Объявляем о вакансии
Мы живем и работаем в такое время, когда реклама уже не является чем-то необычным и ассоциируется не только с заграницей. Реклама окружает нас повсюду: когда мы смотрим телевизор, когда едем на работу, когда читаем журнал или газету. Объявление о вакансии - это тоже реклама, но не продукта или услуги. Это публичное заявление работодателя о желании найти подходящего для его компании сотрудника. Отметим, что исключением являются фирмы-гиганты: они обычно обходятся без публичного объявления о вакансии, дабы избежать излишней шумихи, и доверяют поиск и подбор персонала рекрутинговым агентствам. А что если ваша организация невелика и обычно обходится в поиске работников своими силами, но по какой-то причине найти человека на свободную должность не получается? Специалисты утверждают: скорее всего, была допущена ошибка на этапе составления объявления. Чтобы размещенная реклама вакансии оказала необходимый эффект, вовсе не обязательно повышать цифру в объявлении, означающую зарплату, или сводить к минимуму должностные обязанности. Ложь об истинных возможностях вашей компании может нанести только вред: когда выяснится правда, это сильно подмочит вашу репутацию.
Состав объявления
Объявление в интернет-ресурсах надо начать с информации о вашей компании: название (краткое или полное), логотип, краткая история возникновения и развития фирмы, сведения о корпоративной культуре, подробное описание деятельности, успехов и достижений. Также можно упомянуть о компаниях-партнерах. Все это необходимо для того, чтобы человек, высылающий свое резюме, понимал, где ему предстоит работать в случае удачного прохождения собеседования.
Название вакансии требует четкой формулировки. Двойная должность в объявлении вызовет у соискателя сомнения. Должности, на деле не связанные с руководительством, лучше не называть таковыми, например, если правильнее написать "ведущий менеджер", а не "старший менеджер". Место начальника, руководителя, конечно же, привлечет больше внимания, но сможете ли вы оформить трудовые отношения по не существующей в действительности должности? Также отметим, что расплывчатые названия должностей в объявлениях, отсутствие возрастных ограничений и нечеткие размеры зарплаты у большинства соискателей создают впечатление, что предлагается работа в сетевом маркетинге.
Следующий шаг - описание функциональных обязанностей. Для этого вовсе не обязательно переписывать всю должностную инструкцию. Достаточно отметить ключевые функции и прояснить их содержание.
Далее указываем требования, по которым будет происходить отбор кандидатов на вакансию:
- профессиональное образование (высшее, неполное высшее, среднее или начальное). Порой необходимо уточнить специализацию, указанную в дипломе, или требуется наличие у соискателей дополнительного образования, профессиональных сертификатов. Значение может иметь информация о повышении квалификации, прохождении тренингов и семинаров;
- опыт работы. Указываем необходимый стаж работы на подобных должностях. Избегайте ограничений типа "рассматриваются исключительно работники с пятилетним опытом". Это значительно сократит круг соискателей и оттолкнет людей, подходящих по другим критериям. Идеальные кандидаты встречаются крайне редко. Категоричность в требованиях может вызвать у соискателя сомнения в собственной компетентности и он попросту откажется от собеседования. Если опыт не требуется и вы готовы обучить работника в будущем, об этом также стоит сказать - тогда вы получите больше откликов;
- уровень владения иностранными языками. Если должность, на которую вы ищете человека, действительно требует знания того или иного языка, об этом стоит заявить, но если, к примеру, секретарь или юрист не будет сталкиваться с переводами или деловой перепиской с международными партнерами в своей работе, лучше не заострять на этом внимание, поскольку специалисты, свободно владеющие иностранным языком, стоят на порядок выше;
- уровень владения компьютерными программами. Также не имеет смысла упоминать об этом "для галочки". К примеру, если необходимый вам человек может обойтись в своей работе без Интернета;
- готовность к командировкам. Если, например, вы ищете аудитора или менеджера по связям с общественностью, то само наименование вакансии говорит о том, что разъезды в работе обязательны. Можно указать процентное соотношение командировок к рабочему времени. И, наоборот, для "сидячей" должности в объявлении можно отметить, что работать предстоит в офисе;
- личные качества. Вместо стандартного перечисления требований к кандидату можно акцентировать наиболее интересные моменты работы. Это увеличит количество соискателей и займет больше времени, но, возможно, в будущем отфильтрованные резюме вам пригодятся для другой вакансии. Каждое требование должно быть обоснованным, в противном случае поиски окажутся долгими и неэффективными. Если вам нужен человек для выполнения большого объема работ, следует отметить такие критерии, как исполнительность и трудолюбие, и т.д.
В пункте об условиях работы прописываем ее график: полная рабочая неделя, работа сменами или сутками, а также предполагаемый тип занятости (полная, частичная, удаленная и т.д.). При обычном графике укажите, например, что работа начинается с 8.30 и заканчивается в 17.30, а по пятницам сокращенный режим работы - до 16.15. Такая пометка привлечет особенное внимание родителей, сопровождающих детей в детский сад или школу до и после работы.
В пункте о заработной плате следует указать реальную цифру. В случае разницы между оплатой труда до и после испытательного срока пропишите, какая она на начало испытания и какой станет. Фраза "зарплата по результатам собеседования" часто отпугивает соискателей, вызывает недоверие. Впрочем, если огласить точную сумму вам не позволяет Положение о коммерческой тайне вашей организации, можно ограничиться общей фразой о конкурентоспособности зарплаты. Если должность предполагает оклад и процент, а в некоторых случаях дополнительный гонорар, премию или бонус за проделанную работу, то можно указать среднюю совокупную сумму дохода.
Далее следует пункт о социальных гарантиях. Если ваша компания помимо стандартного социального пакета, к примеру, оплачивает дополнительное медицинское страхование, посещение спортивных клубов или компенсирует сотрудникам расходы на питание, обязательно напишите об этом.
Контактные данные. В завершение укажите реальный адрес (город, район, название остановки или станции метро, полное название улицы), по которому находится офис. В случае его удаленности от города и при наличии служебного транспорта очень важно сообщить о последнем обстоятельстве. Обязательно приведите номер телефона, адрес электронной почты и имя человека, ответственного за поиски сотрудника.
Важно при составлении текста объявления соблюдать грамотность и избегать заглавных букв и сокращений. Текст должен быть легкочитаемым! Объявление с орфографическими ошибками наведет на мысль о несерьезности и небрежности работодателя. Сокращения допустимы только в печатном издании (исключение - аббревиатуры, означающие специализированные программы). Что касается оригинальности и креатива, творческий подход уместен при поиске нестандартного кандидата.
Приведем пример простого и доступного объявления
Группа компаний "КопроН" ищет администратора сайта.
Обязанности:
- регулярное наполнение и обновление контента сайтов, активное участие в их развитии;
- редактура графических и табличных элементов.
Требования:
- высшее или неоконченное высшее образование, желательно профильное;
- знание пакета Microsoft Office и Интернета;
- владение HTML, Adobe Photoshop;
- инициативность и доброжелательность.
Условия:
- график работы: понедельник - четверг с 8.30 до 17.30, пятница с 8.30 до 16.15, суббота и воскресенье - выходные дни;
- полный социальный пакет, дополнительное медицинское страхование;
- большая удобная парковка.
Анализируем нововведения
Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес изменения в ранее утвержденные законодательные нормы и запретил работодателям распространять информацию о вакансиях, содержащую ограничения, не связанные с деловыми качествами работника. Запрещается указывать ограничения по полу, возрасту и семейному положению в объявлениях о приеме на работу. Помимо этого, в документе уточняется понятие "дискриминация" и устанавливается административная ответственность за распространение информации о вакансиях с дискриминационными ограничениями. Исключение - объявления о вредных или опасных работах, ограничения по которым оговариваются федеральными законами. В соответствии с законом лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафов (они грозят как индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, так и юридическим лицам).
По мнению многих экспертов, действие нового закона может привести лишь к увеличению количества резюме соискателей, но им все равно будет отказано по критериям работодателя. Дискриминация останется, но отказы станут более завуалированными, к примеру, работодатель сошлется на то, что кандидат недостаточно владеет компьютерной программой или не знает иностранного языка. Если ваш коллектив состоит исключительно из молодежи, вы, чтобы отказать в трудоустройстве кандидату старше среднего возраста, сумеете найти повод. (Со своей стороны отметим по поводу такой ситуации, что если вы ищете специалиста с солидным опытом работы, не стоит сразу отказывать тем, чей возраст превышает 45 лет. Имея за плечами реальный практический и жизненный опыт, такие сотрудники более ответственны, сдержанны и постоянны.)
Какие еще последствия повлечет появление подобных норм - покажет время.
* * *
В завершение данной темы подчеркнем следующее. Соблюдать классический стиль или экспериментировать с текстом объявления о вакансии - решать только вам, но кто рискует, тот... имеет не слишком много опыта. Какой бы ни была свободная вакансия, стоит соблюдать общепризнанные правила: четкость, ясность и честность. А чтобы сделать ваше объявление привлекательным, можно прибегнуть к дополнительным услугам специализированных сайтов. Перед размещением в печатном издании попросите пример макета объявления у работающего с вами менеджера и проанализируйте аналогичные предложения, подумайте, вызывают ли они интерес и почему. Найдите реально существующие плюсы работы в вашей организации (ее история, статус, расположение офиса, комфортные условия труда и пр.).
М.В. Герш,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)