Годовые формы бухгалтерской отчетности
В совместном Письме Минфина РФ и Казначейства РФ от 26.12.2013 N 42-7.4-05/2.3-870 (далее - Письмо N 02-07-007/57698) разъяснены особенности составления и представления годовых форм бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, составляемых главными администраторами средств федерального бюджета за 2013 год. Предлагаем рассмотреть информацию, приведенную в письме. По нашему мнению, она будет полезна не только главным администраторам средств федерального бюджета, но и бухгалтерам бюджетных учреждений при составлении годовых форм бухгалтерской отчетности.
Согласно нормам п. 11 Инструкции N 33н*(1) бухгалтерская отчетность представляется учреждениями учредителю для составления им сводной бухгалтерской отчетности и ее представления финансовому органу соответствующего бюджета. Сводную отчетность составляет и учреждение, имеющее в своем подчинении обособленные подразделения.
Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)
Минфин и Федеральное Казначейство, разъясняя особенности составления баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее - баланс (ф. 0503730)), обращают внимание на то, что остатки в балансе (ф. 0503730) по строке 624 "Доходы будущих периодов (0 401 40 000)" могут включать в себя остатки по счету 0 401 40 180 в части начисленных доходов будущих периодов (п. 3.2 Письма N 02-07-007/57698):
- по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели;
- по соглашениям о предоставлении грантов, по иным договорам. Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к сводному балансу (ф. 0503730) в Федеральное казначейство не представляется (п. 3.3 Письма N 02-07-007/57698).
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503725)
Согласно нормам п. 23 Инструкции N 33н справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) (далее - справка (ф. 0503725)) формируется головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированных форм бухгалтерской отчетности, а также в целях отражения внутренних расчетов учреждения, сформированных при изменении в течение отчетного периода типа учреждения на казенное и представляется на следующие отчетные даты:
- на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года - в части определения взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы доходов и расходов) учреждения;
- на 1 января года, следующего за отчетным, - по денежным и неденежным расчетам;
- на иную отчетную дату, установленную головным учреждением, учредителем.
В пункте 3.4 Письма N 02-07-007/57698 финансовое ведомство вместе с Федеральным казначейством обращают внимание на то, как составляются сводные справки (ф. 0503725) при изменении состава получателей бюджетных средств (при изменении типа казенных учреждений на бюджетные и (или) автономные или при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное в течение финансового года). В этом случае справка (ф. 0503725) составляется по счетам 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (2 304 06 000, 4 304 06 000, 5 304 06 000, 6 304 06 000, 7 304 06 000) в части бухгалтерских операций по изменению типа учреждения.
При этом графа 2 сводной справки (ф. 0503725) по счету 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" не заполняется.
Показатели сводной справки (ф. 0503725) по соответствующим аналитическим счетам счета 0 304 06 000 сверяются с идентичными показателями справки (ф. 0503125) по счету 1 304 06 000, представленной главным администратором средств федерального бюджета в составе бюджетной отчетности.
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
Финансовое ведомство всегда особое внимание уделяло заполнению отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - отчет (ф. 0503737)). Так, разъяснения по заполнению этой формы отчетности, в частности, содержатся в письмах Казначейства РФ от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3 "Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2012 год", Минфина РФ от 26.06.2012 N 02-06-07/2335 "Об особенностях составления и представления квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2012 году", Казначейства РФ от 23.01.2012 N 42-7.4-05/2.1-28 "Об особенностях составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2012 году", Минфина РФ от 24.01.2013 N 02-06-10/225.
Сводные отчеты (ф. 0503737) представляются раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 6, 7), при этом показатели в разд. 1 "Доходы учреждения" в графе 7 "Исполнено плановых назначений через кассу учреждения" отчета (ф. 0503737) заполняются только по виду финансового обеспечения 2 "Собственные доходы учреждения" (п. 3.5 Письма N 02-07-007/57698). Это связано с тем, что субсидии поступают в учреждение на лицевые счета.
Возврат в доход бюджета в отчетном периоде неиспользованных остатков субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с положениями абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (на иные цели), прошлых лет в отчетах (ф. 0503737) по видам финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Субсидии на цели осуществления капитальных вложений" отражается по коду 180 КОСГУ (аналитическому коду поступлений) по строке 104 со знаком минус.
В графе 8 "Некассовые операции" отчета (ф. 0503737) отражаются операции по исполнению расчетов по доходам (расходам) без движения средств учреждения, например:
1. По видам финансового обеспечения 2 "Собственные доходы учреждения", 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" отражаются:
а) показатели, сформированные в результате операций по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
б) показатели, сформированные в результате операций по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на осуществление хозяйственных расходов и иные аналогичные операции.
2. По видам финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Субсидии на цели осуществления капитальных вложений" также отражаются операции, осуществленные минуя лицевые счета учреждений по средствам субсидий на указанные цели по исполнению контрагентами (получателями выплат, поставщиками (исполнителями) возвратов излишне полученных ими оплат денежных обязательств за счет субсидий на иные цели в бюджет (на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации").
В графе 8 "Некассовые операции" отчета (ф. 0503737) по строкам 831, 832 может быть отражена информация по операциям по исполнению денежных обязательств, принимаемых за счет разных видов финансового обеспечения, осуществленная без движения денежных средств, на счете в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Показатели отчета (ф. 0503737) в части полученных субсидий из федерального бюджета сверяются с расходами уполномоченных органов на осуществление функций и полномочий распорядителя, отраженными в отчете (ф. 0503127) бюджетной отчетности, по следующим видам расходов:
- 611 - "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)";
- 612 - "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели";
- 621 - "Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)";
- 622 - "Субсидии автономным учреждениям на иные цели";
Кроме того, показатель строки 104 отчета (ф. 0503737) по целевым субсидиям сверяется с показателем отчета (ф. 0503127) главного администратора доходов федерального бюджета по коду ххх 2 18 01010 01 0000 180 (ххх 2 18 01020 01 0000 180) в части сумм, возвращенных в отчетном периоде в бюджет неиспользованных остатков субсидий на иные цели прошлых лет.
В прошлом номере журнала мы приводили примеры, отражающие особенности заполнения строк отчета (ф. 0503737):
- при возврате учреждением неиспользованных остатков субсидий на иные цели предыдущего года в доход соответствующего бюджета бюджетными учреждениями;
- при совершении учреждением в отчетном периоде некассовых операций (сумм неустойки по договору возмездного оказания услуг).
Сейчас рассмотрим другой пример.
Пример
В учреждении в результате инвентаризации была выявлена недостача материальных ценностей, приобретенных по коду вида деятельности 4, на сумму 15 000 руб. (балансовая стоимость имущества). Рыночная стоимость похищенного имущества равна 25 000 руб. Виновное лицо возместило в кассу учреждения в 2013 году сумму причиненного учреждению ущерба.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность по недостаче (по рыночной стоимости имущества) | 2 209 74 560 | 2 401 10 172 | 25 000 |
Возмещена сумма ущерба виновным лицом | 2 201 34 510 | 2 209 74 660 | 25 000 |
Перечислена сумма возмещенного виновным лицом ущерба на лицевой счет учреждения | 2 210 03 560 2 201 11 510 | 2 201 34 610 2 210 03 660 | 25 000 25 000 |
В разделе 1 "Доходы учреждения" и 3 "Источники финансирования дефицита учреждения" данные суммы будут отражены следующим образом (руб.):
Наименование показателя | Код строки | Код аналитики | Утверждено плановых назначений | Исполнено плановых назначений | Не исполнено плановых назначений | |||
через лицевые счета | через кассу учреждения | некассовые операции | итого | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 9 | 10 | |
Доходы - всего | 010 | 25 000 | 25 000 | 25 000 | ||||
Доходы - от операций с активами в том числе | 090 | х | 25 000 | 25 000 | 25 000 | |||
- от выбытий материальных запасов | 095 | 440 | 25 000 | 25 000 | 25 000 |
Наименование показателя | Код строки | Код аналитики | Утверждено плановых назначений | Исполнено плановых назначений | Не исполнено плановых назначений | |||
через лицевые счета | через кассу | некассовые операции | итого | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Изменение остатков средств | 700 | х | -25 000 | - | -25 000 | |||
- увеличение остатков средств учреждения | 710 | 510 | -25 000 | -25 000 | -50 000 | |||
- уменьшение остатков средств учреждения | 720 | 520 | 25 000 | 25 000 | ||||
Изменение остатков по внутренним оборотам средств учреждения в том числе | 730 | Х | 25 000 | -25 000 | ||||
- увеличение остатков средств учреждение | 731 | 510 | 25 000 | 25 000 | ||||
- уменьшение остатков средств учреждения | 732 | 610 | -25 000 | -25 000 |
Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738)
Показатели формы отчета о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738) (далее - отчет (ф. 0503738)) отражают информацию по операциям по принятию и исполнению расходных (денежных) обязательств, подлежащих в соответствии с условиями договоров, положениями законов, иных нормативных правовых актов исполнению в течение отчетного финансового года. Информация по операциям по принятию обязательств (денежных обязательств), принятым в 2013 году и подлежащим оплате в очередном финансовом году (плановом периоде) (в 2014), в показатели отчета (ф. 0503738) не включаются (п. 3.6 Письма N 02-07-007/57698). Таким образом, в случае если кассовый расход прошел в прошлом году, то заново обязательство и денежное обязательство в текущем году принимать не следует. Принятые в прошлом отчетном периоде обязательства были отражены в отчетности, составленной и представленной учредителю за прошлый отчетный период.
При заключении контрактов (договоров, соглашений) со сроком исполнения после отчетного финансового года (например, контракт заключен в 2013 году, а дата его полного исполнения относится на 2014 год) бюджетные обязательства принимаются на сумму, предусмотренную контрактом, денежные обязательства принимаются по договору в сумме аванса (если он предусмотрен договором) и на суммы этапов исполнения договора (если договором предусмотрена этапность его исполнения).
Неисполненная часть обязательства по контрактам и иным договорам на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации и учету в очередном финансовом году. При этом если коды бюджетной классификации РФ, по которым бюджетное учреждение было поставлено на учет в текущем финансовом году, в очередном финансовом году являются недействующими, то перерегистрация обязательства осуществляется по новым кодам бюджетной классификации РФ. Поэтому принятые и неисполненные в прошлом году обязательства, в том числе денежные, исполнение которых предусмотрено в текущем году (согласовано с учредителем, доведена субсидия), должны быть перерегистрированы датой текущего года.
Для перерегистрации обязательства следует на основании соответствующего договора (элемента справочника "Договоры и иные основания возникновения обязательств") ввести документ "План-график финансирования обязательства" (с измененными датами, суммами, кодами бюджетной классификации), на основании которого ввести документ "Принятое обязательство по ПД".
Для перерегистрации денежного обязательства достаточно скопировать соответствующий документ "Принятое обязательство по ПД", изменить в нем дату, так, чтобы документ попал в новый отчетный период. Если на дату перерегистрации денежное обязательство было частично исполнено, следует скорректировать сумму обязательства.
В отчете (ф. 0503737) перерегистрация обязательства будет отражена в соответствии с нормами, установленными п. 48 Инструкции N 33н. Этим пунктом установлено, что в графе 5 "Принято обязательств, всего" отчета (ф. 0503738) отражаются показатели объема принятых обязательств на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год" (0 502 11 211-0 502 11 213, 0 502 11 221-0 502 11 226, 0 502 11 241, 0 502 11 242, 0 502 11 252, 0 502 11 253, 0 502 11 262, 0 502 11 263, 0 502 11 290, 0 502 11 310-0 502 11 340) в сумме кредитовых оборотов по счету и принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода.
Таким образом, перерегистрированные обязательства (денежные обязательства) будут отражены так же, как и другие обязательства текущего года, в графе 5 (7) формы 0503738 в составе кредитового оборота по счету 0 502 11 000 (0 502 12 000).
Отдельное внимание в Письме N 02-07-007/57698 уделено заполнению графы 9 "Исполнено денежных обязательств". В ней не следует отражать информацию о возврате сумм дебиторской задолженности, возникшей в связи с возвратом ранее исполненных денежных обязательств, отраженных как восстановление кассового расхода, не связанных с исполнением обязательств отчетного финансового года. Например, возврат аванса в 2013 году по договору, заключенному в 2012 году, который расторгается и не будет исполнен. Информация о суммах возвратов ранее исполненных денежных обязательств, оплаченных в прошлых отчетных периодах, отраженных как восстановление кассового расхода 2013 года, отражается в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).
Однако в графе 9 "Исполнено денежных обязательств" отражается информация по операциям исполнения расчетов по обязательствам без движения денежных средств учреждения, отраженная в графе 8 "Некассовые операции" разд. 2 "Расходы учреждения" отчета (ф. 0503737).
Обратите внимание! По мнению Минфина и органов Федерального казначейства, изложенному в Письме N 02-07-007/57698, при сверке показателей отчета (ф. 0503738) по графе 11 "Не исполнено денежных обязательств" с показателями сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (далее - сведения (ф. 0503769)) допускаются расхождения на сумму принятых денежных обязательств, исполнение которых предусмотрено в очередном финансовом году (плановом периоде).
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)
В Письме N 02-07-007/57698 финансовое ведомство разъясняет допустимые расхождения между некоторыми строками отчета (ф. 0503721) и справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710). Их мы приведем ниже в форме таблицы.
Показатели отчета (ф. 0503721) | Показатели справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) | Допустимые расхождения по строкам форм |
Строка 040 (по коду 130 КОСГУ) и строки 160-269 (по кодам 200 КОСГУ) | Показатели по кодам счетов 0 401 10 130 "Доходы от оказания услуг" и 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" | Допускаются расхождения показателей на сумму: а) фактической себестоимости выполненных работ и оказанных услуг, списанной в уменьшение доходов текущего финансового года (по дебету счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту счетов 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг", 0 109 90 000 "Издержки обращения"), отраженной в разрезе соответствующих кодов расходов (КОСГУ) дополнительно по строкам 160-269 отчета (ф. 0503721); б) стоимости реализованной готовой продукции, списанной в уменьшение доходов текущего финансового года (по дебету счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту счетов 0 105 37 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения", 0 105 38 440 "Уменьшение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"), отраженной дополнительно по строке 262 (КОСГУ 272) отчета (ф. 0503721) |
Строка 101 (по коду 180 КОСГУ по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания) и по строкам 160-269 (по кодам 200 КОСГУ) | По кодам счетов 0 401 10 180 и 0 401 20 200 | Допускаются расхождения показателей на сумму: а) фактической себестоимости выполненных работ и оказанных услуг, сформированной в рамках выполнения государственного задания списанной в уменьшение доходов текущего финансового года (по дебету счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" и кредиту счетов 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг", 0 109 90 000 "Издержки обращения"), отраженной в разрезе соответствующих кодов расходов (КОСГУ) дополнительно по строкам 160-269 отчета (ф. 0503721); Показатель по строке 110 включает в себя разницу между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 0 401 40 180, сложившимися за отчетный период, в части операций по доходам будущих периодов по прочим доходам в части начисленных доходов будущих периодов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, о предоставлении грантов |
Пояснения причин расхождений показателей раскрываются главным администратором доходов федерального бюджета в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).
Пояснительная записка (ф. 0503760)
Не представляются в Федеральное казначейство следующие таблицы пояснительной записки (ф. 0503760):
- сведения об основных направлениях деятельности (таблица N 1);
- сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица N 4);
- сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (таблица N 5);
- сведения о проведении инвентаризаций (таблица N 6);
- сведения о результатах внешних контрольных мероприятий (таблица N 7).
Не заполняются и не представляются в Федеральное казначейство показатели разд. 3 "Движение материальных ценностей на забалансовых счетах" сведений (ф. 0503768) (п. 3.8.1 Письма N 02-07-007/57698).
Правилами осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 10 000. В случае их наличия информация о причине их возникновения раскрывается в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).
Сведения (ф. 0503769) представляются раздельно по видам деятельности (коды 2, 4, 5, 6, 7) и видам задолженности (дебиторская, кредиторская) (п. 3.8.2 Письма N 02-07-007/57698). При этом разд. 2 сведений (ф. 0503769) заполняется в разрезе кодов счетов бюджетного учета и годов образования задолженности. Информация в разрезе дебиторов/кредиторов не представляется, графы 4, 5 "ИНН" и "Наименование дебитора/кредитора" соответственно в отчетности за 2013 год не заполняются.
В графе 1 сведений (ф. 0503772) указываются коды соответствующих аналитических счетов счета 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам". Графы 8, 9 разд. 3 сведений (ф. 0503772) не заполняются (п. 3.9 Письма N 02-07-007/57698).
В текстовой части сводной пояснительной записки (ф. 0503760), формируемой главными распорядителями средств федерального бюджета, раскрывается следующая информация (п. 3.10 Письма N 02-07-007/57698):
- о деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений;
- о структуре недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями;
- о причинах возникновения и структуре просроченной кредиторской и нереальной к взысканию дебиторской задолженности;
- об использовании бюджетными и автономными учреждениями средств, предоставленных на выполнение государственного задания, целевых субсидий, субсидий на бюджетные инвестиции;
- о суммах и причинах образования остатков средств на счетах автономных и бюджетных учреждений;
- иная существенная информация о результатах деятельности бюджетных и автономных учреждений.
Т. Щедрина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"