Слив из септика, построенного на территории частного домовладения, расположенного в водоохранной зоне в пределах второго пояса зон санитарной охраны, осуществляется в открытую ливневую канализацию, проходящую по территории населенного пункта Долгопрудное Московской области. В эту же ливневую канализацию сливают жидкие бытовые отходы многие жители указанного населенного пункта.
Проверка установила, что данный слив привел к превышению установленных санитарными правилами гигиенических нормативов.
Какая ответственность в данной ситуации грозит жителям частного домовладения, осуществляющим накопление и очистку жидких бытовых отходов в септиках и их слив в открытые канализационные стоки? Кто может привлечь их к ответственности?
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что отходы потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Соблюдение указанных правил в силу п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ является обязательным для граждан и юридических лиц.
Аналогичные положения применительно к обеспечению безопасности окружающей среды содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Кроме того, норма п. 2 указанной статьи запрещает сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.ст. 11, 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из абзаца 2 п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (далее - Правила N 155), твердыми и жидкими бытовыми отходами являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие). Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки отнесены к жидким отходам очистных сооружений (код 951 000 00 00 00 0).
Согласно Санитарным правилам содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 выгребные ямы очищаются по мере их заполнения, но не реже одного раза в полгода (п. 2.3.4), а жидкие бытовые отходы из неканализованных домовладений должны вывозиться на сливные станции или поля ассенизации ассенизационным вакуумным транспортом (п. 2.1.5); обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке, запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (п. 3.1).
Применительно к рассматриваемому вопросу следует также обратить внимание на дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, установленные Водным кодексом РФ (далее - ВК РФ) в границах водоохранных зон.
Так, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).
Территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенные в границах водоохранных зон, должны быть оборудованы сооружениями для очистки сточных вод и (или) подключены к централизованным системам водоотведения (канализации), централизованным ливневым системам водоотведения. До момента их оборудования такими сооружениями (подключения к таким сооружениям) допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду (п. 16.1 ст. 65 ВК РФ).
Как следует из п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод*(1), не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
Согласно п. 4.1.2 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" не допускается, в частности, сброс городских сточных вод, организованный сброс ливневых сточных вод в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения, а также в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.
Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования (п. 6.7 СанПиН 2.1.5.980-00).
В связи с изложенным отметим, что за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления, правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты статьями 6.3, 8.2 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Субъектами указанных правонарушений являются, в том числе, и граждане.
Так, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение действующих санитарных правил гражданами влечет предупреждение или наложение на них административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (смотрите, например, решение Советского районного суда г. Астрахани от 30.06.2011 по делу N 5-265/2011).
Нарушение гражданами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами потребления, согласно ст. 8.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (смотрите, например, решение Новичихинского районного суда Алтайского края от 03.07.2013 по делу N 12-4/2013).
Нарушение гражданами правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ).
Кроме того, частью 1 ст. 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" за нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории установлена административная ответственность граждан в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях по ст.ст. 6.3, 8.2 КоАП РФ рассматривают органы Роспотребнадзора (ст. 23.13 КоАП РФ, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322), так как именно на эту службу возложены функции осуществления государственного надзора за соблюдением санитарных правил (ст. 46 Закона N 52-ФЗ).
Дела об административных правонарушениях по ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ). В качестве таковых в соответствии с п. 4 ст. 65 Закона N 7-ФЗ выступают как федеральные органы власти - Росприроднадзор в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400), так и региональные (Министерство экологии и природопользования Московской области).*(2)
Таким образом, жители домовладений, осуществляющие накопление и очистку жидких бытовых отходов в септиках и их слив в открытые канализационные стоки, в случае если такой сброс не допускается законодательством, а также при несоответствии сливаемых жидких отходов установленным требованиям по очистке, могут быть привлечены должностными лицами Роспотребнадзора и Росприроднадзора к административной ответственности.
К сведению:
1. Отметим, что в судебной практике нередки случаи, когда по ст.ст. 6.3 и 8.2 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются администрации поселений и главы поселений, поскольку на них возложена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 10.12 ст. 43 Устава муниципального образования "Город Долгопрудный Московской области". В этой связи смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 16.05.2012 по делу N 33-1723/2012, постановление Кушвинского городского суда Свердловской области от 29.08.2012 по делу N 5-45, решение Сасовского районного суда Рязанской области от 13.06.2013 по делу N 12-34-13, постановление Олюторского районного суда Камчатского края от 22.05.2013 по делу N 5-08/2013).
2. В случае несоответствия степени очистки жидких бытовых отходов требованиям, заявленным в технической документации на септик, пользователь вправе предъявить организации, осуществившей поставку и установку септика соответствующую претензию. Следует иметь в виду, что несоблюдение пользователем правил эксплуатации и технического обслуживания септика, предусмотренных документацией на септик, может послужить основанием для отказа в удовлетворении предъявленной претензии.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
16 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пунктом 19 ст. 1 Водного кодекса РФ определено, что сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
*(2) Официальный сайт территориального управления Роспотребнадзора по Московской области: http://50.rospotrebnadzor.ru/240.
Официальный сайт Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу: http://rpncfo.ru/.
Официальный сайт Министерства экологии и природопользования Московской области: http://mep.mosreg.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.