Зона территориального развития
Зоной территориального развития (ЗТР) согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 392-ФЗ) является часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
Правительство РФ утверждает перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития (п. 1 ст. 4 Закона N 392-ФЗ).
Субъект РФ подлежит включению в такой перечень исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения данного перечня:
1) доли работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
2) уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ;
3) среднегодовые показатели развития промышленного производства;
4) среднегодовых показателей развития производства сельскохозяйственной продукции;
5) величины, характеризующей отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму. Порядок определения прожиточного минимума установлен ст. 4 Федерального закона от 24.10.97 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
6) показателя миграционного прироста;
7) уровня смертности населения в трудоспособном возрасте;
8) доли ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;
9) доли длительной (более одного года) безработицы.
Предельные значения вышеуказанных показателей, методики расчета и порядок их применения в целях утверждения перечня субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, определяются Правительством РФ. В случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ, субъект РФ также может быть включен в такой перечень.
Создание зоны территориального развития (ЗТР) допускается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если они являются муниципальными районами или городскими округами.
Муниципальные образования, на территориях которых допускается создание ЗТР, могут не иметь общих границ, но должны находиться на территории одного субъекта РФ. Границы ЗТР определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития.
Создание ЗТР на территориях нескольких субъектов РФ не допускается.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона N 392-ФЗ муниципальные образования, на территориях которых предполагается создание ЗТР, должны соответствовать установленным для субъекта РФ высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ предельным значениям:
среднегодового показателя совокупного объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;
среднегодового показателя капитальных вложений на душу населения;
среднегодового показателя среднемесячной заработной платы;
иных показателей.
Статьей 6 Закона N 392-ФЗ установлены условия создания ЗТР.
В случае если субъект РФ включен в перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание ЗТР, и планирует создание на своей территории такой зоны, в стратегии социально-экономического развития данного субъекта должны быть указаны:
1) муниципальное образование или муниципальные образования, на территориях которых предполагается создание ЗТР;
2) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы), которые субъект РФ планирует предоставлять резидентам ЗТР, которую предполагается создать;
3) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в ЗТР, которую предполагается создать;
4) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования ЗТР и которые должны отражать рост значений показателей, указанных в подпунктах 1-6 п. 2 ст. 4 Закона N 392-ФЗ, и снижение значений показателей, указанных в подпунктах 7-9 п. 2 ст. 4 этого Закона.
Обратите внимание: создание зоны территориального развития и особой экономической зоны на территории одного муниципального образования, создание зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ не допускается.
Решение о создании ЗТР принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением (п. 1 ст. 7 Закона N 392-ФЗ).
В случае если субъект РФ включен в перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание таких зон, и соответствует условиям создания ЗТР, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе подать в Правительство РФ заявку на создание ЗТР.
Заявка подается с одновременным представлением:
1) стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу, предусматривающей создание зоны территориального развития;
2) решения о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития;
3) документов территориального планирования и градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития.
Порядок оформления и подачи заявки на создание ЗТР в РФ установлен Приказом Минэкономразвития от 18.10.2012 г. N 686.
В течение двух месяцев со дня принятия Правительством РФ решения о создании ЗТР Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых создается ЗТР, заключают соглашение о функционировании зоны территориального развития (ст. 8 Закона N 392-ФЗ).
ЗТР создается на 12 лет (п. 1 ст. 9 Закона N 392-ФЗ). Функционирование ЗТР осуществляется этапами, продолжительность которых устанавливается соглашением.
Существование ЗТР прекращается по истечении срока, на который она создана, за исключением досрочного прекращения существования такой зоны.
Досрочное прекращение существования ЗТР согласно п. 4 ст. 9 Закона N 392-ФЗ допускается в случае:
необходимости защиты жизни и (или) здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
недостижения по окончании этапа функционирования ЗТР значений показателей оценки эффективности функционирования зоны, предусмотренных соглашением для данного этапа ее функционирования.
Решение о досрочном прекращении существования ЗТР принимается Правительством РФ. Прекращение или досрочное прекращение существования ЗТР является основанием для прекращения предоставления мер государственной поддержки.
Организации и предприниматели, которые зарегистрированы на территории муниципального образования, входящего в ЗТР, подлежат включению в реестр резидентов такой зоны (п. 1 ст. 11 Закона N 392-ФЗ).
Не подлежат включению в реестр резидентов ЗТР:
субъекты естественных монополий;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
хозяйственные товарищества и общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.
Для включения в реестр резидентов организации (предпринимателя) необходимо представить в администрацию заявление в письменной форме и пакет документов.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 392-ФЗ такими документами являются:
1) копии учредительных документов (для юридических лиц);
2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если указанные документы не представлены заявителем, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В случае если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, представляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
4) инвестиционная декларация (документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, реализуемом в ЗТР);
5) сведения о площади и виде разрешенного использования земельного участка, имеющегося или необходимого для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией.
Администрация должна рассмотреть заявление в срок не более чем 10 дней со дня представления и принять решение о включении или об отказе во включении заявителя в реестр резидентов с указанием причин отказа и в день принятия решения направить уведомление в письменной форме заявителю.
В случае положительного решения администрация выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента (форма свидетельства утверждена Приказом Минэкономразвития от 03.10.2012 г. N 644).
Решение об отказе во включении заявителя в реестр резидентов принимается администрацией в случае:
непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов, указанных в подпунктах 1, 4, 5 п. 3 ст. 11 Закона N 392-ФЗ;
неподтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, факта внесения сведений о таких лицах соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
неподтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, факта постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
несоответствия инвестиционного проекта, представленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в инвестиционной декларации, установленным требованиям.
К инвестиционному проекту согласно п. 7 ст. 11 Закона N 392-ФЗ, представленному в инвестиционной декларации, предъявляются следующие требования:
реализация инвестиционного проекта в зоне территориального развития;
соответствие видов экономической деятельности, осуществление которых предусмотрено инвестиционным проектом, требованиям, установленным Законом N 392-ФЗ.
В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона N 392-ФЗ в инвестиционной декларации должны быть указаны:
цель и объект инвестиционной деятельности, предусмотренной инвестиционным проектом;
общий объем финансирования инвестиционного проекта;
объем и график осуществления инвестиций при реализации инвестиционного проекта, в том числе на первом этапе функционирования ЗТР.
Обратите внимание: внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации инвестиционного проекта, осуществляется администрацией на основании заявления (в письменной форме) резидента. В заявлении он должен обосновать необходимость внесения таких изменений. Решение о внесении изменений в инвестиционную декларацию оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается резиденту.
Если снижение объема финансирования инвестиционного проекта на первом этапе функционирования ЗТР или снижение общего объема финансирования инвестиционного проекта составляет более чем 10%, то внесение изменений в инвестиционную декларацию является обязательным.
Внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся цели реализации инвестиционного проекта, не допускается.
Согласно п. 13 ст. 11 Закона N 392-ФЗ резидент подлежит исключению из реестра резидентов в случае:
1) подачи им в письменной форме заявления об его исключении из реестра резидентов;
2) установления администрацией факта нарушения резидентом условий инвестиционных деклараций и получения мер государственной поддержки, представления заявления в арбитражный суд о его исключении из реестра резидентов и вступления в силу решения суда;
3) внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП о ликвидации юридического лица либо прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
4) прекращения деятельности резидента - юридического лица в результате его реорганизации.
Следует отметить, что исключение резидента из реестра резидентов является основанием для прекращения предоставления ему мер государственной поддержки.
Меры государственной поддержки, оказываемой резидентам при соблюдении условий, установленных Законом N 392-ФЗ, выражаются в:
предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в ЗТР инвестиционных проектов с участием резидентов;
создании объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
предоставлении резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах ЗТР;
предоставлении налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
иных мерах в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Как видим, одной из мер государственной поддержки является инвестиционный налоговый кредит.
В соответствии с п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при ее включении в реестр резидентов ЗТР согласно Закону N 392-ФЗ (подпункт 6 п. 1 ст. 67 НК РФ).
Если организация включена в такой реестр, то инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до 10 лет.
Согласно подпунктам 2 и 3 п. 2 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется по основаниям, указанным:
в подпунктах 2-4 п. 1 ст. 67 НК РФ, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
в подпункте 6 п. 1 ст. 67 НК РФ - на сумму кредита, составляющую не более 100% суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами ЗТР инвестиционных проектов.
В соответствии с п. 7 ст. 67 НК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам, определяются законодательством субъектов РФ (подпункт 7 п. 1 ст. 63 НК РФ).
Возникает вопрос: возможно ли установление ограничений по срокам уменьшения платежей и срокам возврата инвестиционного налогового кредита по региональным налогам в зависимости от объема капитальных вложений?
В Письме Минфина от 20.04.2012 г. N 03-02-07/1-97 указано, что при реализации своих полномочий, предусмотренных подпунктом 7 п. 1 ст. 63 НК РФ и п. 7 ст. 67 НК РФ, законодательством субъектов РФ могут быть установлены ограничения по суммам инвестиционного налогового кредита по региональным налогам в зависимости от оснований его предоставления, в том числе указанных в подпунктах 2-4 и 6 п. 1 ст. 67 НК РФ, а также по срокам действия инвестиционного налогового кредита.
Следует отметить, что если резидент ЗТР, получивший инвестиционный налоговый кредит, нарушил свои обязательства, то не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите он обязан уплатить всю сумму неуплаченного налога, а также проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 11 ст. 68 НК РФ).
Н. Сибиряков,
аудитор
"Аудит и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720