Обзор ошибок, выявляемых ФСС в ходе выездных проверок
Согласно нормам ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) бюджетные учреждения являются плательщиками страховых взносов. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, указаны в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят проверки бюджетных учреждений в отношении правильности исчисления и уплаты страховых взносов. В рамках этой статьи рассмотрим ошибки, которые выявляет ФСС в ходе выездных проверок.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют (ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ):
ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР;
ФОМС, в отношении использования страховых взносов, зачисляемых в данный фонд;
ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
1) камеральная проверка;
2) выездная проверка.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации. В случае если проверка проводится в отношении обособленного подразделения учреждения, то решение о проведении выездной налоговой проверки принимается органом контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной проверки содержит следующие сведения (п. 4 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ):
1) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество плательщика страховых взносов;
2) предмет проверки;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки.
При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Период проведения проверки
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. При проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ. Ознакомление должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 22 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сама проверка проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений (п. 9 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ). Период проведения налоговой проверки не может превышать двух месяцев. Он исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Приостановление проведения проверки
Согласно нормам п. 15 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ (приостановление проверки по этому основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего указанную проверку, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если выездная проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров и в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В случае если проверка, проводимая органом по контролю за уплатой страховых взносов, приостанавливается, по истребованию документов у плательщика страховых взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, связанные с указанной проверкой (п. 19 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ).
Завершение проверки
В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку составляют справку о проведенной проверке по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). В случае если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 23 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ).
Ошибки, выявляемые ФСС при проведении проверок
Руководствуясь результатами проверок, проводимых ФСС в отношении правильности исчисления и уплаты страховых взносов, начисления и выплаты пособий за счет средств фонда социального страхования, приведем нарушения норм законодательства, которые выявляются в ходе проведения таких контрольных мероприятий.
Методическими указаниями, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, установлен порядок назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.
Нарушения в оформлении листков нетрудоспособности
Пунктом 60 названных методических указаний установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа.
В обязанность работодателя входит оплата листка нетрудоспособности. При этом первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, а остальные - за счет средств ФСС. Листок нетрудоспособности выдается медицинским учреждением в соответствии с порядком, утвержденным Министерством здравоохранения. На сегодняшний день данный порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности). При оплате работнику листка нетрудоспособности учреждение производит зачет страховых взносов. Зачастую по результатам проверок принимается решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по выплате пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении страхового случая в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 255-ФЗ).
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, наступление страхового случая как временная утрата трудоспособности, что подтверждается в установленном порядке оформленным листком нетрудоспособности, является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Согласно нормам ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в ч. 4 *(2) данной статьи.
То есть за счет средств ФСС осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства. Пособия, выплаченные с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании, могут быть не приняты ФСС к зачету.
Рассмотрим нарушения, выявленные ФСС в ходе проверки правильности исчисления пособий.
Выдача листка нетрудоспособности фельдшером на срок свыше 10 дней. Согласно нормам п. 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе:
- лечащие врачи медицинских организаций;
- фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций (далее - фельдшеры и зубные врачи) - в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти*(3);
- лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.
Фельдшер или зубной врач выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно. Как показывают результаты проверки, зачастую фельдшеры выдают листы нетрудоспособности на более длительный срок.
Продление листка нетрудоспособности без решения врачебной комиссии. Согласно п. 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. Зачастую листки нетрудоспособности бывают продлены на срок более 30 календарных дней без решения врачебной комиссии, что является нарушением указанного пункта.
Внесение исправления в листки нетрудоспособности. Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей (п. 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
Все записи в специально отведенных ячейках проставляются начиная с первой ячейки.
Печать работодателя может выступать за пределы специально отведенного места, но не должна попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности.
Для исправления ошибок, допущенных при заполнении разд. "Заполняется работодателем", ошибочная запись аккуратно зачеркивается, правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности, подтверждается записью "исправленному верить", подписью и печатью работодателя (для работодателя - физического лица печать проставляется при ее наличии). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Листок нетрудоспособности содержит разд. "Заполняется лечащим врачом". Как показали результаты проверки, зачастую в листках нетрудоспособности исправление произведено после проведения документальной выездной проверки и заверено печатью медицинской организации и подписью без указания, что исправление было заверено именно лечащим врачом.
Выдача листка нетрудоспособности поздним числом. Согласно нормам п. 14 Порядка выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником. Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
Гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня (п. 15 Порядка выдачи листков нетрудоспособности). В нарушение положений названных пунктов, как показывают результаты проверки, листок нетрудоспособности выдан поздним числом без решения врачебной комиссии.
Заполнение листка нетрудоспособности. Согласно нормам п. 57 Порядка выдачи листков нетрудоспособности при заполнении корешка бланка листка нетрудоспособности в строке "(фамилия, инициалы врача)" указывается фамилия медицинского работника, выдавшего листок нетрудоспособности и его инициалы (с пробелом в одну ячейку между фамилией и инициалами врача); в нарушение данного пункта в некоторых листках нетрудоспособности отсутствовала подпись врача, а в нарушение п. 60 данного порядка были допущены следующие нарушения.
При оформлении листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии, в том числе за прошедшее время, в графах "Должность врача" и "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" не были указаны фамилия, инициалы и должность лечащего врача, фамилия и инициалы председателя врачебной комиссии, хотя данные сведения должны быть отражены при заполнение листка нетрудоспособности после каждого случая, рассматриваемого на врачебной комиссии.
От редакции. В продолжении статьи мы рассмотрим другие нарушения, которые выявляются ФСС при проведении контрольных мероприятий.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) В данной части сказано следующее: при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
*(3) Часть 2 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"