Новое в Федеральном законодательстве: анализируем изменения
В течение 2013 года и ряда предыдущих лет в действующие федеральные законы вносились разного рода изменения, часть из которых вступает в силу в 2014 году. Многие из данных законов прямо или опосредованно касаются деятельности индивидуальных предпринимателей. А это означает, что каждому предпринимателю следует знать, к каким основным законодательным изменениям нужно быть готовым в 2014 году, дабы не нанести вред своему бизнесу по причине недостаточной правовой грамотности.
Налоговое законодательство
Следует отметить, что основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2014 года, затрагивают в большей степени организации (т.е. юридические лица). Однако ряд серьезных изменений в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), а также иные акты налогового законодательства коснется и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим их подробнее:
1. Согласно п. 12 ст. 76 НК РФ в случае блокировки расчетного счета индивидуального предпринимателя по основаниям, предусмотренным НК РФ, банки будут не вправе открывать этому предпринимателю другие счета, а также предоставлять ему право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, чьи банковские счета в силу ряда причин оказались заблокированными налоговыми органами, не сможет открыть другой счет в этом или другом банке. Для этого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации разрабатывается специальный порядок оповещения всех банков о блокировке счетов того или иного предпринимателя.
2. С 2014 года налоговые органы, согласно ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, вправе будут потребовать у предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. Аналогичное право будет у налоговых органов в случае предоставления индивидуальным предпринимателем уточненной налоговой декларации.
Кроме того, согласно п. 8.3 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе будет истребовать у предпринимателя первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
3. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ с 1 января 2014 года сумма любого налога исчисляется в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
4. Как указано в ст. 174 НК РФ и подтверждено письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, представление декларации по НДС производится индивидуальным предпринимателем по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года. На бумажном носителе декларация по НДС предоставляться больше не будет.
5. С 1 января 2014 года штрафы за грубое нарушение правил налогового учета налагаются и на индивидуальных предпринимателей. В частности, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление индивидуальным предпринимателем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Кроме того, согласно НК РФ, за непредставление налоговым органам информации в ходе встречной проверки предприниматели подвергаются штрафу в размере 5000 рублей. За непредставление документов по предмету ревизии предприниматель заплатит штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
6. С 1 января 2014 года возросли некоторые ставки акцизов, в числе которых акцизы на алкоголь, папиросы и сигареты (Федеральный закон от 30.09.2013 N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
7. Согласно ст. 84 НК РФ с 2014 года, если иностранный гражданин или лицо без гражданства получают разрешение на работу в сокращенные сроки, налоговые органы должны поставить их на налоговый учет в трехдневный срок на основании полученных сведений из Федеральной миграционной службы.
8. В силу новой редакции ст. 346.45 НК РФ с 2014 года, в случае если гражданин планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.
9. Как и ранее, индивидуальный предприниматель, утративший право на патент, должен сообщить об этом факте в налоговый орган. Сделать это надо в течение 10 дней со дня наступления указанного обстоятельства (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). В Налоговый кодекс РФ было внесено еще одно уточнение, касающееся патентной системы налогообложения. Теперь заявление об утрате права на применение ПСН и о переходе на ОСН может быть подано в любой из налоговых органов по выбору предпринимателя, в которых он состоит на учете в качестве налогоплательщика по патентной системе. При этом следует указать реквизиты всех имеющихся патентов с не истекшим на дату подачи указанного заявления сроком действия (абз. 3 п. 8 ст. 346.45 НК РФ).
10. Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год" утверждены коэффициенты-дефляторы на 2014 год:
- для НДФЛ - 1,216 (согласно п. 3 ст. 227.1 НК РФ авансовый платеж для иностранных лиц составляет 1216 руб. в месяц);
- для УСН - 1,067 (согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ величина предельного размера доходов, ограничивающая право на применение УСН, составляет 64 020 000 руб.);
- для ЕНВД - 1,672 (согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ коэффициент К1 используется для расчета ЕНВД);
- для патентной системы налогообложения - 1,067 (согласно п. 9 ст. 346.43 НК РФ индексируются минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению годового дохода).
Законодательство о закупках
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Одновременно утратил силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Тем индивидуальным предпринимателям, кто желает в новом году поучаствовать в государственном или муниципальном заказе, придется внимательно изучить очень непростой Закон N 44-ФЗ, поскольку он содержит большое количество законодательных новелл, которые, к тому же, не всегда просто понять.
К числу важнейших нововведений Закона N 44-ФЗ относятся:
1) обоснование закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - закупки);
2) возможность общественного обсуждения закупки;
3) детализация требований обоснования цены государственного или муниципального контракта;
4) появление возможности централизованных закупок;
5) расширение количества способов размещения заказа. К примеру, согласно Закону N 44-ФЗ конкурс может проводиться в следующих формах: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, а кроме того, появился еще один новый способ размещения заказа - запрос предложений;
6) более конкретные требования к приобретаемым товарам, работам, услугам;
7) дополнительные способы регулирования порядка исполнения государственных и муниципальных контрактов.
По Закону N 44-ФЗ обязательным условием допуска индивидуального предпринимателя к участию в закупке является отсутствие у него судимости за преступления в сфере экономики (за исключением случаев, когда такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении данного предпринимателя наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В целом же индивидуальному предпринимателю, пожелавшему с нового года работать в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, придется нелегко, поскольку на сегодняшний день практика применения Закона N 44-ФЗ отсутствует, а те подзаконные акты, которые были запланированы Правительством РФ к принятию в связи со вступлением данного закона в силу, пока приняты не в полном объеме.
А потому последнее слово - за практикой правоприменения.
Бюджетный процесс
В данном случае предпринимателю следует иметь в виду информацию, изложенную в письме Минфина России от 25.04.2013 N 02-04-05/14508 "О составлении таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО", чтобы после нового года случайно не произвести неправильный платеж в бюджетную систему на счета, открытые муниципальными образованиями.
Согласно указанному выше письму в целях обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе вместо применяемых в настоящее время кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (далее - ОКАТО) кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО).
В новой версии ОКТМО, вступающей в действие с 1 января 2014 года, коды ОКТМО будут состоять из 11 знаков.
При этом последние 3 знака кодов ОКТМО будут идентифицировать населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целях предотвращения с 1 января 2014 года роста невыясненных поступлений, связанных с переходом на использование в бюджетном процессе кодов ОКТМО, который может сказаться на недопоступлении денежных средств в соответствующие местные бюджеты, а также в целях возможности осуществления с указанной даты операций уточнения и возврата ранее перечисленных сумм платежей финансовым органам субъектов Российской Федерации совместно с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации было дано задание составить таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО.
Данная таблица должна стать руководством для индивидуального предпринимателя, совершающего после 1 января 2014 года любые платежи в местные бюджеты муниципальных образований (при подготовке платежных поручений), а также при заполнении им налоговых деклараций.
Законодательство о ККТ
8 мая 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций".
Согласно данному закону контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна быть:
- установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
- зарегистрирована в налоговом органе по месту учета индивидуального предпринимателя с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата,
- а также должна передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.
Также согласно указанному выше закону индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, с 8 мая 2014 года обязаны:
- использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
- осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.
Законодательство о государственном контроле (надзоре)
Согласно изменениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступивших в силу с 1 января 2014 года, в случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.
В частности, это касается режима постоянного государственного контроля (надзора), который применяется в отношении индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Режим постоянного государственного контроля (надзора) предусматривает возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.
К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), относятся:
1) опасные производственные объекты I класса опасности;
2) гидротехнические сооружения I класса (в соответствии с перечнем классов, установленным Правительством Российской Федерации);
3) отдельные объекты использования атомной энергии.
Индивидуальные предприниматели, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), обязаны предоставлять уполномоченным должностным лицам органов государственного контроля (надзора) беспрепятственный доступ к объектам повышенной опасности, документам и средствам контроля безопасности таких объектов.
Законодательство о связи
Согласно новой редакции п. 1 ст. 44 Федерального закона 40 от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги подвижной радиотелефонной связи, при заключении договоров об оказании данных услуг начиная с 1 января 2014 года должен использовать:
- помещения, части помещений, находящиеся в собственности или в аренде;
- оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается. Исключение составляют случаи заключения индивидуальным предпринимателем, являющимся оператором связи, или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Кроме того, с 2014 года индивидуальный предприниматель - оператор связи обязан предоставлять абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения о заключенных им с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законодательство о бухгалтерском учете
В данном случае речь идет о Федеральном законе от 02.11.2013 N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Согласно данному закону с 2014 г. всем индивидуальным предпринимателям (независимо от режима налогообложения) дано право применять упрощенную систему ведения бухгалтерского учета, в том числе - право предоставлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке.
Индивидуальные предприниматели, согласно указанному закону, должны вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, в соответствии с налоговым законодательством. Следовательно, индивидуальные предприниматели, находящиеся на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), с 2014 года освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета.
П. Гулидов,
юрист частной практики,
основатель "Юридического кабинета Павла Гулидова"
"Арсенал предпринимателя", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru