Представление сведений в Росимущество
Все федеральное имущество, в том числе находящееся на праве оперативного управления, бессрочного пользования, у казенных учреждений (правообладателей) подлежит учету и внесению в реестр федерального имущества. Учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют Росимущество и его территориальные органы. Обо всех операциях, связанных с движением такого имущества, казенные учреждения должны сообщать в Росимущество путем представления соответствующих сведений для внесения их в реестр федерального имущества. О порядке представления сведений читайте в данной статье.
Состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета, а также порядок представления правообладателями сведений о таком имуществе устанавливает Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447).
Несколько слов об учете федерального имущества
Система учета федерального имущества представляет собой получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 3 Положения N 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:
- недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества.
К сведению. Под реестром федерального имущества подразумевается федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и представления сведений о нем.
Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях друг другу приоритет имеет информация на бумажных носителях (п. 6 Положения N 447). Данный реестр состоит из трех разделов:
- в раздел 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе;
- в раздел 2 - о движимом имуществе;
- в раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.
В свою очередь, каждый из разделов реестра состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них. Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета) (п. 8 Положения N 447).
Согласно п. 11 Положения N 447 ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве.
Правила представления сведений в Росимущество
Казенное учреждение обязано представить сведения в Росимущество в следующих случаях и порядке:
1. При приобретении по договорам или иным основаниям имущества, поступающего в оперативное управление, учреждение в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества следующие документы:
- надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению 1 к Положению N 447;
- надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
2. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на данный объект, учреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного в соответствии с законодательством РФ (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) учреждения), представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице:
- запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению 2 к Положению N 447 в соответствующей карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них (далее - записи об изменениях сведений);
- копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
Стоит отметить, что при изменении места государственной регистрации (преимущественного пребывания) правообладателя записи об изменениях сведений об объекте учета и копии документов, подтверждающих изменения сведений, представляются им в установленный срок в территориальный орган Росимущества в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировался (преимущественно пребывает) правообладатель. В указанный территориальный орган передаются карты сведений об объекте учета и записи об изменениях сведений, а также копии документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения, территориальным органом, ранее осуществившим учет в реестре принадлежащего правообладателю объекта учета. Такой порядок представления и передачи соответствующих карт, записей и копий документов действует также в случае перехода права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (преимущественно пребывающему) на территории иного субъекта РФ (п. 15 Положения N 447).
3. После прекращения права собственности Российской Федерации на имущество учреждение, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в двухнедельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган Росимущества следующие документы:
- запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению 3 к Положению N 447 для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то учреждение, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, представляет запись по каждой из них (далее - записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество);
- копию документа, подтверждающего прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом.
Вышеупомянутые карты и записи, представляемые в Росимущество, формируются учреждением на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Росимущества в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе учреждением формируют их на электронном носителе в территориальном органе, который создает для этого необходимые условия (п. 17 Положения N 447).
Помимо вышеперечисленных случаев представления сведений в Росимущество, учреждение ежегодно до 10 апреля текущего года в целях обеспечения контроля полноты и достоверности сведений о подлежащем учету федеральном имуществе, принадлежащем ему на соответствующем вещном праве, представляет в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные (п. 28 Положения N 447):
- копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
- копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
При наличии у учреждения средств электронной подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе указанные документы допускается представлять только на электронном носителе.
Общие правила заполнения форм, представляемых в Росимущество
Заполнение представляемых в Росимущество форм реестра федерального имущества и записей об изменениях сведений об объекте учета и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество осуществляется учреждениями в соответствии с едиными правилами, приведенными в приложении 4 к Положению N 447 (далее - Правила заполнения форм).
Согласно таким правилам при заполнении форм применяются следующие общие требования:
а) форма титульного листа и формы, в которые вносятся сведения об имуществе, составляющем государственную казну Российской Федерации, заполняются только должностным лицом Росимущества или его территориального органа;
б) строки формы не заполняются в случае отсутствия соответствующих сведений об объекте учета, в том числе о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем;
в) если объект учета расположен за рубежом, то в строке "Адрес (местоположение)" и в строках, содержащих сведения о стоимости, дополнительно указываются соответственно наименование страны и стоимость объекта учета в валюте соответствующей страны (в круглых скобках);
г) сведения об ограничении (обременении) вносятся по каждому виду ограничения (обременения) отдельно. Также отдельно вносятся сведения о земельных участках, над или под которыми находится протяженный объект недвижимости;
д) если сведения не помещаются на первом листе формы, они вносятся на следующие ее листы, которые в строке "Лист ___" нумеруются соответственно;
е) если сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество, отнесены к государственной тайне, в соответствующие строки форм данного раздела вносится запись "Закрытые сведения" (за исключением строк, в которые сведения внесены под легендой);
ж) каждая карта сведений об объекте учета, запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, либо запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество заверяется путем проставления собственноручной подписи, даты ее внесения в реестр и печати правообладателем и ответственным работником Росимущества или его территориального органа. В случае учета имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, каждая карта или запись заверяется только Росимуществом или его территориальным органом.
Стоит отметить, что копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах и записях сведения, заверяются нотариально или создавшими документы органами либо организациями. В иных случаях уполномоченное правообладателем лицо проставляет на копиях документов надпись "Верно" и заверяет их подписью с указанием своей фамилии и инициалов и даты заверения. Указанные копии представляются правообладателем в соответствующий территориальный орган вместе с оригиналами документов. При соответствии копий оригиналам документов должностное лицо территориального органа заверяет копии документов подписью с указанием своей фамилии и инициалов и даты заверения. Оригиналы документов возвращаются правообладателю (п. 3 Правила заполнения форм).
Подробный порядок заполнения конкретных форм, представляемых в Росимущество, приведен в разд. II Правил заполнения форм.
***
В заключение отметим, что казенные учреждения, являющие правообладателями в отношении федерального имущества, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Росимущество и (или) территориальные органы (п. 42 Положения N 447).
В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.
Кроме того, на основании указанной статьи КоАП РФ территориальный орган Росимущества вправе обратиться с иском в суд, а также направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, предложение о прекращении согласно законодательству РФ трудового договора с руководителем учреждения (Письмо ТУ Росимущества в Нижегородской области от 20.12.2010 N АБ-04/20734 "О некоторых вопросах, связанных с учетом федерального имущества").
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"