Многодетная семья фактически переехала из г. Москвы в городское поселение Московский, но все члены семьи прописаны еще по старому адресу.
Ребенок (3 года) ходит в детский сад в Москве, но удобнее было бы ходить в детский сад по фактическому месту жительства.
Необходимо ли прописаться по новому адресу, чтобы ребенка определили в другой детский сад?
Если да, то в новом детском саду сразу выделят место ребенку, либо это означает, что ребенок должен встать в очередь в новый детский сад?
1. Согласно приложению к распоряжению Мэра Москвы от 24.11.2005 N 384-РМ "Об установлении границ административных округов города Москвы" с 1 июля 2012 г. в состав г. Москвы также входит Новомосковский административный округ. В состав территории данного административного округа входит в том числе территория поселения Московский.
Таким образом, переезд семьи осуществляется в пределах одного субъекта РФ - города федерального значения Москвы.
2. Конституция РФ в ст. 43 гарантирует каждому право на общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Данная конституционная гарантия конкретизирована в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) и ряде других нормативных актов как федерального, так и регионального уровня.
Так, Закон об образовании, не устанавливая конкретные правила приема детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает следующее.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам, в том числе по программам дошкольного образования, должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Законом об образовании. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ст. 67 Закона об образовании).
Из приведенных норм следует, что образовательные организации, в том числе дошкольные, закрепляются за определенными территориями и прием детей в эти организации для обучения происходит по территориальному признаку (исходя из места проживания детей).
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 N 08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений"). Дошкольные образовательные организации системы Департамента образования города Москвы обязаны руководствоваться Порядком комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденным приказом Департамента образования г. Москвы от 11.02.2011 N 126 (далее - Порядок).
Так, согласно п. 1.1 Порядка дошкольные образовательные учреждения городского подчинения комплектуются окружными управлениями образования соответствующего административного округа города Москвы, на территории которого они расположены.
Комплектование учреждений на новый учебный год производится в сроки с 1 марта до 1 июня ежегодно. В остальное время проводится комплектование учреждений на освободившиеся места (п. 1.3 Порядка).
Комплектование дошкольных образовательных осуществляется с учетом определенных территорий, закрепленных за учреждениями, в соответствии с электронным реестром и подтвержденными льготами (п. 5.1 Порядка).
Таким образом, родителю (иному законному представителю) ребенка, желающему воспользоваться правом на дошкольное образование в государственных образовательных учреждениях г. Москвы, необходимо зарегистрировать ребенка в электронном реестре в соответствии с разделом 2 Порядка.
Правило о необходимости регистрации ребенка в электронном реестре для его приема в дошкольную образовательную организацию распространяется и на случай перевода ребенка из одного дошкольного образовательного учреждения в другое в пределах г. Москвы. Однако, как прямо следует из п. 5.20 Порядка, данные о детях, ранее уже зарегистрированных в едином электронном реестре АИС "Зачисление в ДОУ" и устроенных в учреждения, но в связи со сменой места жительства нуждающихся в устройстве в другом учреждении, восстанавливаются в едином электронном реестре АИС "Зачисление в ДОУ" с первоначальной датой регистрации.
Поскольку, как следует из вопроса, ребенок уже посещал дошкольное учебное учреждение на территории г. Москвы, необходимости в его повторной регистрации в едином электронном реестре нет; данные о нем восстанавливаются в едином электронном реестре с первоначальной датой регистрации. Очевидно, что восстановления данных родитель (иной законный представитель) ребенка должен обратиться в окружную службу информационной поддержки АИС "Зачисление в ДОУ".
Ни законодательством об образовании, ни подзаконными актами (в том числе Порядком) не предусмотрена возможность отказа дошкольного образовательного учреждения в приеме ребенка, фактически проживающего (зарегистрированного по месту пребывания) на закрепленной за данным учреждением территории, только по мотиву отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства на данной территории.
Отметим, что согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ.
Таким образом, в случае отказа в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства, для защиты прав ребенка его законные представители (родители, усыновители, опекуны) вправе обратиться в Департамент образования г. Москвы либо в суд.
3. В соответствии с подп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" многодетным семьям предоставляются льготы по приему детей в государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы в первую очередь.
Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на зачисление детей в учреждения предоставляется заявителям на основании сведений, полученных посредством межведомственного запроса, или документа, подтверждающего наличие такого права. При этом количество мест в учреждении, предоставленных для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право на зачисление в учреждение, не может превышать количество мест в учреждении, предоставленных для детей, не имеющих таких прав (п.п. 3.1, 5.7 Порядка).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации данные о ребенке из многодетной семьи должны быть восстановлены в едином электронном реестре для устройства в дошкольное образовательное учреждение по новому месту жительства с первоначальной даты регистрации и с указанием льготы - права на первоочередной прием. При наличии свободных мест в желаемом учреждении ребенок должен быть принят в него для обучения, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства в районе, обслуживаемом данной образовательной организацией.
При отсутствии свободных мест в желаемых учреждениях родителям (законным представителям) ребенка предлагаются места в других учреждениях данного или смежных районов. При отказе родителей (законных представителей) от трех предложенных учреждений данные о ребенке переносятся в электронном реестре на следующий учебный год (п. 5.21 Порядка). Кроме того, пунктом 5.16 Порядка при невозможности предоставления ребенку места в желаемом учреждении предусмотрена возможность направления в учреждение на определенный срок, указанный в списке окружного управления образования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
5 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.