Изменения в НК РФ
В 2013 году было принято много законов, которые внесли значительные изменения в НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2014 г.
Федеральным законом от 30.09.2013 г. N 268-ФЗ (далее - Закон N 268-ФЗ) в главу 1 НК РФ введена новая статья 11.1, в которой даны определения таким понятиям, как "месторождение углеводородного сырья", "промышленная разработка месторождения углеводородного сырья", "морское месторождение углеводородного сырья" и т.д.
В подпункт 8 п. 1 ст. 23 НК РФ Федеральным законом от 30.09.2013 г. N 267-ФЗ (далее - Закон N 267-ФЗ) внесены изменения, согласно которым налогоплательщики - участники регионального инвестиционного проекта в течение шести лет обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, а также документов, подтверждающих соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) его участникам (п. 3 новой ст. 89.2 НК РФ).
Законы N 268-ФЗ и N 267-ФЗ дополнили раздел 2 НК РФ главой 3.2 "Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья" и главой 3.3 "Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов".
Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 248-ФЗ (далее - Закон N 248-ФЗ) в ст. 52 НК РФ включен новый пункт 6, согласно которому сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Федеральным законом от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ) внесены изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ. Налоговые декларации (расчеты) в электронной форме представляются теперь не только налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, и вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, но и налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.
Дополнение внесено в ст. 83 НК РФ (Законом N 268-ФЗ), в соответствии с которым Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах налогоплательщиков, указанных в п. 1 новой ст. 275.2 НК РФ, - организаций, владеющих лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья; операторов нового морского месторождения углеводородного сырья.
В п. 3 ст. 85 НК РФ Законом N 248-ФЗ введено положение о том, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет), обязаны сообщать в налоговые органы о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента. Кроме того, на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ возложена обязанность сообщать в налоговый орган о зарегистрированных фактах рождения и смерти временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в РФ.
Согласно дополнениям в п. 3 ст. 88 НК РФ (Закон N 134-ФЗ), если в уточненной налоговой декларации (расчете) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась по сравнению с той суммой, которая была отражена в первоначальной декларации (расчете), то налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе требовать у налогоплательщика представить необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета). Налоговый орган вправе требовать необходимые пояснения и в отношении налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.
Помимо пояснений к уточненной и к "убыточной" налоговой декларации (расчету) налогоплательщики вправе представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), что следует из обновленного п. 4 ст. 88 НК РФ (Закон N 134-ФЗ).
В ст. 88 НК РФ Законом N 267-ФЗ введен новый пункт 12, согласно которому налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам.
Законом N 267-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 89 НК РФ: предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта помимо предмета, названного в этом пункте, является соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам. На это указывает п. 1 новой ст. 89.2 "Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта".
Законом N 248-ФЗ внесены изменения в п. 6 ст. 93.1 НК РФ: отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность по ст. 129.1 НК РФ.
Пункт 1 ст. 102 НК РФ дополнен новым подпунктом 7, согласно которому сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков не являются налоговой тайной (Закон N 267-ФЗ).
Законами N 268-ФЗ и N 267-ФЗ расширен перечень обстоятельств признания сделок контролируемыми (дополнения в п. 2 ст. 105.14 НК РФ):
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в данном пункте, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 НК РФ.
Пункт 4 ст. 105.14 НК РФ дополнен новым подпунктом 3 (Закон N 268-ФЗ), в силу которого сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения, не признаются контролируемыми, вне зависимости от того, удовлетворяют они условиям, предусмотренным пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, или нет.
В п. 2 ст. 126 НК РФ Законом N 248-ФЗ внесены изменения, согласно которым к ответственности за отказ представить налоговому органу документы со сведениями о налогоплательщике либо за представление документов с заведомо недостоверными сведениями могут быть привлечены не только организации, но и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Законом N 248-ФЗ в ст. 129.2 НК РФ изменен состав налогового правонарушения, выражающийся в нарушении установленного НК РФ порядка регистрации в налоговом органе объекта налогообложения налогом на игорный бизнес либо порядка регистрации изменений количества объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 366 НК РФ объектами налогообложения признаются:
игровой стол;
игровой автомат;
процессинговый центр тотализатора;
процессинговый центр букмекерской конторы;
пункт приема ставок тотализатора;
пункт приема ставок букмекерской конторы.
Закон N 268-ФЗ ввел в ст. 147 НК РФ новый пункт 2, на основании которого в целях главы 21 НК местом реализации товаров в виде углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов) признается территория РФ при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в п. 1 названной статьи, либо при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
1) товар находится на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и не отгружается и не транспортируется;
2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Согласно п. 2.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Положения данного пункта распространяются на предусмотренные подпунктами 1-4 виды работ (услуг). Перечень названных работ (услуг) Законом N 268-ФЗ расширен и уточнен. Дополнительно внесены работы (услуги), поименованные в подпункте 1 п. 2.1 ст. 148 НК РФ, выполняемые (оказываемые) в границах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.
Федеральным законом от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ (далее - Закон N 317-ФЗ) внесены изменения в подпункты 1, 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которым не подлежит налогообложению реализация (а также передача) на территории РФ важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом реализация (передача) медицинских изделий не подлежит налогообложению при условии представления в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. - регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
От налогообложения освобождаются медицинские услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
Таким образом, врачам, занимающимся частной медицинской практикой, для реализации указанной льготы необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Изменения внесены и в подпункты 2, 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, что следует из Закона N 317-ФЗ и Федерального закона от 23.07.2013 г. N 215-ФЗ (далее - Закон N 215-ФЗ).
Так, не подлежит налогообложению реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Не подлежит налогообложению на территории РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Согласно подпункту 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация услуг по международной перевозке товаров облагается НДС по ставке 0%. Данная норма дополнена Законом N 268-ФЗ: к международным перевозкам приравниваются работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
В п. 1 ст. 164 НК РФ Законом N 268-ФЗ введен новый подпункт 2.9, устанавливающий следующее: по ставке 0% облагается реализация углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов), вывезенных из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, при условии представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, за исключением случаев, если такие товары вывозятся в таможенной процедуре экспорта.
Законом N 317-ФЗ внесены изменения в подпункт 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, согласно которым по ставке 10% облагается реализация:
лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом по ставке 10% облагаются медицинские изделия в случае представления в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. - регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.
Законом N 268-ФЗ ст. 165 НК РФ дополнена новым пунктом 1.1, согласно которому при реализации товаров, указанных в подпункте 2.9 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
В п. 3.1 ст. 165 НК РФ Законом N 268-ФЗ введен новый абзац, устанавливающий перечень документов для налогоплательщиков, осуществляющих выполнение работ (оказание услуг) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
Пункт 9 ст. 165 НК РФ, который дополнен двумя абзацами:
"Документы, указанные в п. 1.1 ст. 165 НК РФ, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием пункта назначения, находящегося за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы, операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктом 2.9 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат налогообложению по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, то есть по ставке 18%.
Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, уплаченные суммы налога подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ".
В ст. 169 НК РФ Законом N 134-ФЗ введен новый пункт 3.1, согласно которому лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Согласно изменениям в п. 5 ст. 174 НК РФ (Закон N 134-ФЗ) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Напомню, что ранее эта обязанность была закреплена за организациями, численность которых превышает 100 человек.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, также обязаны представлять декларацию в налоговый орган.
При этом они вправе представлять декларацию на бумажном носителе.
Обратите внимание: с 1 января 2015 г. форма подачи декларации для названных лиц (на бумажном носителе либо в электронном виде) будет зависеть от определенных критериев. Если указанные лица при осуществлении предпринимательской деятельности выставляют и (или) получают счета-фактуры в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, то они с 2015 года обязаны будут представить в налоговые органы налоговую декларацию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Федеральным законом от 30.09.2013 г. N 269-ФЗ (далее - Закон N 269-ФЗ) подпункт 4 п. 1 ст. 183 НК РФ дополнен следующим положением: не подлежит налогообложению передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Согласно изменениям в пп. 2, 3 ст. 184 НК РФ (Закон N 269-ФЗ) налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, при представлении банковской гарантии в налоговый орган. Порядок представления банковской гарантии изложен в п. 2 ст. 184 НК РФ.
Сведения, которые должны быть отражены в налоговой декларации при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ, перечислены в п. 3 ст. 184 НК РФ.
В п. 3 ст. 187.1 НК РФ Законом N 269-ФЗ внесены следующие изменения: налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту таможенного декларирования подакцизных товаров) уведомление не только о максимальных розничных ценах, но и о минимальных розничных ценах, исчисленных в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
В соответствии с изменениями в п. 1 ст. 193 НК РФ (Закон N 269-ФЗ) налогоплательщики должны осуществлять налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г., этилового спирта - с 1 января по 31 июля 2014 г. включительно и с 1 августа 2014 г. по 31 декабря 2016 г. включительно по ставкам, указанным в данном пункте.
Перечень документов, которые при вывозе подакцизных товаров за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта необходимо подать в налоговый орган для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, определен п. 7 ст. 198 НК РФ.
Срок, в течение которого налогоплательщик должен представить пакет соответствующих документов в налоговый орган, Законом N 269-ФЗ изменен: он составляет шесть месяцев с даты представления в налоговый орган банковской гарантии.
Согласно ст. 201 НК РФ налоговые вычеты представляются только при представлении налогоплательщиком в налоговые органы соответствующих документов (пп. 11, 13), в число которых входит реестр счетов-фактур. Законом N 269-ФЗ уточнен порядок проставления отметок в данных реестрах.
В пп. 2 и 3 ст. 203 НК РФ Законом N 269-ФЗ введено уточнение, согласно которому зачет или возврат излишне уплаченных сумм акциза производится в общеустановленном порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В п. 4 ст. 203 НК РФ также внесены поправки и дополнения. В частности, возмещение сумм акциза из бюджета осуществляется на основании документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета одновременно с налоговой декларацией по акцизам, в которой отражается сумма акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, заявленная к возмещению.
Законом N 269-ФЗ внесены изменения и дополнения в п. 20 ст. 204 НК РФ.
Так, аннулировать ранее представленное извещение об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичное извещение) и представить новое извещение покупатель этилового спирта сможет в случае изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки (в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Если в период действия извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза закупка спирта осуществлена в меньшем объеме по сравнению с указанным в этом извещении и закупка недопоставленного объема спирта у иного продавца в указанном периоде не производилась, то покупатель этилового спирта представляет в налоговый орган документы по перечню, данному в п. 20 ст. 204 НК РФ.
В случае возврата этилового спирта продавцу покупатель - производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции одновременно с заявлением об аннулировании первичного извещения представляет в налоговый орган документы, перечень которых также приведен в п. 20 ст. 204 НК РФ.
Обратите внимание: во всех случаях аннулирования первичного извещения в связи с поставкой (закупкой) этилового спирта в меньшем объеме в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки производителем алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в налоговый орган должен быть представлен акт, подписанный руководителем организации, главным бухгалтером и материально ответственным лицом, осуществившим приемку этилового спирта, в котором отражается установление налогоплательщиком факта и размера указанных потерь этилового спирта.
Законом N 268-ФЗ в п. 2 ст. 207 НК РФ введено дополнение, согласно которому в период нахождения физического лица в РФ также включаются периоды для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Федеральный закон от 02.11.2013 г. N 306-ФЗ (далее - Закон N 306-ФЗ) ввел новый пункт 4 в ст. 214 НК РФ, на основании которого исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии со ст. 214 НК РФ с учетом положений новой статьи 226.1 НК РФ.
Обратите внимание: ст. 214.6 НК РФ изменила название. В ней более подробно изложен порядок исчисления НДФЛ. Уточнены и изменены сроки представления налоговому агенту обобщенной информации иностранным номинальным держателем, иностранным уполномоченным держателем или лицом, которому депозитарий открыл счет "Депо" депозитарных программ. Установлены формы, в которых должна быть представлена обобщенная информация.
В главу 23 НК РФ введены также новые статьи - ст. 214.7 "Особенности определения налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе", ст. 214.8 "Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц", ст. 226.1 "Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов" (Законы N 198-ФЗ, N 306-ФЗ).
В ст. 217 НК РФ Федеральным законом от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ (далее - Закон N 108-ФЗ) введены новые пункты 56, 57, согласно которым освобождаются от обложения НДФЛ:
доходы в денежной и натуральной форме, полученные за выполнение трудовых обязанностей в виде выплат в любой форме в период до 31 декабря 2019 г. от FIFA и иностранных дочерних организаций FIFA, конфедераций, иностранных национальных футбольных ассоциаций, иностранных производителей медиа-информации FIFA, иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, указанных в Законе N 108-ФЗ;
доходы в денежной и натуральной формах, полученные за поставки товаров и оказание услуг от иностранных организаций лицами, включенными в списки FIFA, определенными Законом N 108-ФЗ, въехавшими на территорию РФ и покинувшими ее в течение 60 дней до дня проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и 60 дней после дня проведения последнего матча каждого из спортивных соревнований, предусмотренных указанным Законом.
Наиболее значительные изменения коснулись имущественного вычета (ст. 220 НК РФ) по расходам на приобретение (строительство) жилья (Закон N 212-ФЗ в редакции Закона N 306-ФЗ). В частности, налогоплательщик, не использовавший при приобретении (строительстве) объекта недвижимости всю сумму вычета (2 000 000 рублей), вправе учесть остаток при получении вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории РФ другого жилого объекта.
При уплате процентов по целевым займам (кредитам) при покупке жилья вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, но не более 3 000 000 рублей за всю жизнь. Замечу, что вычет в сумме фактически произведенных расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным до 1 января 2014 г., а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) таких кредитов, предоставляется без учета этого ограничения.
В ст. 224 НК РФ Законом N 306-ФЗ добавлен пункт 6, устанавливающий налоговую ставку 30% в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете "Депо" иностранного номинального держателя, счете "Депо" иностранного уполномоченного держателя и (или) счете "Депо" депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 214.6 НК РФ.
Федеральный закон от 23.07.2013 г. N 198-ФЗ (далее - Закон N 198-ФЗ) внес изменения в ст. 228 НК РФ, согласно которым самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, причем исходя из сумм таких выигрышей. Исключением являются выигрыши, выплачиваемые в букмекерской конторе и тотализаторе.
В ст. 230 НК РФ Законом N 306-ФЗ введен пункт 4, на основании которого лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.
Федеральный закон от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ (далее - Закон N 108-ФЗ) внес в ст. 246 НК РФ пункт 4, согласно которому не признаются плательщиками налога на прибыль:
FIFA и дочерние организации FIFA, указанные в данном Законе;
конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществлении ими деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, определенных этим Законом.
В п. 1 ст. 251 НК РФ Законом N 108-ФЗ введен новый подпункт 45, в силу которого не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями данного Комитета, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, указанными в Законе N 108-ФЗ и являющимися российскими организациями, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных данным Законом, в том числе от размещения временно свободных денежных средств в виде курсовых разниц, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств по договорам, а также в виде сумм возмещения убытков или ущерба от любого использования стадионов, тренировочных баз и иных объектов спорта, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, в виде безвозмездно полученного имущества (имущественных прав).
Доходы в виде дивидендов, выплачиваемых таким налогоплательщикам, не включаются в налоговую базу, в случае если по итогам каждого налогового периода с момента учреждения организации, выплачивающей дивиденды, доля доходов, полученных в связи с осуществлением мероприятий, определенных Законом N 108-ФЗ, составляет не менее чем 90% от суммы всех доходов за соответствующий налоговый период.
Обратите внимание на новые статьи НК РФ - 267.4, 275.2, 284.3, 288.2, 297.1, 297.2, 297.3, 299.3, 299.4, 310.2.
В п. 7 ст. 250 НК РФ Законами N 268-ФЗ, N 301-ФЗ внесено следующее дополнение: к внереализационным доходам отнесены доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены ст. 267.4, 297.3 НК РФ.
Изменения внесены в подпункты 3, 6 п. 2 ст. 256 НК РФ (Закон N 215-ФЗ):
не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования (ранее говорилось об имуществе, приобретенном (созданном) не "за счет", а "с использованием" указанных средств);
стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.
В пп. 1, 3 ст. 257 НК РФ Законом N 215-ФЗ внесено дополнение: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.
К нематериальным активам отнесено исключительное право на аудиовизуальные произведения.
Согласно изменениям в п. 2 ст. 258 НК РФ (Закон N 215-ФЗ) налогоплательщик в отношении исключительного права на аудиовизуальные произведения вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
В пункт 3 ст. 259 НК РФ Законами N 268-ФЗ и N 215-ФЗ внесена следующая информация: налогоплательщик, указанный в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, вне зависимости от установленного им в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации, должен применять линейный метод в отношении амортизируемых основных средств, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.
Новый п. 7 ст. 259 НК РФ ввел положение, согласно которому театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, имеют право не применять установленный названной статьей порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества). В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.
В п. 2 ст. 259.3 НК РФ Законом N 268-ФЗ введен новый подпункт 3, позволяющий налогоплательщику, указанному в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, в отношении амортизируемых основных средств, используемых им исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3.
Закон N 268-ФЗ ввел в ст. 259.3 НК РФ п. 5, согласно которому одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента по основаниям, установленным пп. 1-3 ст. 259.3 НК РФ, не допускается.
Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 213-ФЗ (далее - Закон N 213-ФЗ) расширен перечень затрат, признаваемых в целях налогообложения прибыли расходами на освоение природных ресурсов. К ним отнесены расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин (п. 1 ст. 261 НК РФ).
Кроме того, данный Закон установил порядок признания расходов на освоение природных ресурсов налогоплательщиком на участке недр при осуществлении деятельности, связанной с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья (пп. 7, 8 ст. 261 НК РФ).
В п. 1 ст. 263 НК РФ Законом N 268-ФЗ введен новый подпункт 9.3, согласно которому в расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включаются страховые взносы по добровольному страхованию, осуществляемому в соответствии с законодательством РФ, в целях обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Законы N 248-ФЗ, N 268-ФЗ внесли изменения в п. 1 ст. 264 НК РФ.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены:
расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов;
расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством РФ порядке переходит право пользования участком недр, в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения, в сумме фактических затрат налогоплательщика.
Закон N 215-ФЗ дополнил п. 4 ст. 264 НК РФ: к ненормируемым расходам на рекламу отнесены расходы на рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании.
Пункт 1 ст. 265 НК РФ Законом N 268-ФЗ дополнен подпунктом 7.1, согласно которому к внереализационным расходам отнесены расходы организации - владельца лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, на формирование резервов предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на таком новом морском месторождении углеводородного сырья (в порядке, установленном ст. 267.4 НК РФ).
В ст. 266 НК РФ Закон N 301-ФЗ ввел уточнения для налогоплательщиков - кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций: не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам для кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.
Законом N 108-ФЗ в ст. 270 НК РФ введен пункт 48.16, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы, понесенные Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями данного Комитета, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, указанными в данном Законе и являющимися российскими организациями, в связи с осуществлением мероприятий, определенных данным Законом.
В п. 1 ст. 273 НК РФ Законом N 301-ФЗ внесено следующее дополнение: кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации и налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, не вправе определять доходы и расходы по кассовому методу.
На основании Закона N 306-ФЗ претерпела значительные изменения ст. 275 НК РФ: детализирован перечень лиц, которые признаются налоговыми агентами при осуществлении выплат организациям доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией.
Законами N 267-ФЗ, N 268-ФЗ, N 306-ФЗ внесены изменения в ст. 284 НК РФ. Так, п. 1 дополнен абзацем, согласно которому для организаций - участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в соответствии с положениями п. 3 ст. 284.3 НК РФ.
В ст. 284 НК РФ введены новые пункты - 1.4, 1.5, 4.2:
к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применяется ставка 20%.
для организаций - участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 284.3 НК РФ.
налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете "Депо" иностранного номинального держателя, счете "Депо" иностранного уполномоченного держателя и (или) счете "Депо" депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ.
В п. 6 ст. 284 НК РФ внесено дополнение, согласно которому сумма налога, исчисленная налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, по ставке 20%, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Закон N 215-ФЗ ввел в п. 3 ст. 286 НК РФ положение, согласно которому театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.
В пп. 1, 2 ст. 289 НК РФ Законами N 268-ФЗ, N 215-ФЗ внесены уточнения:
налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья;
театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.
Федеральным законом от 07.06.2013 г. N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) ст. 293, 294 НК РФ дополнены пунктами 3:
особенности, предусмотренные п. 1, подпунктами 1-8, 10, 11, 12 п. 2 ст. 293 НК РФ, распространяются на доходы организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (далее - Закон N 82-ФЗ);
особенности, предусмотренные п. 1, подпунктами 2, 4-9, 10 п. 2 ст. 294 НК РФ, распространяются на расходы организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Законом N 82-ФЗ.
К расходам организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Законом N 82-ФЗ, также относятся суммы отчислений в страховые резервы, формируемые в порядке, установленном Правительством РФ, и суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование в соответствии с договорами перестрахования, заключенными с российскими и иностранными перестраховщиками и иными организациями, имеющими право на заключение договоров перестрахования.
Закон N 268-ФЗ уточнил ст. 306 НК РФ: деятельностью иностранной организации на территории РФ в целях НК РФ также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.
Закон N 108-ФЗ ввел в ст. 306 новые пункты - 11,12, 13:
деятельность FIFA и дочерних организаций FIFA, указанных в Законе N 108-ФЗ и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в РФ;
осуществляемая на территории РФ деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA, поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, указанных в Законе N 108-ФЗ, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории РФ, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Законом N 108-ФЗ, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в РФ;
осуществляемая на территории РФ по соглашению с FIFA, дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA, указанных в Законе N 108-ФЗ, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории РФ, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных данным Законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в РФ.
Пункт 4 ст. 307 НК РФ Законом N 268-ФЗ дополнен положением, согласно которому иностранная организация - оператор нового морского месторождения углеводородного сырья, осуществляющая более чем через одно отделение деятельность на территории РФ (или признаваемую таковой в соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ), связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, вправе определять налоговую базу по такой деятельности, относящейся к одному и тому же новому морскому месторождению углеводородного сырья, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения.
В п. 1 ст. 309 НК РФ Законами N 306-ФЗ, N 108-ФЗ введен подпункт 9.1, на основании которого к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в РФ, относятся доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости.
Новый пункт 2.1 ст. 309 НК РФ ввел положение, согласно которому доходы, полученные в виде дивидендов и средств, а также в результате распределения в пользу иностранных организаций имущества российской организации при ее ликвидации и выплачиваемые российской организацией конфедерациям, национальным футбольным ассоциациям, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Законе N 108-ФЗ и являющимся иностранными организациями, не подлежат налогообложению у источника выплаты в случае, если по итогам каждого налогового периода с момента учреждения организации, выплачивающей дивиденды, доходы получены от деятельности в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Законом.
Согласно изменениям в ст. 310 НК РФ (Закон N 108-ФЗ) налоговый агент не производит исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, в случае выплаты:
доходов FIFA и дочерним организациям FIFA, указанным в Законе N 108-ФЗ и являющимся иностранными организациями;
доходов конфедерациям, национальным футбольным ассоциациям, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Законе N 108-ФЗ и являющимся иностранными организациями, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных данным Законом.
На основании Закона N 306-ФЗ ст. 310.1 НК РФ изменила свое название. В ней уточнены критерии отнесения лиц (дипозитариев) к налоговым агентам. Более подробно изложен порядок исчисления налога, изменены сроки представления депозитарию обобщенной информации об организациях, иностранным номинальным держателем, иностранным уполномоченным держателем, а также лицом, которому депозитарий открыл счет "Депо" депозитарных программ, установлены формы, в которых должна быть представлена обобщенная информация.
В ст. 312 НК РФ Законом N 306-ФЗ дополнен и уточнен список документов, которые дополнительно нужно представить в случае возврата налога на прибыль, удержанного в соответствии со ст. 214.6 или 310.1 НК РФ.
В главу 25.3 НК РФ Федеральным законом от 25.11.2013 г. N 317-Ф3 введена новая статья 333.32.2 "Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий", в которой указаны размеры государственной пошлины за:
- государственную регистрацию медицинских изделий;
- проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;
- внесение изменений в регистрационное удостоверение на медицинское изделие;
- выдачу дубликата регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Федеральным законом N 268-ФЗ от 30.09.2013 г. в ст. 338 НК РФ уточнен порядок определения налоговой базы (п. 2) и установлены сроки и порядок определение налоговой базы при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 6).
В ст. 340 НК РФ Законом N 268-ФЗ внесено такое уточнение: рассчитанная стоимость единицы добытого полезного ископаемого округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления.
В главу 26 НК РФ введены новые статьи 340.1 "Особенности определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья", 342.1 "Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего способ добычи кондиционных руд черных металлов ()", 342.3 "Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого".
В ст. 342 НК РФ Законом N 268-ФЗ, а также Федеральным законом от 02.07.2013 г. N 152-ФЗ и Федеральным законом от 30.09.2013 г. N 263-ФЗ внесены уточнения и дополнения: в частности, положение, согласно которому для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 г. и степень выработанности запасов которых по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2015 г. меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0% в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 35 миллионов тонн на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2015 г. (п. 10).
В п. 1 ст. 342 НК РФ добавлен подпункт 20, на основании которого налогообложение производится по ставке 0% при добыче углеводородного сырья на участке недр, расположенном полностью в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, при соблюдении хотя бы одного из условий, установленных указанным подпунктом.
Согласно изменениям в п. 2 ст. 342 НК РФ ставка, установленная подпунктом 3 на уровне 4,8%, умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов, определяемый в соответствии со ст. 342.1 НК РФ.
В ст. 342 НК РФ введен также новый пункт 2.1, устанавливающий налоговые ставки в отношении добычи полезных ископаемых на определенных месторождениях.
В п. 6 ст. 346.2 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 198-ФЗ внесено уточнение: не вправе переходить на уплату ЕСХН организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр. Ранее речь шла об организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно изменениям в п. 2 ст. 346.5 НК РФ (Закон N 248-ФЗ) при определении объекта налогообложения налогоплательщики смогут уменьшить полученные ими доходы на расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов.
Ранее налогоплательщики могли уменьшить доходы на указанные расходы в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.
Закон N 198-ФЗ и Закон N 301-ФЗ (от 02.11.2013 г.) внесли изменения в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, на основании которых не вправе применять "упрощенку":
- организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр (прежде речь шла об организациях, занимающихся игорным бизнесом);
- микрофинансовые организации.
Федеральный закон от 02.12.2013 г. N 334-ФЗ скорректировал в ст. 346.45 НК РФ порядок начала и прекращения применения патентной системы налогообложения: так, физическое лицо может применять ПСН со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого нужно подать заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации. В данном случае действие патента начинается с дня регистрации предпринимателя (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).
Пункт 8 ст. 346.45 дополнен положением, в соответствии с которым заявление об утрате права на применение ПСН и о переходе на общий режим налогообложения предприниматель может подать в любой из налоговых органов, в которых он состоит на учете в качестве налогоплательщика.
В п. 1 ст. 346.46 НК РФ внесено следующее дополнение: подача индивидуальным предпринимателем в этот же налоговый орган заявления на получение патента не влечет его повторную постановку на учет в данном качестве (Закон N 334-ФЗ).
Дополнены также пп. 2, 3 ст. 346.46 НК РФ:
- снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН и имеющего одновременно несколько патентов, осуществляется по истечении срока действия всех патентов;
- снятие с учета индивидуального предпринимателя осуществляется в течение пяти дней на основании сообщения налогового органа, получившего заявление об утрате налогоплательщиком права на применение ПСН, а если предпринимателем не был уплачен в установленный срок налог, то со дня истечения срока уплаты налога.
Федеральным законом от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ в ст. 357 НК РФ введены положения, согласно которым не признаются плательщиками транспортного налога:
- FIFA и дочерние организации FIFA, указанные в данном Законе;
- конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации этого Комитета, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Законом.
В п. 2 ст. 358 НК РФ Законом N 268-ФЗ добавлен новый подпункт 10, в силу которого не являются объектом налогообложения морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 214-ФЗ внесены поправки в п. 1 ст. 362 НК РФ: введена норма, предусматривающая исчисление суммы налога в отношении дорогостоящих транспортных средств с учетом повышающего коэффициента.
Благодаря дополнению, внесенному Федеральным законом от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ в п. 2 ст. 372 НК РФ, субъекты РФ смогут устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ.
В ст. 373 НК РФ Законом N 108-ФЗ добавлен пункт 1.2, согласно которому не признаются плательщиками налога на имущество:
- FIFA и дочерние организации FIFA, указанные в данном Законе;
- конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации этого Комитета, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных этим Законом.
Изменения внесены и в ст. 375 НК РФ (Закона N 307-ФЗ). В частности, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлен иной порядок определения налоговой базы, отличный от общего: налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
В новой статье 378.2 НК РФ (Закон N 307-ФЗ) установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Статья 380 НК РФ дополнена п. 1.1 (Закон N 307-ФЗ), устанавливающим ограничения значений налоговых ставок в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.
В ст. 381 НК РФ Законом N 268-ФЗ введен п. 24, согласно которому освобождаются от налогообложения организации в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно всем условиям, перечисленным в этом же пункте.
Закон N 307-ФЗ внес изменения в п. 6 ст. 383 НК РФ, на основании которых налогоплательщик в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу уплачивает в бюджет в соответствии со ст. 382 НК РФ по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Законом N 268-ФЗ в п. 1 ст. 386 НК РФ внесено положение, согласно которому организации в отношении имущества, указанного в абзацах 1-3 п. 24 ст. 381 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не предоставляют.
Изменения в ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Закон N 212-ФЗ) внесены Федеральным Законом от 23.07.2013 г. N 237-ФЗ и касаются прежде всего порядка исчисления страховых взносов плательщиком, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Расчет суммы страхового взноса зависит от дохода плательщика. Так, если величина дохода за расчетный период не превысит 300 000 рублей, страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию рассчитывается как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Если же величина дохода плательщика за расчетный период превысит 300 000 рублей, то сумма страхового взноса будет представлять произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяют иначе: произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу хозяйства.
В часть 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ введено положение, согласно которому плательщик, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, должен уплатить страховые взносы с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (Закон N 237-ФЗ).
Изменения внесены в ст. 58 Закона N 212-ФЗ, устанавливающую пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков в переходный период 2011-2027 годов (Федеральный закон от 02.12.2013 г. N 333-ФЗ).
Так, плательщики страховых взносов, указанные в пп. 8, 10-12, 14 части 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ смогут применять тарифы, установленные частью 3.4 данной статьи, до 2018 года включительно.
Речь идет о плательщиках:
- организациях и индивидуальных предпринимателях, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, перечисленные в п. 8 части 1 ст. 58;
- аптечных организациях, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также индивидуальных предпринимателях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;
- некоммерческих организациях (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 ст. 58;
- благотворительных организациях, зарегистрированных в установленном порядке и применяющих УСН;
- индивидуальных предпринимателях, применяющих ПСН, за исключением предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
В ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ Законом N 333-ФЗ внесены поправки, позволяющие плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применять тарифы, установленные ст. 58.2, до 2016 года включительно.
Напомню, что плательщики страховых взносов, за исключением указанных в ст. 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ, применяют следующие тарифы, при условии, что база для начисления взносов не будет превышать установленного предела: ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 5,1%.
Если база для начисления страховых взносов превысила установленную предельную величину, то с сумм превышения страховые взносы в ПФР исчисляются по тарифу 10%.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2013 г. N 1101 для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2014 г.
В Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц 1966 года рождения и моложе в части распределения тарифов в ПФР внесены следующие изменения (Федеральный закон от 04.12.2013 г. N 351-ФЗ): распределение тарифа в ПФР осуществляется в зависимости от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения - 0% или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии).
Определение варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц изложено в новой статье 33.3 Закона N 167-ФЗ.
В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина"
"Аудит и налогообложение", N 2, 3, февраль, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720