Комментарий к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях"
В силу ст. 159 ТК РФ работникам бюджетных учреждений гарантируются:
- государственное содействие системной организации нормирования труда;
- применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Напомним, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
Под нормами труда подразумеваются нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (ст. 160 ТК РФ).
Согласно ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца. В аналогичный срок работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов). Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом необходимо указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.
Основными целями системы нормирования труда в учреждении являются:
- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, для улучшения организации труда;
- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);
- повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.
С целью оказания государственным (муниципальным) учреждениям методической помощи при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемого оборудования и материалов, технологий и методик выполнения работ, других организационно-технических факторов, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда) разработаны комментируемые Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 N 504 (далее - Методические рекомендации).
В силу п. 2 Методических рекомендаций при разработке (определении) системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющий:
- применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления;
- порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
- порядок, условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Состав и содержание работ по нормированию труда в учреждении определяются целями и задачами нормирования трудовых процессов работников учреждений в определенных организационно-технических условиях выполнения технологических (трудовых) процессов.
Рекомендуемые подходы к разработке системы нормирования труда
Согласно п. 7 Методических рекомендаций при разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении.
С этой целью учреждению целесообразно провести анализ организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении, в ходе которого нужно учесть используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.
Кроме того, при определении норм труда рекомендуется проводить анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда", и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
На основе типовых норм труда для применения в учреждении могут быть определены:
- нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или на оказание услуги одним работником или группой работников соответствующей квалификации). Так, Нормы времени на выполнение основных видов микробиологических исследований утверждены Минздравом РФ 18.01.1999 N 1100/82-99-23;
- нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени). Например, на основании Приказа Минздрава РФ от 15.11.2012 N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" участковый врач-терапевт должен обслуживать 1 700 человек взрослого населения;
- нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ). Так, нормативы штатной численности основного персонала библиотек и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа приведены в Приказе Минкультуры РФ от 01.09.2011 N 906 "О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек".
Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда.
При определении в учреждении норм труда на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики. При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется использовать типовые нормы труда.
Аналогичное решение должно приниматься в случае, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. Решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов принимается с учетом мнения представительного органа работников.
Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают прогрессивные режимы работы оборудования, рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, оптимальную занятость работников, максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество продукции (работ, услуг), сохранение здоровья и работоспособности работников.
При этом в случае создания более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или при их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
В силу п. 16 Методических рекомендаций при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.
Работа по определению норм труда заключается в:
- анализе трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделении его на части;
- выборе оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
- проектировании режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
- определении норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрении и последующей корректировке по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
При проведении указанной работы учреждения должны ориентироваться на Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 N 235 (далее - Методические рекомендации N 235), в части организации работы и проведения расчетов норм труда.
Так, согласно п. 25 Методических рекомендаций N 235 разработка норм обслуживания осуществляется применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения с учетом регламентированных перерывов, характеристик выполняемых работ, рационального разделения и кооперации труда.
При разработке типовых норм обслуживания рекомендуется определять для однородных рабочих мест количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.
При разработке типовых норм обслуживания рекомендуется:
- применять расчетно-аналитический метод на основе показателей типовых норм времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги);
- формировать показатели типовых норм времени по категориям сложности, продолжительности регламентированных перерывов;
- проводить расчет показателей типовых норм обслуживания по следующей формуле по категориям работ (услуг):
, где:
- - норма обслуживания, в условных единицах;
- - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в минуту с вычетом продолжительности регламентированных перерывов;
- - общий показатель нормы времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги), в мин.
Необходимо отметить, что при закупке нового оборудования учреждениям нужно проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом следует предусматривать сравнение характеристик закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда - с оборудованием, применяемым в учреждении).
Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов могут применяться временные и разовые нормы труда.
Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.
Учреждению рекомендуется устанавливать срок действия временных норм труда, равный 3 месяцам или менее.
Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).
Установление системы нормирования труда в учреждении
В соответствии с п. 20 Методических рекомендаций систему нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения, которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор. В указанное положение рекомендуется включить следующие разделы:
1. Применяемые в учреждении нормы труда. В приложении к данному разделу приводятся:
- ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
- примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);
- расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);
- методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.
2. Порядок внедрения норм труда.
3. Порядок организации замены и пересмотра норм труда.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Перед введением новых норм труда необходимо проводить инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ. Могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.
Согласно п. 27 Методических рекомендаций при проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.
При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется провести обучение работников.
При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или при несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.
Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Рекомендуется внедрять новые нормы труда в учреждениях одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).
Трудовым законодательством иных оснований пересмотра норм труда не установлено. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применение по их инициативе новых приемов труда и совершенствование рабочих мест не могут рассматриваться в качестве основания для пересмотра определенных в учреждении норм труда.
Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктом 28 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда в учреждении не реже одного раза в пять лет должен проводиться анализ установленных норм труда.
На основании результатов анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или разработке новых норм труда. При этом до введения новых норм труда продолжают применяться ранее предусмотренные.
Обратите внимание! При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания в трудовом договоре с работником рекомендуется указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени (п. 23 Методических рекомендаций).
В заключение укажем, что в силу ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц - в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В случае нарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, виновное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"