Сотрудницей, являющейся матерью-одиночкой, работодателю представлены заявление о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и оригинал справки ЗАГС по форме N 25 (свидетельство о рождении ребенка). В справке ЗАГС по форме N 25 есть следующая запись: "данные об отце записаны со слов матери".
Какие дополнительные документы требуется представить сотруднице, чтобы работодатель мог назначить и выплатить ей единовременное пособие при рождении ребенка?
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Работающим по трудовым договорам лицам назначает и выплачивает данное пособие работодатель (п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н; далее - Порядок).
Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка сотруднице необходимо представить работодателю документы, предусмотренные п. 28 Порядка:
- заявление о назначении пособия;
- справку о рождении ребенка (детей), выданную органами ЗАГС;
- справку с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).
Как следует из ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ), свидетельство о рождении ребенка содержит в том числе сведения о фамилии, имени, отчестве, гражданстве родителей (одного из родителей). В силу п. 3 ст. 6 Закона N 143-ФЗ свидетельство о рождении выдается на основании сведений, подлежащих внесению в запись акта о рождении.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 143-ФЗ в случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка вносятся: а) на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка; б) по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено - тогда фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию; причем внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут вообще не вноситься.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 143-ФЗ по просьбе родителей (одного из родителей) им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка. Таким документом является справка по утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 форме: если у ребенка есть оба родителя либо сведения об отце в запись акта о рождении вообще не вносились - по форме N 24, а если сведения об отце ребенка внесены по указанию матери - по форме N 25.
Если сотрудница не состоит в браке, а данные об отце ребенка указаны в его свидетельстве о рождении на основании сведений, внесенных в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка, то пособие, по нашему мнению, также должны быть назначены матери ребенка на основании ее заявления без справки с места работы (места жительства) отца ребенка о не назначении пособий. Ведь сама по себе запись, содержащая сведения об отце ребенка, внесенная по заявлению матери, не свидетельствует об установлении отцовства, и юридическая связь между ребенком и лицом, указанным матерью в качестве отца ребенка, такой записью не подтверждается (ст.ст. 48 и 51 Семейного кодекса РФ). Поэтому в случае наличия сведений об отце ребенка в свидетельстве о рождении и предъявления матерью ребенка справки по форме N 25 работодатель, по нашему мнению, должен назначить и выплатить указанные в вопросе пособия матери ребенка без справки с места работы (места жительства) отца ребенка. Представление каких-либо дополнительных документов не требуется.
Единовременное пособие при рождении ребенка является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, а также пп. "а" п. 29 Порядка выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ). При этом в соответствии со ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ выплата страхового обеспечения осуществляется в счёт уплаты страховых взносов в ФСС РФ. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения. Иными словами, сумма выплаченных работодателем единовременного пособия на рождение ребенка уменьшает сумму, подлежащую оплате работодателем в виде страховых взносов в ФСС РФ. Если же сумма выплаченных пособий превышает размер начисленных страховых взносов, страхователь обращается в территориальный орган ФСС РФ за выделением средств в сумме указанного превышения (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Порядок возмещения расходов на выплату пособий по социальному страхованию установлен в ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ. Чтобы получить возмещение указанных расходов, в орган ФСС РФ необходимо представить документы, приведенные в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения".
Применительно к рассматриваемой ситуации к таковым относятся:
1. Письменное заявление страхователя (работодателя), которое должно содержать:
1) наименование и адрес страхователя - юридического лица либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства страхователя - физического лица;
2) регистрационный номер страхователя;
3) указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
2. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, представляемый по форме 4-ФСС за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения;
3. Копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (заявление о назначении пособия и справку о рождении ребенка, выданную органами ЗАГС).
Территориальный орган ФСС РФ обязан выделить страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов (ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). При этом перед тем, как принять решение о выделении средств страхователю, обратившемуся за возмещением расходов на выплату пособий, орган ФСС РФ вправе провести выездную проверку указанного страхователя, а также запросить у него дополнительные сведения и документы (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В случае отказа органа ФСС РФ в выделении средств на выплату страхового обеспечения в виде единовременного пособия при рождении ребенка решение о таком отказе страхователь вправе обжаловать в вышестоящий орган или в суд (ч. 6 ст. 4.6, п. 3 ч. 1 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
12 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.