Ребенок посещал логопедическую группу детского сада компенсирующего вида в г. Уфе. До 2014 года родительской платы за садик не было. В этом году появляется родительская плата.
В п. 4.1. решения Совета Городского Округа г. Уфа от 25.02.2011 N 33/15 указано, что следует полностью освободить от родительской платы, указанной в п. 2.1, п. 2.2 данного решения, родителей детей с отклонениями в развитии, посещающих муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Но в постановлении Главы Администрации Городского Округа г. Уфа от 18.11.2013 N 5828 такого пункта уже нет.
В п. 6 постановления Городского Округа г. Уфа N 6404 от 16.12.2013 указано, что оно вступает в силу с 01.01.2014, при этом в нем нет ни слова об отмене полностью или отмене пунктов решения Совета Городского Округа г. Уфа от 25.02.2011 N 33/15. Данное постановление отменяется только решением Совета Городского Округа г. Уфа от 17.01.2014 N 28/9, которое вступает в силу с 01.01.2014.
С какого числа п. 4.1 решения Совета Городского Округа г. Уфа от 25.02.2011 N 33/15 перестает действовать?
С какого числа родители обязаны вносить родительскую плату?
Частью 1 ст. 18 Устава городского округа г. Уфа, принятого решением Совета городского округа г. Уфа от 15.12.2005 N 3/6 (далее - Устав ГО г. Уфа), предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления городского округа город Уфа (далее - ГО г. Уфа) составляют: представительный орган местного самоуправления, именуемый Советом; глава городского округа, именуемый председателем Совета; администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган городского округа), именуемая Администрацией; контрольно-счетный орган городского округа, именуемый Ревизионной комиссией городского округа.
Отметим, что каждый из названных органов местного самоуправления наделен федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Уставом ГО г. Уфа собственной компетенцией или полномочиями по решению вопросов местного значения ГО г. Уфа.
К примеру, Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством РФ и Уставом ГО г. Уфа к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа. Администрация, в частности, осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений (ч. 4 ст. 36 Устава ГО г. Уфа).
В целях урегулирования отношений, возникающих при решении вопросов местного значения, а также при осуществлении отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления вправе принимать свои акты, которые составляют систему муниципальных правовых актов.
Так, согласно ч. 1 ст. 28 Устава ГО г. Уфа в систему муниципальных правовых актов ГО г. Уфа входят: Устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Совета; правовые акты председателя Совета, Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом ГО г. Уфа.
При этом Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Уставом ГО г. Уфа, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа (ч. 3 ст. 28 Устава ГО г. Уфа). А глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Уставом ГО г. Уфа, нормативными правовыми актами Совета, принимает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан (ч. 5 ст. 28 Устава ГО г. Уфа).
Следует указать, что в иерархии муниципальных правовых актов акты представительных органов местного самоуправления (Совета) обладают более высокой юридической силой, по сравнению с актами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (Администрация). Однако каждый из названных органов местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты только по тем вопросам местного значения, решение которых отнесено к его компетенции.
Например, пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Аналогичное положение содержится в п. 13 ч. 1 ст. 4 Устава ГО г. Уфа.
В этой связи, как следует из содержания ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) и п. 4 ст. 36 Устава ГО г. Уфа, право определять размер платы за присмотр и уход за ребенком, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставлено учредителю такой организации - Администрации ГО г. Уфа. При этом Администрация в определяемых ею случаях и порядке вправе как снизить величину родительской платы, так и не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). В то же время частью 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что за содержание детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулезной интоксикацией, если они посещают государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации, родительская плата не взимается.
Приведенные положения Закона N 273-ФЗ в силу полномочий, предоставленных Администрации частью 4 ст. 36 Устава ГО г. Уфа, были реализованы*(1) ею в п.п. 2 и 3.1 постановления от 18.11.2013 N 5828 "Об утверждении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Уфа Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 5828). Названное постановление вступило в силу с 1 января 2014 года.
Между тем 25 февраля 2011 года Советом ГО г. Уфа было принято решение N 33/15, которым утверждался размер родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях ГО г. Уфа. Кроме того, пунктом 4.1 упомянутого решения N 33/15 предусматривалось освобождение родителей от взимания родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения ГО г. Уфы, а также за содержание детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях. Упомянутое решение Совета ГО г. Уфы N 33/15 не было оспорено и не признано недействительным решением суда, вступившим в законную силу. Оно утратило силу только 1 февраля 2014 года (п. 2 решения Совета ГО г. Уфа от 17.01.2014 N 28/9).
Из приведенных выше обстоятельств видно, что в период с 1 января до 1 февраля 2014 года в ГО г. Уфа одновременно действовали муниципальные правовые акты, принятые и Советом, и Администрацией, устанавливающие размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей (присмотр и уход за детьми), осваивающих образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.
По нашему мнению, в сложившейся ситуации за родителями, которые в силу п. 4.1 решения Совета ГО г. Уфа N 33/15 были освобождены от взимания родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения ГО г. Уфы, освобождение от родительской платы сохранялось до 1 февраля 2014 года.
Вместе с тем с 1 января 2014 года на основании п. 3.1 Постановления N 5828 от платы за присмотр и уход за детьми должны быть освобождены родители (законные представители) детей-инвалидов, законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители (законные представители) детей с туберкулезной интоксикацией.
С учетом изложенного приходим к следующим выводам:
1. Пункт 4.1 решения Совета ГО г. Уфа от 25.02.2011 N 33/15 прекратил свое действие с 1 февраля 2014 года, то есть со дня, когда данная норма признана утратившей свою силу;
2. Льгота родителей, которые согласно п. 4.1 решения Совета ГО г. Уфа N 33/15 были освобождены от взимания родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения ГО г. Уфы, сохранялась до 1 февраля 2014 года. После 1 февраля 2014 года родители детей с ограниченными возможностями здоровья должны вносить плату, взимаемую за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях ГО г. Уфы, на общих основаниях.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией правоприменительных органов власти при рассмотрении конкретных дел. В связи с отсутствием официальных разъяснений по вопросу рекомендуем обратиться с запросом по применению п. 4.1 решения от 25.02.2011 N 33/15 в Совет городского округа город Уфа, принявший данный муниципальный правовой акт.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
7 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмом Министерства образования и науки РФ от 24.04.2013 N ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми" органам местного самоуправления городских округов как учредителям образовательных организаций было рекомендовано принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 года размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.