"Берем курс на новую форму РСВ-1" (интервью с Т.Н. Дашиной, заместителем управляющего Отделением ПФР по городу Москве и Московской области)
В 2014 году форма РСВ-1 претерпела большие изменения. На сегодняшний день постановлением Правления ПФР утвержден новый бланк формы и порядок его заполнения*(1), но официально еще не опубликован и находится на согласовании в Минюсте России. С большой долей вероятности можно сказать, что именно по этой форме организациям придется сдавать отчетность за I квартал 2014 года.
Что же изменилось в новой форме? Нужно ли представлять какие-то новые сведения? Какая ответственность предусмотрена за непредставление отчетности? На эти и другие вопросы нам ответила Тамара Николаевна Дашина, заместитель управляющего Отделением ПФР по городу Москве и Московской области.
Тамара Николаевна, расскажите, что изменилось в форме РСВ-1 в 2014 году?
Сейчас уже появился "эталонный" проект формы РСВ-1, который утвержден распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ и находится в настоящее время в Минюсте России. Скорее всего, именно этот вариант отчета и нужно будет использовать.
Что же в ней нового? Во-первых, вместо двух форм отчетности, которые были до 2014 года, появится единая форма, включающая в себя как расчеты по страховым взносам в соответствии с Законом N 212-ФЗ*(2), так и данные по застрахованным лицам в рамках действия Закона N 27-ФЗ*(3). Обратите внимание, что в IV квартале 2013 года отчитывались еще по старым формам.
Во-вторых, страховые взносы, которые уплачиваются в 2014 году, не подразделяются на страховую и накопительную части. В то же время в расчетной ведомости такое деление осталось в отношении прошлых периодов 2010-2013 годов.
Другое изменение затронуло разделы, касающиеся дополнительных тарифов страховых взносов, по тем видам профессий, для которых предусмотрен досрочный выход на пенсию в рамках Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"*(4). И в новой форме появилась градация тарифов для тех организаций, которые имеют определенный перечень профессий, относящихся к вредным.
На мой взгляд, отчетность сейчас становится проще. Ведь не будет такого сложного механизма стыковки данных персучета с расчетами. Такой показатель, как уплаченные страховые взносы, ранее указываемые в сведениях персучета, теперь отражаться в отчетности не будет.
Конечно, сведений, которые организациям придется указывать в отчете, стало больше, но это обусловлено только существенными изменениями, внесенными в законодательство*(5).
Будут ли в новой форме РСВ-1 учтены особенности распределения накопительной и страховой части трудовой пенсии?
В 2014 году организациям больше не придется разбивать отчисления в Пенсионный фонд РФ на накопительную и страховую части пенсии. Все платежи будут осуществляться по одному платежному документу.
Сейчас накопительная часть трудовой пенсии может выделяться на лицевом счете застрахованного лица только по его желанию. Для этого необходимо написать и передать заявление в территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ. После того как работодатель представляет отчетность и информация по начисленным страховым взносам заносится на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, накопительная часть пенсии выделяется на нем особым образом.
Итак, работодатель не принимает никакого участия в том, чтобы выделять накопительную часть пенсии по текущим платежам, начиная с 2014 года.
Все, что касается 2010-2013 годов или более ранних периодов, когда появилась накопительная часть, то задолженность по ней продолжает гаситься с учетом как страховых, так и накопительных взносов по тем нормам закона, которые были до января 2014 года. Таким образом, если была недоимка по накопительной части, то плательщик гасит ее, указывая в платежке, что это накопительная часть и соответствующие коды бюджетной классификации, по которым она сегодня уплачивается.
Останутся ли в новой форме разделы, касающиеся сведений об инвалидах?
Нет, в проекте новой формы этого раздела нет, он упразднен. В настоящее время заполнение сведений об инвалидах достаточно трудоемко и не совсем актуально. Ведь все эти моменты будут отслеживаться в ходе документальных проверок.
Хоть организация и не отражает в отчетности сведения по инвалидам индивидуально, информацию о наличии льготных тарифов указать все равно придется, ведь норма в законе осталась*(6).
Будут ли наравне с новой действовать какие-либо старые формы?
Параллельно, безусловно, нет. Но старые формы отчетности придется использовать в том случае, если, например, организация не отчиталась за прошлые периоды, когда эти формы были в ходу (2009-2013 гг.). Но уже в этом отчетном периоде, после утверждения новой формы РСВ-1, никаких других отчетов сдавать не придется.
Тамара Николаевна, поясните, в каком виде будет представляться новая форма, ведь во многих организациях численность сотрудников велика, а в отчетности нужно отражать сведения обо всех работниках? Сохранится ли принцип разбивки по пачкам для новой формы, как это было с отчетностью по персучету?
В новой форме есть раздел, который касается представления сведений персучета (Раздел 2.5). При этом принцип формирования по пачкам остается. Ведь если организация имеет тысячи работников, то не разбитый по пачкам отчет обрабатывать проблематично.
Но при этом стоит помнить, что, в соответствии с законодательством *(7), организации с численностью застрахованных лиц 50 и более человек представляют отчетность в электронном виде. А те компании, у которых менее 50 человек, могут представлять и в бумажном виде, однако такой отчет уже не будет больше одной пачки. Более того, планируется снизить этот порог до 25, а со временем и до 10 человек.
Сейчас активно популяризируется представление отчетности в электронном виде. Так, со временем отчетность можно будет сдать через портал госуслуг, который работает сегодня в рамках электронного правительства*(8).
Кроме того, в настоящее время работает и такой сервис, как "Личный кабинет плательщика страховых взносов". На данный момент он имеет высокую степень готовности, хотя и работает в режиме опытной эксплуатации. В нем тоже будет предусмотрена возможность представлять отчетность в ПФР в электронном виде.
Через личный кабинет плательщика страховых взносов можно будет и проверить представленный отчет на правильность заполнения, соотнесения всех граф и разделов.
Каким образом можно будет исправлять ошибки в отчетности за предыдущие периоды? И в какие сроки организация должна сдать исправленный отчет?
Отчетность за 2013 год и более ранние периоды можно будет уточнить, сдав соответствующий отчет по старым формам.
Что касается сроков, отводимых на исправление ошибок, то сейчас это две недели. Однако, учитывая, что уже начал работу сервис, в котором организации могут проверить сдаваемую отчетность, мы надеемся, что ошибок должно быть значительно меньше. Наиболее распространенной ошибкой останется только несоответствие Ф.И.О. работника номеру страхового свидетельства. И, конечно же, на ее исправление двух недель будет много. Поэтому, скорее всего, Пенсионный фонд РФ будет руководствоваться Законом N 212-ФЗ, в котором предусмотрено предоставлять пять дней на исправление ошибок*(9).
Какие штрафы предусмотрены за непредставление или непредставление в срок отчетности?
Закон N 212-ФЗ содержит норму*(10), которая предусматривает применение штрафных санкций за непредставление отчетности. Осталась такая же норма и в Законе N 27-ФЗ*(11). Она включает в себя штрафные санкции за непредставление отчета, а также за неполноту и недостоверность представленных сведений.
Возникает справедливый вопрос: в каких ситуациях какую статью применять? В том случае, если страхователь не представил отчетность, ориентироваться следует на Закон N 212-ФЗ. Положения Закона N 27-ФЗ за непредставление документов применяются к отчетности за более ранние периоды. Недостоверность и неполнота представленных сведений карается статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Поэтому выбор применяемой нормы зависит от того, какая складывается ситуация и какого рода нарушение выявлено.
Беседу провела
Е. Валуева,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пост. Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(3) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ)
*(4) ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ)
*(5) ст. 4, 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ
*(6) ст. 58 Закона N 212-ФЗ
*(7) ст. 8 Закона N 27-ФЗ
*(8) www.gosuslugi.ru
*(9) п. 3 ст. 34 Закона N 212-ФЗ
*(10) ст. 46 Закона N 212-ФЗ
*(11) ст. 17 Закона N 27-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.