Юридические услуги в системе госзаказа
Почему государственные заказчики редко прибегают к привлечению внешних консультантов по юридическим вопросам.
Существующее законодательство позволяет юридическим фирмам участвовать в системе госзакупок в качестве внешних консультантов. Однако на практике это происходит достаточно редко. В статье рассмотрены примеры и способы осуществления закупок юридических услуг государственными (муниципальными) заказчиками.
Как известно, и ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), и вступивший в силу с нового года Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) позволяют привлекать внешних юридических консультантов, в том числе адвокатские образования, для оказания юридических услуг для государственных и муниципальных нужд.
Минэкономразвития России утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд (приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. N 273), поставка, выполнение или оказание которых могут стать предметом государственных (муниципальных) контрактов.
Указанная номенклатура содержит и такой пункт, как "199. Юридические услуги и услуги в области коммерческой деятельности". Некоторые составляющие данную группу услуги могут быть отнесены и к области законопроектных работ (письмо Минэкономразвития России от 28 сентября 2011 г. N Д28-401).
Однако государственные и муниципальные заказы на юридические услуги практически не размещаются, причины чего заслуживают внимательного рассмотрения.
Отсутствие потребности
Основной и главной причиной является то, что работа правового характера в рамках исполнения большинства функций государственных (муниципальных) органов осуществляется штатными юристами этих структур. Потребность же в юридических услугах, оказываемых на основании государственных (муниципальных) контрактов, возникает редко. Среди этих случаев можно назвать следующие.
1. Представление интересов государственных (муниципальных) заказчиков в уголовных делах при признании государственных заказчиков потерпевшими по уголовным делам. В качестве примера можно привести конкурс на оказание юридических услуг по взысканию присужденных приговором суда в пользу заказчика денежных средств и имущества (http://www.goszakaz.samregion.ru/mart2011/168613/). При этом если обвиняемый или подозреваемый - само должностное лицо государственного или муниципального органа, то адвокаты привлекаются этим лицом самостоятельно.
2. Уникальные услуги, которые государственный орган не может выполнить самостоятельно. Например, юридические услуги в сфере патентования: проведение патентно-информационного поиска и определение стран, где возможна регистрация патента на результат интеллектуальной деятельности (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/order_document_list_ info/show?notificationId=6577132).
3. Разработка нормативно-правовых актов (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?not ificationId=6351356) - если у государственного органа отсутствуют соответствующие эксперты или если необходимо "освоить бюджет". Однако данные заказы размещаются не так часто.
4. Юридические услуги по представлению интересов РФ в иностранных судах. Например, можно вспомнить привлечение Правительством РФ "Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLP" в качестве единственного поставщика (п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ) юридических услуг по представлению интересов РФ в судебных разбирательствах, производство по которым начато, судебных разбирательствах, касающихся ответственности РФ по обязательствам государств-предшественников, а также консультационных услуг, в том числе в рамках досудебного урегулирования, по вопросам финансовых претензий к РФ, связанных с обязательствами государств-предшественников (Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 1775-р). В контексте вступления России в ВТО звучали заявления о необходимости привлечения иностранных экспертов в целях защиты прав и интересов России в органе по разрешению споров ВТО.
Еще одной важной причиной является сложность бюджетного планирования расходов на юридические услуги. Ранее такое планирование осуществлялось с учетом затрат предыдущего планового периода, но сейчас бюджетная система РФ перешла на планирование расходов по результатам, т.е. путем распределения субсидий различным структурам, направленных на выполнение ими определенных заданий. Затраты на юридические услуги с учетом их "ситуационного" характера сложно планировать как по первой указанной модели, так и по второй.
Процедура размещения заказа на оказание юридических услуг
Необходимо остановиться на способах осуществления закупок, принимая во внимание новые способы, введенные Законом N 44-ФЗ.
Закупка юридических услуг не может осуществляться с использованием конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Открытый конкурс (в том числе в электронной форме) по-прежнему остается способом "по умолчанию", применимым и в данном случае.
Использование запроса котировок также возможно в соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, т.е. при условии, что "начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год". Данные ограничения не действуют в случае осуществления закупок для обеспечения деятельности заказчиков за пределами РФ.
Остальные же способы можно использовать только в определенных случаях. Так, проведение запроса предложений возможно только "в случае осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, для обеспечения такой деятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятнадцать миллионов рублей". Помимо этого запрос предложений можно проводить в результате расторжения контракта и признания повторного конкурса, аукциона несостоявшимися при соблюдении условий, устанавливаемых п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 соответственно.
Закрытые способы закупок формально могут применяться:
- при закупке юридических услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
- при закупке юридических услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
Стоит также отметить, что закупки юридических услуг по Закону N 44-ФЗ по-прежнему осуществляются по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, осуществленной в ходе исполнения контракта.
Нельзя не отметить некоторую непоследовательность законодателя в вопросах, связанных с осуществлением закупки у единственного исполнителя. Первоначально Закон N 44-ФЗ включил в перечень случаев, в которых осуществляется закупка у единственного исполнителя, норму о заключении контракта на оказание услуг адвокатов в связи с их назначением органом дознания, органом предварительного следствия или судом в качестве защитника в уголовном судопроизводстве или судом в качестве представителя в гражданском судопроизводстве.
Однако данная норма была включена в Закон N 44-ФЗ без согласования с органами адвокатуры, и в результате обращения президента ФПА РФ к Председателю Правительства РФ она была исключена. Таким образом, действие законодательства о закупках на указанные отношения по-прежнему не распространяются.
* * *
Исходя из всего сказанного, следует в очередной раз сделать вывод о том, что новый закон еще недостаточно хорошо проработан, поэтому изменения в него могут последовать в будущем. В целом же ситуация в сфере закупок юридических услуг изменилась мало, поскольку сам характер юридических услуг плохо вписывается в новую для сферы госзаказа контрактную систему, включающую в единый процесс осуществления закупок, в том числе их планирование, учитывая уже упоминавшийся "ситуационный" характер данных услуг. Сами же изменения в данной сфере скорее эволюционные, что и декларировал законодатель при определении политики реформирования законодательства о госзакупках.
Р. Шабров,
управляющий партнер юридической фирмы "БРАС"
С. Курочкин,
младший юрист юридической фирмы "БРАС"
"Новая адвокатская газета", N 2, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.