О наименовании юридического лица
На наименование некоммерческой организации возникает исключительное право, аналогичное исключительному праву коммерческой организации на свое фирменное наименование. Это вытекает из действующего законодательства. Делаются некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
Субъекты гражданского права приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности под определенным, идентифицирующим и индивидуализирующим их обозначением.
У граждан это обозначение называется "имя" (ст. 19 ГК), у юридических лиц - "наименование" (ст. 54 ГК).
"Имя" и "наименование" - однородные понятия. Иногда они даже взаимно заменяются. Например, когда в п. 1 ст. 48 ГК указывается, что юридическим лицом является организация, которая может "от своего имени" приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, то здесь имеется в виду, что юридическое лицо может осуществлять эти действия "под своим наименованием".
Однако обычно "имя" относится только к гражданину, а "наименование" - только к юридическому лицу. См., например, ст. 1240, 1263, 1323, 1333 ГК. Например, в ст. 1323 говорится о праве изготовителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и на их упаковке "своего имени или наименования". Здесь когда речь идет об "имени", имеются в виду изготовители фонограммы, являющиеся гражданами, а когда речь идет о "наименовании" - изготовители фонограммы, являющиеся юридическими лицами.
Статья 54 ГК
Основополагающей статьей ГК, определяющей общие положения о наименовании юридического лица, является ст. 54 "Наименование и место нахождения юридического лица".
В пункте 1 этой статьи устанавливается, что "юридическое лицо имеет свое наименование", а в пункте 3 - что наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. Это - общие правила, касающиеся всех юридических лиц.
А вот пункт 4 этой статьи посвящен фирменному наименованию.
В абзаце 1 п. 4 установлено:
"Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование".
Эта формулировка, относящаяся к наименованию коммерческой организации, порождает вопрос, на который в тексте ГК ответа нет: Каково соотношение между наименованием любого юридического лица и фирменным наименованием коммерческого юридического лица? Можно предположить, что фирменное наименование как раз и является наименованием коммерческого юридического лица. Это предположение выглядит вполне правдоподобно; оно подкреплялось первоначальным текстом части первой ГК РФ (см. ст. 51, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113, 115, 116, 121 ГК в первоначально принятой редакции).
Однако, такому толкованию не способствует норма, содержащаяся в абз.1 п. 4 ст. 54 ГК: ведь из нее может быть сделан вывод, что коммерческая организация должна, кроме наименования, иметь еще фирменное наименование. Для того, чтобы исключить саму возможность такого толкования данной нормы, в абз.1 п. 4 ст. 54 ГК следовало бы указать, что
"Наименование коммерческого юридического лица выражается в виде фирменного наименования".
Что касается ныне действующей нормы абз.1 п. 4 ст. 54 ГК ("Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование"), то из нее может быть сделан вывод о том, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, также может иметь фирменное наименование (хотя и не обязано его иметь). И этот вывод является вполне логичным, если, к тому же, учесть, что "некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность", хотя и с определенными оговорками ("лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям" - п. 3 ст. 50 ГК).
Неудивительно, что в связи с такими неясностями в формулировке закона, уже в первом постатейном комментарии к ГК РФ упоминались "фирменные наименования некоммерческих организаций"*(1).
Эта мысль затем повторялась и в других публикациях различных авторов*(2).
Принятие в 2006 г. и введение в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК РФ внесло некоторую ясность в этот последний вопрос.Пункт 1 ст. 1473 ГК устанавливает:
"Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица".
Вместе с тем, даже из этой нормы прямо не следует, что фирменное наименование не может принадлежать некоммерческой организации.
Прямое указание о том, что у некоммерческой организации не может быть фирменного наименования, содержится лишь в пункте 58.2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ":
"В силу пункта 4 ст. 54, пункта 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией".
При совершенствовании ГК РФ такое указание должно быть включено в ст. 54 ГК.
Наименование коммерческой организации
После того, как часть первая ГК РФ вступила в силу (1 января 1995 г.), и вплоть до принятия федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" был некоторый период неопределенности, касающийся прав некоммерческого юридического лица на свое наименование.
В комментариях того периода правильно отмечалось, что "наименование некоммерческого юридического лица и его регистрация не создают, в отличие от фирменного наименования коммерческой организации, исключительного права его носителя"*(3).
Ситуация изменилась с принятием в 1996 г. федерального закона "О некоммерческих организациях". В ст. 4 закона указывается:
"Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования".
Таким образом, через короткое время после введения в действие части первой ГК РФ (1 января 1995 г.) был принят федеральный закон, указывающий на то, что некоммерческая организация имеет исключительное право на свое наименование*(4).
Важные пояснения к этой норме (о наличии у некоммерческой организации исключительного права на свое наименование) появились в 2006 году, после принятия федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ: в закон "О некоммерческих организациях" была введена ст. 23-1, которая, в частности, предусматривает:
"1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
...
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.
...
5. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд".
Поскольку эта новая норма направлена на то, чтобы конкретизировать исключительное право некоммерческой организации на свое наименование, она, без сомнения, является полезной. Вместе с тем, она вызывает и некоторые вопросы.
Что означает выражение "в государственной регистрации... может быть отказано"? Ведь буквально оно значит, что можно и отказать, а можно и не отказать? Что это за дискреционное право? Какими критериями должно руководствоваться лицо, отказывающее в государственной регистрации некоммерческой организации?
Ответы на эти вопросы содержатся в одном определении Конституционного суда РФ, к рассмотрению которого мы и переходим.
Определение Конституционного суда РФ по жалобе "Союзагромаша"
10 февраля 2009 г. Конституционный суд РФ вынес определение N 244-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 федерального закона "О некоммерческих организациях".
Суть жалобы сводится к следующему:
Податель жалобы (некоммерческая организация) обратился в суд. В жалобе указывалось, что решением Коптевского районного суда г. Москвы от 20 мая 2008 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 10 июля 2008 г., было отказано в удовлетворении исковых требований некоммерческой организации "Союз производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш", зарегистрированной 3 декабря 1998 г. Московской регистрационной палатой и 26 июля 2006 г. - инспекцией МНС России N 14, о запрете другой некоммерческой организации, зарегистрированной под тем же наименованием 23 марта 2005 г. Межрайонной инспекцией МНС России N 46, использовать в своем названии сокращение "Союзагромаш" и словосочетание "производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК", а также об обязании изменить название.
В решении суда было указано, что статья 23.1 федерального закона "О некоммерческих организациях", которая предусматривает возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с наличием ранее зарегистрированной некоммерческой организации с таким же наименованием, была введена в действие после регистрации ответчика и обратной силы не имеет, а п. 1 ст. 4 закона "О некоммерческих организациях", закрепляющий исключительное право на наименование организации, не предполагает защиту наименования некоммерческой организации с использованием механизма, предусмотренного Гражданским кодексом РФ для защиты права на фирменное наименование коммерческой организации. Суд также отметил, что истец не представил доказательств нарушения каких-либо своих прав в связи с использованием ответчиком такого же наименования, "притом, что оно не относится к уникальным".
В своем определении КС РФ, не давая оценки всех доводов, приведенных в судебном решении, отметил лишь следующее:
При рассмотрении спора в судах общей юрисдикции заявителем не были "представлены доказательства нарушения его прав использованием другой некоммерческой организацией такого же наименования: истец не указал на наличие каких-либо отрицательных для него последствий и не привел факты, которые подтверждали бы намерение ответчика использовать наименование истца с целью введения кого-либо в заблуждение".
Далее КС РФ отметил: "Следовательно, в данном случае нельзя сделать вывод о том, что конституционные права заявителя, включая право на судебную защиту, были нарушены самой по себе нормой абзаца 2 пункта 1 ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а потому признал жалобу недопустимой и отказал в принятии ее к рассмотрению.
Это чрезвычайно важное определение КС РФ в доктрине не всегда верно толкуется. Так, например, в одном комментарии к ст. 54 ГК на основе этого определения делается вывод о том, что на наименования некоммерческих организаций правила, содержащиеся в § 1 главы 76 ГК РФ ("Право на фирменное наименование"), не распространяются*(5).
Между тем, Конституционный суд РФ об этом ничего не говорит.
КС РФ в своем определении указывает лишь на то, что исключительное право на наименование некоммерческой организации не является нарушенным (и затронутым) самим фактом наличия такого же наименования у другой некоммерческой организации. Нарушение этого исключительного права будет иметь место тогда (и - только тогда), когда это другое некоммерческое юридическое лицо использует (или - намерено использовать) свое наименование таким образом, что для первой некоммерческой организации наступают (или - будут наступать) какие-либо отрицательные последствия, в частности, кто-либо вводится в заблуждение.
Давая такое толкование, КС РФ значительно сузил сферу применения нормы, содержащейся в ст. 23-1 федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которой регистрирующий орган может отказать в госрегистрации некоммерческой организации, наименование которой повторяет наименование другой ранее зарегистрированной некоммерческой организации. Отныне, отказывая в госрегистрации по этому основанию, регистрирующий орган обязан указать, какие права ранее прошедшей госрегистрацию некоммерческой организации будут нарушены и, очевидно, привести доказательства таких нарушений прав.
Момент возникновения и содержание исключительного права на наименование юридического лица
Момент возникновения исключительного права на фирменное наименование коммерческой организации прямо указан в п. 2 ст. 1475 ГК: это день государственной регистрации юридического лица.
Следует считать, что данная норма не относится к иностранным коммерческим юридическим лицам, которые не проходят в России государственной регистрации. Для этих юридических лиц исключительное право на фирменные наименования возникает с момента начала использования этого наименования на территории Российской Федерации.
Аналогичным образом следует определять момент возникновения исключительного права на наименование некоммерческой организации. Для российской организации таким моментом должна считаться дата государственной регистрации юридического лица, а для иностранных некоммерческих организаций - дата первого использования наименования в Российской Федерации.
Более сложно определить содержание (сферу действия) возникшего исключительного права.
Вопрос о содержании исключительного права коммерческой организации на свое фирменное наименование анализировался мною ранее*(6). Результаты этого анализа (с учетом разъяснений, содержащихся в п. 59 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ") вкратце сводятся к следующему:
1) Исключительное право коммерческой организации на фирменное наименование действует в отношении только тех видов деятельности, которыми фактически занимается данная организация.
Под такой фактически осуществляемой коммерческой организацией деятельностью, имеется в виду деятельность по производству (продаже) товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
2) Указанное выше исключительное право коммерческой организации на фирменное наименование возникает с начала фактического осуществления упомянутой деятельности, но не ранее даты государственной регистрации организации.
В отношении тех видов деятельности, которые требуют лицензирования (специального административного разрешения), исключительное право возникает с момента получения организацией такого разрешения.
3) В пределах действия указанного исключительного права на фирменное наименование коммерческая организация вправе требовать от любого лица прекращения использования тождественного (аналогичного) или сходного с ним до степени смешения наименования, если и поскольку это другое лицо осуществляет аналогичную деятельность, а также взыскать убытки, причиненные такой деятельностью.
Такой запрет и взыскание убытков могут быть применены только в тех случаях, когда указанное другое лицо либо вообще не имеет права на такое использование наименования (обозначения), либо его право возникло позже даты регистрации коммерческой организацией своего фирменного наименования.
Изложенные выше три общих вывода о сфере действия исключительного права на фирменное наименование полностью основываются на ныне действующем законодательстве (п. 1 ст. 1229, ст. 1231, п.п. 1 и 6 ст. 1252, ст.ст. 1474-1475 ГК РФ).
Аналогичным образом определяется и сфера действия исключительного права некоммерческой организации на свое наименование. Однако законодательная база для такого вывода является довольно слабой: это - ст. 4 и 23-1 федерального закона "О некоммерческих организациях" и упомянутое выше определение КС РФ от 10 февраля 2009 г. N 244-О-О. Кроме того, по аналогии к праву на наименование некоммерческой организации могут быть применены нормы, касающиеся содержания права на фирменное наименование.
Применение аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) считаю в данном случае вполне оправданным, хотя нельзя не отметить, что это может вызвать возражения со стороны науки и практики, поскольку фирменное наименование указано в ст. 1225 ГК в числе объектов, на которые признаются особые исключительные права, в то время как наименование некоммерческого юридического лица в число таких объектов не входит.
Это обстоятельство ставит под сомнение обоснованность нормы, содержащейся в п. 1.1 ст. 4 федерального закона "О некоммерческих организациях" ("Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования"), поскольку, как следует из части четвертой ГК РФ, только ГК имеет право определять объекты, на которые возникает исключительное право.
Но поскольку наименование некоммерческой организации по сути дела выполняет те же функции, что и фирменное наименование коммерческого юридического лица, нет никаких оснований для того, чтобы отказывать в закреплении за ним исключительного права в тех же объемах и пределах, как это сделал законодатель для фирменного наименования.
Разумеется, распространив на наименование некоммерческой организации весь объем исключительного права, ныне закрепляемый за коммерческим юридическим лицом в отношении фирменного наименования, следует "сказать и "Б": распространить на наименование некоммерческой организации ограничения, ныне налагаемые на фирменное наименование. В частности, следует исходить из того, что наименование некоммерческой организации не может быть объектом гражданского оборота.
А вот еще один пример, касающийся таких ограничений.
Пункт 4 ст. 1473 ГК РФ предусматривает, что
"В фирменное наименование [коммерческого юридического лица] не могут включаться... полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций".
Эта норма должна распространяться и на наименования некоммерческих организаций.
Убежден, что данная норма была нарушена в следующем случае:
В апреле 2008 г. была создана Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной собственности". Как следует из Устава этой организации, размещенного в сети Интернет, эта организация создана в организационно-правовой форме общественной организации. Она является основанной на членстве некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между своими членами.
Сфера деятельности этой организации - коллективное управление смежными правами (ст. 1242-1244 ГК РФ)*(7).
А теперь обратим внимание на наименование этой организации: в ее Уставе указывается, что сокращенным наименованием организации на русском языке является: "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности, ВОИС". Сокращенное наименование организации на английском языке "VOIS" (очевидно, произносится "воис").
Именно под этим кратким наименованием "ВОИС" данная организация становится теперь все более широко известной.
Но позвольте: "ВОИС" - известное краткое наименование на русском языке "Всемирной организации интеллектуальной собственности" - международной межправительственной организации, созданной в 1967 году для содействия охране объектов интеллектуальной собственности, а с 1974 года ставшей одной из специализированных организаций ООН (наряду с ЮНЕСКО, МОГ, МАГАТЭ и др.). При этом "ВОИС" - это официальное название данной организации по-русски.
Отличие между этими двумя аббревиатурами состоит лишь в том, что у международной организации "ВОИС" "В" является начальной буквой слова "Всемирный", а у новоиспеченной российской организации "В" означает "Всероссийский". Однако в самом слове "ВОИС" этого отличия не видно, а потому оба эти четырехбуквенные слова совершенно идентичны.
Совершенно очевидно, что из Устава российской организации указанное краткое наименование должно быть исключено, учитывая, в частности то, что обе эти организации занимаются аналогичными видами деятельности.
Совершенствование действующего законодательства
Изложенный выше анализ касался, в основном, ныне действующего законодательства. Его дальнейшее совершенствование должно, по моему мнению, учитывать следующее:
1) Наименование некоммерческой организации, по сути дела, выполняет те же функции, что и фирменное наименование коммерческой организации. Поэтому в ГК следует указать, что на это наименование возникает исключительное право, аналогичное исключительному праву на фирменное наименование.
2) Сфера действия исключительного права на наименование любого юридического лица (как коммерческого, так и некоммерческого) должна определяться с учетом фактического использования этого наименования для идентификации определенных товаров, работ и услуг.
3) Исключительное право на наименование любого юридического лица должно действовать против любых других участников гражданского оборота, а не только против других коммерческих юридических лиц, как это ныне указано в п. 3 ст. 1474 ГК.
4) Нарушением исключительного права на наименование любой организации следует считать использование любым другим участником гражданского оборота тождественного или сходного до степени смешения наименования, а не только такое использование, которое может ввести в заблуждение потребителей и (или) контрагентов, как это ныне указано в п. 6 ст. 1252 ГК.
5) Момент возникновения исключительного права на наименование любого юридического лица, в том числе - иностранного юридического лица, следовало бы определять с учетом начала фактического использования этого наименования на территории Российской Федерации.
Э. Гаврилов,
доктор юридических наук,
профессор кафедры гражданского права НИУ-ВШЭ
"Хозяйство и право", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юринформцентр, 1995, с. 90 (автор - Павлодский Е.А.).
*(2) См., например, Тиллинг Е. Фирменное наименование юридического лица. Надо ли вносить изменения / "Право и экономика", 2008, N 5, с. 16: "Между тем некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют предпринимательскую деятельность, могут также зарегистрировать фирменные наименования".
*(3) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Издательский дом "Контракт", Инфра-М, 1997, коммент. к ст. 54 ГК (автор - В.А. Рахмилович).
*(4) Очевидно, что это нововведение не было замечено некоторыми комментаторами ГК РФ. Так, в третьем издании того же комментария (Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова, 3-е изд., исправл. и доп. - М.: Издательский дом "Контракт", Инфра-М, 2005 г.) повторяется фраза о том, что наименование некоммерческого юридического лица не порождает исключительного права, что уже неверно.
*(5) Постатейный комментарий к статьям 48-65 ГК РФ и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. - М.: "Статут", 2010 (автор - О.А. Рузакова).
*(6) Э. Гаврилов. О праве на фирменное наименование / "Хозяйство и право", 2008, N 10, с. 36-43.
*(7) Смежные права - группа прав, относящихся к интеллектуальным правам (прежнее название - "права интеллектуальной собственности"). Регулируются, в основном, главой 71 ГК "Права, смежные с авторскими". К числу смежных прав относятся права на исполнения, права на фонограммы и некоторые другие (всего - пять различных категорий прав).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О наименовании юридического лица
Автор
Э. Гаврилов - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права НИУ-ВШЭ
"Хозяйство и право", 2011, N 12