"Как школьный автогородок стал гордостью города" (интервью с И.И. Водопьяновой, директором МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 55" (Нижний Новгород))
Если школа уникальна, отношение к ней соответствующее. Как найти свою изюминку в работе? Как выделиться и стать гордостью города? Опытом работы делится Ирина Ивановна Водопьянова - директор нижегородской школы N 55. В детский центр профилактики ДТП, организованный при школе, - "городок автобезопасности" - приезжают не только юные нижегородцы, но и гости региона.
- Ирина Ивановна, когда и как возникла идея создания детского центра профилактики ДТП?
- Идея появилась шесть лет назад, когда я стала директором школы. Наша школа была самой многочисленной в районе - более тысячи обучающихся, однако семь случаев ДТП с участием учеников школы за год - показатель, согласитесь, высокий. Причем шесть происшествий случились именно по вине детей. Нужно было искать пути решения проблемы. Много было разных идей, но совершенно очевидным представлялось то, что для снижения уровня ДТП с участием детей необходимо не просто обучать ребенка правилам дорожного движения, а прививать ему нормы безопасного поведения на дороге. И главное, нужно сделать так, чтобы процесс обучения был интересным, - тогда знания точно будут усвоены. Ни рекомендаций, ни методической литературы, которые помогли бы построить воспитательный процесс "от и до", на тот момент не было. Я еще не знала, в какие двери стучать, к кому обращаться. Но было много энтузиазма. Сидела в Интернете, искала, изучала опыт профилактической работы по данному направлению в других регионах, собирала информацию буквально по крупицам.
Так родилась идея создания детского центра профилактики ДТП. Я рассказала о планах Ольге Дмитриевне Манегиной - на тот момент она занимала должность заместителя главы администрации Канавинского района по социальным вопросам. Как оказалось, обратилась по адресу. Ольга Дмитриевна меня тогда очень поддержала. И впоследствии отстаивала перед главой администрации вначале интересы школы, а потом, когда наш центр стал обретать популярность, интересы района и, как оказалось, интересы Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
- Поделитесь опытом: как получить деньги на реализацию подобного проекта?
- Начало проекта как раз совпало с началом реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Каждому району города было выделено по 640 тыс. руб. на создание в образовательных учреждениях площадок для обучения детей правилам дорожного движения. Мою идею строительства автогородка поддержали, и эти целевые деньги заложили в бюджет школы. Финансирование сделало свое дело - дало толчок реализации проекта.
Однако это был только старт. Что можно сделать на 640 тыс. руб.? Выделенных денег едва хватило на ограждение будущего автогородка. А хотелось большего. Мы задумали создание именно детского автогородка, с кабинетами по изучению правил дорожного движения, оборудование дороги, закупку техники и строительство гаража для ее хранения. И начался поиск средств. Здесь большую помощь нам оказали Н.П. Сатаев, в то время глава администрации Канавинского района, И. Б. Тарасова, директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода, О.Д. Манегина, в то время заместитель главы администрации Канавинского района, А.В. Малкин, начальник управления образования Канавинского района, депутаты различных уровней. Нашли организацию, которая нам сделала профессиональный проект, - научно-производственная фирма "Зарница" (благо территория, хотя и не очень обустроенная, у школы была). Стоимость проекта оказалась невысокой по общепринятым меркам - 100 тыс. руб. Однако шесть лет назад для школы эти деньги все равно были очень большой суммой. Проект нам разработали в марте 2008 года. А августе того же года объект был сдан. 13 сентября 2008 года наш автогородок торжественно открыли. Было много гостей довольно высокого уровня - руководители города и района, В.В. Братанов, в то время начальник ГУВД по Нижегородской области, А.А. Назаренко, начальник УГИБДД ГУ МВД по Нижегородской области. Кстати, впоследствии многие тогдашние гости оказали нам активную поддержку.
- Расскажите нашим читателям подробнее про автогородок - что он из себя представляет?
- Автогородок занимает площадь около 2 000 кв. м. Там все как на настоящей дороге: действующие модели светофоров с программным управлением, парковки, автозаправка, круговое движение, перекрестки и, конечно же, техника - веломобили, электромобили. Для транспортных средств построен настоящий гараж, а для юных водителей оборудованы кабинеты обучения правилам дорожного движения.
- Этот городок уже стал достопримечательностью. Сюда возят гостей, здесь обучаются детишки из других учебных заведений. Какая вам польза от славы?
- Я могу много говорить, перечисляя достижения, места на различных конкурсах - муниципального, регионального и даже федерального уровня. Но считаю, что самое главное достижение - снижение уровня детского травматизма. Несмотря на то что сейчас в школе учатся 1 200 детей, в 2012 году было зафиксировано только одно ДТП с участием нашего школьника, и то не по вине ребенка, а в 2013 году наши дети, к счастью, ни разу не были участниками дорожно-транспортных происшествий.
- Наверное, сегодня этот автогородок из достояния школы стал достоянием города?
- Да, я прекрасно понимаю, что построить почти десятимиллионный автогородок - а именно такова в конечном итоге оказалась на тот момент его стоимость - под силу не каждой школе. Ведь 640 тыс. руб., полученные образовательным учреждением в рамках федеральной программы, к сожалению, недостаточные средства для реализации данной идеи. На эти деньги можно было, например, только заасфальтировать дорожки и нанести разметку, поставить несколько макетов светофоров. Либо отремонтировать и оборудовать один специализированный кабинет. Я знаю, как трудно добыть средства на развитие проекта, знаю, как трудно получить даже начальное финансирование - сколько сил, средств и времени на это уходит. Но появится ли у детей интерес заниматься на такой площадке? Сомневаюсь. С другой стороны, я понимаю всю важность проблемы детского травматизма на дорогах. Она глобальная. Именно поэтому мы активно себя пропагандируем. С удовольствием принимаем гостей. У нас занимаются дети из школ и дошкольных образовательных учреждений Нижнего Новгорода, приезжают из области и даже из других городов нашей страны. Мы рады видеть каждого. Очень много сотрудничаем с УГИБДД по Нижегородской области и ОГИБДД по Нижнему Новгороду, проводим совместные мероприятия. На базе нашего центра организуются всевозможные обучающие семинары, мы охотно делимся опытом. Деньги не все решают, но они дают возможность реализовать задуманное.
- Успехи, несомненно, видны. Не видны проблемы. К чему должен быть готов руководитель, который захочет реализовать подобный проект в своем учреждении?
- Не буду говорить о материальных трудностях - они есть всегда и у всех, это неудивительно. То, что наш центр принимает на занятия всех желающих, а не только учащихся нашей школы, - это нормально, так и должно быть. Но с другой стороны, в бюджете школы нет средств на содержание проекта. На этом разговор о материальной составляющей я закончу, поскольку хочу затронуть другую важную тему. Я очень благодарна руководителю центра профилактики ДТП с участием детей - Александру Владимировичу Короткову, работающему в настоящее время в должности заместителя директора по УВР. Но я считаю, что этой работой должны заниматься и профессионалы - педагоги-специалисты, которые бы обучали детей правильному поведению на дорогах. Таких специалистов у нас пока нет.
- Вы пробовали сотрудничать с другими структурами, с теми, кто организует досуг?
- Пробовали. Столкнулись с той же проблемой. Мы открыты для сотрудничества. Как-то к нам обратилась туристическая фирма, которая разработала тематическую экскурсию для детей по безопасности дорожного движения. Идея хорошая, но... сотрудничество не состоялось. Мы созвонились, договорились о визите детей в автогородок. Да, тут все интересно - светофоры, машины. Однако следует понимать: ничто не будет работать само по себе. Детей надо организовывать. А экскурсовод, опять же, не специалист в данной области. И вот представьте: приезжает комфортабельный автобус. Из него высыпают сорок детей. Мы им открываем калиточку... и эти дети врываются на территорию автогородка. Им все интересно, но ребята абсолютно не подготовлены. Они бегают - по газонам, по разметке. Какие там правила дорожного движения, какие пешеходные переходы! Дети виноваты? Конечно, нет! Виноваты взрослые, которые с ними не поработали, не проинструктировали, не объяснили, куда они едут, с какой целью. А идея была хорошая.
- Где же вы берете специалистов?
- К сожалению, таких специалистов нигде не обучают. Нам необходимо методическое сопровождение. Пока мы "варимся в собственном соку". В начале работы нашего центра нам не хватало специальных программ дополнительного образования по данному направлению. Сейчас такие программы появились. Но они не всегда преемственные, не всегда составлены специалистами, которые, с одной стороны, понимают содержание данной проблемы, с другой - умеют все это переложить на методическую основу с учетом возрастных особенностей детей. Мы готовы активно включиться в эту работу. Пора заняться проблемой комплексно и серьезно.
- Есть ли у проекта спонсор?
- На сегодняшний день спонсоров тоже нет. Периодически появляются партнеры - и вскоре сотрудничество с ними заканчивается. Но всем мы несказанно благодарны за помощь. Однако поиск спонсора - вопрос действительно актуальный. Причем не обязательно спонсора автогородка, может, просто данного направления работы в отдельно взятом учреждении. Или в районе. Или даже в городе. Этим может заниматься в принципе любой автоцентр: в бюджете многих организаций, реализующих автотранспорт (и не только!), есть отдельная статья расходов на профилактику дорожно-транспортных происшествий. Почему бы не повернуть этот ручеек в то русло, которое поможет снизить детский травматизм на дорогах? Почему бы не продвинуть идею спонсорства автодилеров на шефство над образовательными учреждениями общего и дошкольного образования? Может быть, они о нас не знают? Или не знают, что есть такая форма работы?
- Проект дорогостоящий. Вы не пробовали часть затрат компенсировать за счет предоставления платных услуг?
- Подзаработать возможность есть, но мы ее принципиально не используем. Изначально мы решили, что оказывать платные услуги, используя ресурсы центра, не будем. Все создано исключительно ради детей, в их интересах. Проблема безопасности должна решаться на безвозмездной основе.
- Что бы вы посоветовали руководителям, которые планируют создать подобный городок на базе своего учреждения? На что обратить особое внимание? Что сделать в первую очередь?
- Сначала просто помечтать. Потом четко представить объект своей мечты, его реальные очертания и, наконец, превратить мечту в цель. Найти единомышленников. Невзирая на сложности и трудности, двигаться вперед, к осуществлению своей мечты. И тогда все обязательно получится!
От редакции. Рецепт успешного проекта:
1. Будьте готовы к незапланированным трудностям.
2. Четко сформулируйте цель.
3. Постарайтесь подстроиться под целевую программу.
4. Получите поддержку властей и руководства профильного направления.
5. Ищите спонсоров, в расходах которых заложено соответствующее финансирование.
6. Выращивайте профессиональные кадры.
7. Формируйте методическую базу: разрабатывайте программы, перенимайте опыт у коллег.
8. Привлекайте единомышленников, объединяйте усилия, прорабатывайте совместные проекты.
9. Пропагандируйте себя, сотрудничайте со СМИ: популярность поможет в поиске финансирования.
10. Старайтесь участвовать в тематических конкурсах, добиваться грантов.
11. Расценивайте неудачи как полезный опыт.
12. Отслеживайте успехи - это придает силы.
Я.Ю. Королева,
эксперт журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"