеля до 4,2%. Розница нарушала платёжные графики ещё более массово - просрочка выросла с 5,2 до 5,8%. В середине 2013 года был зафиксирован всплеск дефолтов, в основном в сегменте необеспеченного кредитования. Но в последние месяцы года ситуация стабилизировалась: доля просрочки, увы, не снизилась, но перестала бурно прогрессировать. Результат ли это традиционной предновогодней "генеральной уборки" банковских балансов или следствие ужесточающих, наконец "дошедших" мер Банка России, неизвестно, но штиль - налицо.
В качестве ложки дёгтя: существует вероятность того, что в 2014 году произойдёт заметное ухудшение качества корпоративного портфеля. Как по причине замедления экономики, так и вследствие ужесточения кредитной политики банков.
Валютные риски - и не только для банковской системы - можно прочувствовать без всякой СОИ, на обывательском уровне. Курс рубля продолжает плавно сползать, и состояние торгового баланса не позволяет рассчитывать на его скорейшее восстановление. Впрочем, валютная позиция российских банков достаточно сбалансирована и хеджирована. Беспокойство может вызывать необходимость обслуживания и погашения внешних займов банками и предприятиями. В 2014 году "пиковых" периодов погашений, к счастью, не предвидится. Но предшествующий погашениям рост спроса на валюту, особенно в периоды ярко выраженной волатильности курса рубля - а такие периоды, по прогнозам, будут, - может на короткий период пошатнуть даже самую сбалансированную валютную позицию. Большинство банков, пошатнувшись, всё же устоит.
Риски ликвидности расцениваются как фоновые, с периодическими всплесками дефицита. Уязвимость этого "участка фронта" может усилить негативная динамика такого показателя, как доля чистого экспорта товаров к ВВП. Экспорт - и нефтегазовый и ненефтегазовый - стабильно, но без рывков сокращается. Но если индикатор его доли к ВВП зашкалит, то обострятся девальвационные ожидания, способные вызвать массовое "бегство" в валюту. А в периоды такого спринта обычно выметается содержимое рублёвых депозитов.
В каком сочетании виды рисков "выстрелят" в полномасштабный кризис, неизвестно.
Шанс на оздоровление
Если ориентироваться на поведение СОИ, высокая вероятность системного банковского кризиса сохранится вплоть до ноября 2014 года. Но в этих расчётах (они регулярны, и последние производились по данным на конец ноября 2013 года) не учтена декабрьская встряска на банковском рынке: истерика на межбанке, локальные набеги вкладчиков, всеобщая подозрительность, спровоцированная мифическими чёрными списками ЦБ. По мнению руководителя направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы ЦМАКП Олега Солнцева, предновогоднее обострение способно подтолкнуть события и ускорить развязку.
Но - ещё одна хорошая новость - кризис не станет затяжным, продлится меньше года. По своей силе он будет мощнее событий 2004 года, но слабее кризиса 2008-го.
Более того, этот кризис способен произвести оздоровляющий эффект не только на банковскую систему, но и на экономику в целом. Подробнее об этой возможности читайте в материале Олега Солнцева "Поставить телегу на место".
Главное - не упустить этот шанс.
М. Тальская
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1-2, январь-февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"